Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинговые исследования






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Торгово-экономический институт

Кафедра торгового дела и маркетинга

Маркетинговые исследования

Методические указания по выполнению контрольных работ для бакалавров заочной и формы обучения в сокращенные сроки направления100700.62 Торговое дело профиль Маркетинг в торговой деятельности

 

КРАСНОЯРСК 2013


Составители: к.э.н., доцент Юшкова Л.В.

К.э.н., доцент Данильченко Ю.В.

Д.э.н., профессор Суслова Ю.Ю.

 

Рецензенты: О.Г. Алешина, к.э.н., доцент

Е.В. Щербенко, д.э.н., профессор

 

Методические указания рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры маркетинга «__» ________ 2013 г. Протокол №_ Зав.кафедрой ТДиМ______Ю.Ю. Суслова

 

 


1. Цель и задачи контрольной работы.

В соответствии с учебным планом бакалавров направления 100700.62 Торговое дело профиль Маркетинг в торговой деятельности для студентов заочной формы обучения и формы обучения в сокращенные сроки предусмотрено выполнение контрольной работы по дисциплине «Маркетинговые исследования».

Цель контрольной работы – закрепление теоретического материала, а также приобретение практических навыков проведения маркетинговых исследований. Контрольная работа должна выполняться в соответствии с требованиями данного методического указания. Контрольная работа включает в себя три теоретических вопроса, практическое а и задание или задачу.

В процессе оценки контрольной работы учитывается: полнота раскрытия всех теоретических вопросов на основе использования семи и более источников с ссылками на них; грамотность и логичность изложения; выполнение практического задания, в котором должно быть либо проведено маркетинговое исследование по одному из указанных товарных рынков или направлений, либо предусмотрено составление анкеты, либо построение шкал измерений, либо ответы на вопросы тестов или кейсов, решение задачи. При проведении практического маркетингового исследования необходимо руководствоваться определенными положениями и правилами Международного Кодекса МТП и ЕСОМАР по практике маркетинговых и социальных исследований (См.: приложение 1).

Наличие в работе рисунков, графиков, диаграмм, вторичной информации (статистические данные, которые уже были ранее опубликованы в печатных изданиях) обязательно. Не допускается компиляция (переписывание) учебного материала, работа должна представлять самостоятельное понимание студентом излагаемой темы.

Контрольная работа, получившая положительную оценку «зачет» остается на кафедре, регистрируется и сдается в архив, а получившая неудовлетворительную оценку, возвращается на доработку и пере рецензирование преподавателя.

Номер варианта контрольной работы определяется по двум последним цифрам зачетки простым делением на 30 с остатком (в случае, если они превышают 30). Например, если последние цифры зачетной книжки равны 57 – номер варианта – 27, а если 96 – номер – 6. В одной группе не допускается выполнение одинакового варианта контрольной работы, зачитывается тому студенту, который сдал ее раньше.


2. Тематика контрольных работ.

Вариант №1.

1. Понятие, сущность и содержание маркетингового исследования. Отличие маркетингового исследования от исследования рынка

2..Проблемы и способы измерений в маркетинговых исследованиях.

3. Методы изучения спроса на продукцию предприятия и его информационное обеспечение.

4. Задача

На основе эмпирических данных установлено, что за 2010 г. предприятием торговли было реализовано 456 единиц товара по средней цене 389 руб., а в 2011 г. было продано 412 единиц товара по средней цене 420 руб. Товарооборот предприятия в 2006 году составил 157111 рублей. Темп снижения численности населения г. Красноярска в 2010-2011 гг. составил 1, 3 %., а темп роста доходов – 1, 12 %

Рассчитайте коэффициент эластичности спроса на товар, темп прироста спроса на товар, общий объем спроса на товар.

 

Вариант №2.

1. Маркетинговая информация: свойства и классификация. Источники первичной и вторичной информации, их преимущества и недостатки

2.. Маркетинговая информационная система: концепция, подходы, элементы.

3. Этапы изучения спроса на потребительском рынке: их содержание и информационное обеспечение.

4. Задание.

Исследуйте характер и мотивы потребления молока и молочных продуктов на локальном рынке Красноярского края по результатам составленной Вами анкеты. Дайте характеристику объекта исследования. Выясните состояние рынка, ассортимент. Определите цели, задачи, этапы исследования потребителей данного товара, объем потребления, частота и мотив покупки, состояние спроса

 

Вариант №3.

1. Планирование программы исследования.

2. Анкетирование в маркетинговых исследованиях. Архитектура вопросников.

3. Способы оценки конъюнктуры рынка.

4. Задача.

Маркетинговая служба провела исследования красноярского рынка парфюмерных товаров. Была изучена сегментация потребительского спроса, выделены группы потребителей и их приоритеты.

Таблица 1-Особенности спроса покупателей разного возраста

Возраст, лет Доля в составе покупателей, % Среднее кол-во наименований парфюмерии у владельца, шт. Продукцию каких фирм предпочитает (в порядке убывания частоты упоминания)
    Мужчины  
18-20     Тиффани, Драккар, Аламо
20-25     Аламо, Тиффани, Арамис
25-32     Богар, Пур Омм, Филеас, Уан Мэн Шоу, Шевиньон, Драккар
33-45     Лапидус, Уан Мэн Шоу, Богар, Шевиньон
45-55     Лапидус, Богар, Арамис, Пур Омм
55 и выше     Лапидус, Богар, Пур Омм
    Женщины  
До 15     Ева Флор, Изабель
15-18     Лакоста, Паола, Нина Риччи
18-23     Уайт Лайнен, Эсти, Клима
23-28     Опиум, Дюна, Пуазон, Шанель
28-35     Палома Пикассо, Трезор, Пуазон, Клима, Кристиан Диор
35-45     Креатон, Палома Пикассо, Пуазон
45-55     Креатон, Палома Пикассо, Пуазон
55 и выше     Креатон, Палома Пикассо, Пуазон, Белый лен Есте Лаудер

Ответьте на вопросы: на продукцию, каких фирм целесообразно, в первую очередь, ориентировать сбыт? Объясните свой выбор. Следует ли при реализации маркетинговой стратегии учитывать возраст потенциальных покупателей? Почему вы так считаете? Насколько часто следует изучать сегментацию потребительского спроса? Какими еще показателями вы дополнили бы приведенную выше таблицу для повышения объективности маркетингового исследования?

 

Вариант №4

1. Общая характеристика этапов проведения маркетинговых исследований.

2. Последовательность вопросов в анкете. Виды вопросов и шкал, используемых в анкетах-вопросниках.

3. Эксперимент как метод сбора маркетинговой информации.

4. Задача.

Для маркетингового исследования рынка молочной продукции г. Красноярска необходимо провести анкетирование. Определите объем выборки, если известно, что в г. Красноярске проживает 890 тысяч человек, из них 25 % не потребляют молочные продукты, причем ошибка доли, согласно предварительного исследования, колеблется в пределах 4 %. Какой вид выборки Вы можете рекомендовать исследователю?

 

Вариант №5.

1. Аналитический этап эксперимента.

2. Основные принципы организации службы маркетингового исследования.

3. Методика анализа сбытовой политики предприятия

4. Задание.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЧАЯ

Одна из фирм г. Красноярска решила выйти на рынок чая с чаем «Императорский». Сырье для производства чая поставляется из Индии. Продукт выполняется по улучшенной традиционной технологии. Для выяснения целесообразности в создании предприятия и его дальнейшего функционирования, фирма поставила для себя задачу исследовать проблему развития российского рынка чая. Предварительный анализ рыночной ситуации показал, что емкость российского рынка чая оценивается в настоящее время приблизительно в 40 тысяч тонн в год. Общий же объем импорта составляет только около 28 тысяч тонн. Кроме того, возможен рост спроса на чай. В 1998 году цены на продукцию возросли на 10 %, в 1999 году на 10 -15%, а в 2000 году тоже на 10-15%. Подобное увеличение стоимости чая было обусловлено ростом цен на чай и введением новых пошлин на импортные товары. Интересно, что даже повышение цен в пределах 20% в год не вызвало бы серьезных изменений спроса. Потребителями абсолютного большинства сортов чая являются достаточно обеспеченные слои населения, для которых подобное подорожание не сыграло бы особой роли. В период с 1995 по 2000 года оптовая цена на чай увеличивается почти в 2, 5-3 раза, тем не менее, спрос на него продолжает оставаться достаточно устойчивым. Существенное изменение претерпевает структура спроса па чай. Решающее значение приобретает соотношение калорийности и цены товара, что связано в наибольшей степени с уменьшением реальных доходов населения.

 
 

 


1995 1998 1999 2000 год

Рисунок 1 Динамика спроса.

цена

10-15%

10-15%

100%

       
   
 

 

 


1995 1998 1999 2000 год

Рисунок 2 Данные по темпам роста потребительских цен.

 

Для анализа предложения исследуем объем импорта чая по России в целом, причем дан­ный объем в 2000 году составляет 40 тысяч тонн. Исследование во временном интервале прово­дим по годам, так как сезонное изменение роста объема предложение незначительно.

 
 

 


1995 1998 1999 2000 год

Рисунок 3 Динамика предложения.

Таблица 1

Объем предложения (т)

Год        
Объем предложения 0, 83 0, 86 0, 93 0, 98

V.T.

 
 

 

 


1995 1998 1999 2000 год

Рисунок 4. Динамика взаимодействия спроса и предложения.

 

 

Результаты анкетирования (в % от числа опрошенных):

1. Пьете ли Вы чай?

Да  
Нет  

2. Укажите, пожалуйста,

а) количественный состав Вашей семьи (человек) б) Ваш возраст (лет) в) уровень Вашего дохода (руб.)

1 человек 15, 87   до 17 4, 7   До 1000 5, 32
2 человека 9, 6   От 18-35 58, 34   1000-2000 35, 26
3-4 человека 52, 56   35-55 22, 5   2000 и более 59, 46
более 4 человек 22, 04   выше 14, 96      

3. Постоянно ли Вы приобретаете чай?, %

Да    
Нет    

4.Какой чай Вы предпочитаете?

Гранулированный 56, 17   Принцесса Гита 43, 16
Листовой 23, 33   Принцесса Канди 12, 34
Крупнолистовой 20, 50   Принцесса Нури 24, 47
      Ceilon Tea 21, 03
Только высшего сорта   48, 36    
Только определенной марки   51, 64    
           

5. Что имеет для Вас наиболее важную роль?

Цена   33, 54  
Оформление упаковки   1, 92  
Доступность   23, 93  
Расфасовка   28, 28  
Внешние рекламы   31, 84  

6.Что Вас не устраивает в чае, который Вы пьете?

Цена   24, 15  
Оформление упаковки   23, 93  
Качество   23, 93  
Доступность   4, 91  
Расфасовка    

7. Где Вы обычно покупаете чай?

В магазине   24, 16  
В киоске   6, 50  
В павильоне   29, 33  
На рынке   20, 01  

Таблица 2

Уровень дохода

Социальная группа % от числа опрошенных Среднемесячный доход (руб.)
Бедное 5, 32 До 500
Рабочий класс 35, 26 500-1000
Класс выше среднего 59, 46 1000 и выше

Самым тяжелым в маркетинговом исследовании является работа с потребителями, которая в зависимости от содержания необходимой информации, может проводиться на разных уровнях. Большую помощь в маркетинговом исследовании оказывает анкетирование. В результате анкетирования были выделены некоторые требования к товару:
1)Большинство покупателей употребляют чай определенной марки.

2)Ценовой фактор в сочетании с качеством. Потребитель всегда ориентируется на количество, качество и низкую цену.

3)Требования различных категорий покупателей определяются психологическим содержанием этих категорий, т.е. желание отдельного покупателя зависит от его принадлежности к какой-либо группе и его собственного мировоззрения.

Исследование положения конкурентов на рынке показало, что данные конкуренты не располагают широким ассортиментом, чтобы сбалансировать спрос и предложение между собой и оформить плавное изменение цен при переходе от одного вида продукции к другому. Реклама у фирм-конкурентов развита очень хорошо. Она направлена на привлечение новых потребителей. Фирмы-конкуренты проводят глобальное исследование рынка для поддержания положения на мировом уровне. Конкуренты являются настолько сильными, что единственной и крупной проблемой для новых форм является достижение необходимого уровня и нахождения компромиссных вариантов между фирмами. На рынке конкуренцию чаю «Императорский» составит гранулированный чай «Принцесса Гита», который пользуется хорошим спросом и предложением.

Таблица 3

Предпочтение марок чая.

Возрастная категория Наименование чая До 17 18-35 36-55 Свыше 55
Принцесса Гита        
Принцесса Канди        
Принцесса Нури        
Ceilon Tea        
Императорский        

На рисунке 5 приводятся данные, характеризующие относительную важность отдельных методов стимулирования продаж как одного из способов увеличения объема продаж. Проанализировав ситуацию, можно сделать выводы о наилучшем методе торговли:

1) Снабжение всех торговых точек товаром.

2) Организация мелкооптового сбыта с розничной продажей.

3) Проведение широкой рекламной компании.

 
 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал