Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эластичность спроса по доходу. Классификация товаров по эластичности спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя: Рис.
Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов (e I = 1), называют товарами ⌠ второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости. Функциональный и нефункциональный спрос. Анализ потребительского поведения позволяет выделить две разновидности спроса: · функциональный — это спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами товара; · нефункциональный — это спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских качеств товара, а под влиянием каких-то других факторов. Например, эффект присоединения к большинству (или эффект «вагона») (вызывает рост спроса на модный, распространенный товар), эффект сноба (вызывает снижение спроса на популярный у большинства товар), эффект показательного потребления или эффект Веблена (престижное потребление, рост спроса на относительно более дорогие товары). Разновидностью нефункционального спроса является нерациональный спрос потребителя — незапланированные покупки, вызванные сиюминутным желанием. Третья разновидность нефункционального спроса — спекулятивный спрос, то есть спрос в условиях дефицита товаров. Результатирующее изменение кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых факторов.
|