![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третьи лица
Кроме субъектов, участвующих в гражданском процессе в качестве истцов и ответчиков, в разрешении спора между ними могут быть заинтересованы и другие лица, которые могут вступать в процесс в качестве третьих лиц. Третьи лица в гражданском процессе - это такие участвующие в деле лица, которые вступают либо привлекаются в уже возбужденное в суде дело для защиты своих прав или охраняемых законом интересов, не совпадающих с интересами первоначальных сторон, поскольку решение суда по делу может затронуть и их права и интересы. Исходя из того, что характер заинтересованности в исходе спора между первоначальными сторонами может быть различным, действующее процессуальное законодательство различает два вида третьих лиц: заявляющих самостоятельные требования на предмет спора (ст. 42 ГПК РФ) и не заявляющих таковые (ст. 43 ГПК РФ). Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, - это лица, вступающие в уже возникший процесс путем предъявления иска на общих основаниях для защиты своих прав и интересов на предмет спора. Исходя из определения, вступление третьего лица в процесс есть предъявление собственного иска. Особенность же состоит в том, что иск предъявляется к лицам, которые уже являются участниками судопроизводства по определенному делу. Происходит вторжение в чужой процесс. Самостоятельность требования выражается в том, что оно имеет свой предмет и свое основание. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора обладают всеми самостоятельными правами истца, их требования могут быть направлены как истцу, так и ответчику. Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, - это лица, участвующие в процессе на стороне истца или ответчика в целях защиты своих интересов в связи с возможностью предъявления к ним в будущем регрессного иска или ввиду иной заинтересованности в исходе дела. Признаками таких третьих лиц являются: - отсутствие самостоятельного требования на предмет спора; - вступление в уже начатое, по инициативе истца дело и участие в нем на стороне истца или ответчика; - наличие материально-правовой связи только с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает; - защита третьим лицом собственных интересов, поскольку решение по делу может повлиять на его права и обязанности. В отличие от третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, третьи лица, не заявляющие таковые, не могут совершать действия, направленные на распоряжение предметом спора. 17.Участие прокурора в гражданском процессе Как уже отмечалось выше, прокурор является самостоятельным участником гражданского процесса. Участие прокурора в гражданском процессе регламентируется положениями Конституции РФ, Федеральным законом от 17 января1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокурор осуществляет (согласно ст. 1 ч. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ»): 1) надзор за исполнением законов, за соответствием законам правовых актов, издаваемых государственными органами, органами местного самоуправления (предметом надзора являются соблюдение норм Конституции РФ, исполнение законов, действующих на территории РФ); 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями; 3) надзор за исполнением законов судебными приставами и т. д. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью влияния на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности недопустимо (ст. 5 ч. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ, в частности ГПК РФ. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Таким образом, прокурор может участвовать в гражданском процессе в двух случаях: 1) обращаться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов других лиц; 2) вступать в процесс для дачи заключения по делу. В ст. 45 ГПК РФ предусматривается участие прокурора в гражданском судопроизводстве.Прокурор вправе обратиться с заявлением в суд о возбуждении гражданского производства по делу в защиту прав, свобод и законных интересов в отношении: 1) неопределенного круга лиц; 2) интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 3) гражданина, если только гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (случаи невозможности участия в гражданском производстве по делу устанавливает суд). Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если оно не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Что касается вступления прокурора в процесс для дачи заключения по делу, то ГПК РФ определены категории дел, по которым прокурор должен дать свое заключение: по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных российским законодательством, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела. В свою очередь, в ГПК РСФСР положение прокурора не было ограничено: он мог свободно вступать в любую стадию гражданского судопроизводства, если этого требовало охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан. Прокурор не нес никаких процессуальных обязанностей по отношению к истцу, ответчику. В целом участие прокурора в гражданском процессе РСФСР носило привилегированный характер: он первым выступал в судебных прениях, вел состязание с ответчиком и т. д. 18.Формы участия прокурора в гражданском процессе В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор может обращаться в суд с заявлением о возбуждении гражданского дела. А согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс, который возбужден другими лицами. Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах: 1.когда он начинает процесс (обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц); 2.когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами (определение суда о необходимости его привлечения к делу). В ч. 1 ст. 45 ГПК не названы материально-правовые отношения, по которым прокурор может подать заявление в суд, а указываются лишь лица, в защиту прав которых может выступать прокурор. Такая формулировка процессуального закона открывает довольно широкий простор для прокурорского усмотрения. Тем не менее, в ряде других законов и в самом ГПК есть конкретные случаи, когда прокурору предоставлено право обращаться в суд исходя из особенностей материально-правовых отношений. Что касается вступления прокурора в уже начатый процесс, то в ч. 3 ст. 45 ГПК дается перечень дел, вытекающих из различных материально-правовых отношений, по которым участие прокурора предполагается. К ним относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные дела, предусмотренные ГПК и другими федеральными законами. По этим делам прокурор дает заключение, осуществляя тем самым свои полномочия по надзору за соблюдением законности. В ряде статей ГПК указывается на необходимость участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел. К ним относятся дела: 1.об установлении усыновления (ст. 273); 2.о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст. 278); 3.об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284); 4.о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст. 304). Если федеральные законы не предписывают необходимости участия прокурора в гражданском судопроизводстве, то прокурор самостоятельно принимает решение о необходимости участия в том или ином деле. Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора поможет не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела. По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и привлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск. Участие прокурора в рассмотрении и разрешении гражданских дел во второй и последующих инстанциях зависит от того, участвовал ли прокурор в суде первой инстанции. Если он не участвовал, то не может подать апелляционное, кассационное представление о пересмотре дела. Обращение прокурора в порядке надзора о пересмотре судебных решений, определений, вступивших в законную силу, также не предусмотрено ГПК, когда его не было в суде первой инстанции (ст. 320, 336, 376). Если он участвовал в суде первой инстанции, то участие во всех последующих инстанциях обеспечивается работниками прокуратуры соответствующего звена по поручению прокуроров области, края, республики и т.д. Следует иметь в виду, что ст. 394 ГПК предоставляет право прокурору подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, независимо от того, участвовал ли ранее прокурор в этом деле. 19. Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц. В решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение в суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа или лица. Компетенция соответствующего органа как совокупность полномочий определяется законом, уставом, положением. 20.Действующее законодательство (ч. 1 ст. 47 ГПК) устанавливает участие в гражданском деле государственных органов, органов местного самоуправления в форме дачи заключения по делу. В этом случае указанные органы вступают в начатый процесс, другим лицом. Вопрос об участии государственных органов и органов местного самоуправления по конкретным категориям гражданских дел обусловлен законом. Цель такого участия - осуществление возложенных на них обязанностей и защита прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Государственные органы и органы местного самоуправления вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, до принятия решения судом первой инстанции. Так, в соответствии с п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Обязательное участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления предусмотрено непосредственно как самим ГПК, так и другими законами. Так, с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства рассматривается заявление об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ст. 284 ГПК), об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК) и др. При этом в силу ч. 1 ст. 272 ГПК судья при подготовке дела об усыновлении к судебному разбирательству обязывает представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. В силу п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 73 СК РФ дела о лишении родительских прав, дела о восстановлении в родительских правах, дела об ограничении родительских прав рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства. Об обязательном привлечении к участию в деле органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, говорится в ст. 78 СК РФ. Кроме того, указанный орган обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. При вступлении в дело государственных органов и органов местного самоуправления представление заключения - не только право указанных органов, но и их обязанность. В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК суду предоставлено право по своей инициативе привлекать к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления. Такая инициатива может быть проявлена судом в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также в иных необходимых случаях. Указанные органы могут быть привлечены судом к участию в деле в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц. Согласно ст. 189 ГПК заключение государственного органа, органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. В ст. 189 не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слово «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так как огласить можно только то, что написано. Обычно письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своем заключении касается не только отдельных фактов, но и существа спора (чем они отличаются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта). В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании. В судебных прениях представители государственных органов, органов местного самоуправления, обратившихся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают с речью первыми (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформулированное заключение. То обстоятельство, что заинтересованность в деле государственного органа, органа местного самоуправления носит государственно-правовой характер, сближает его положение в процессе с положением прокурора. Но если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом любого гражданского дела и давать заключение как по отдельным вопросам, так и по делу в целом, то государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом. В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением. Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают1. С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют следующие органы управления: а) органы опеки и попечительства - по делам, затрагивающим семейно-брачные отношения (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК РФ); б) отделы социального обеспечения - по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим и др. - ст. 262 ГПК); в) жилищно-коммунальные органы - по делам, связанным с владением жилищными и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком. Участие в гражданском процессе указанных органов и обязанность извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления в пределах его компетенции, что также является основанием участия в деле. 21.Ведения дел в суде через представителя Лица, участвующие в деле (т. е. стороны, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступившие в процесс в целях дачи заключения, заявители и заинтересованные лица), могут вести свои дела в суде через представителей. Однако участие в деле представителя не исключает непосредственного участия гражданина или органа, представляющего юридическое лицо (согласно ст. 48 ГПК РФ). Представителями в суде могут быть не все граждане, а только те, которые обладают полной право-и дееспособностью. Статья 21 ГК РФ определяет, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Однако наступление полной дееспособности наступает и тогда, когда гражданин эмансипирован. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным гражданином (эмансипированным) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Исходя из этого представителем в гражданском процессе не может быть гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, но признанный судом недееспособным или ограниченным в дееспособности. В ст. 34 ГПК РФ лицом, участвующим в деле, также признается и прокурор. На прокуратуру в силу ФЗ «О прокуратуре РФ» возложена обязанность по осуществлению надзора за исполнением норм Конституции РФ, нормативных актов, действующих на территории РФ, и т. д. И, несмотря на то что прокурор является лицом, участвующим в деле, он не может в суде иметь своего представителя, так как он является представителем единой федеральной централизованной системы. Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители. Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости – учредительными документами. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии. Лицо, пожелавшее вести свои дела через представителя, в гражданском процессе именуется доверителем. Представитель должен оказывать помощь доверителю по осуществлению предоставленных в силу процессуального законодательства, процессуальных прав и исполнению возложенных на него процессуальных обязанностей. Представитель своею деятельностью должен способствовать реализации задач гражданского судопроизводства – защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, чье право нарушено. Стоит различать два института гражданского процессуального права: 1) представительство; 2) правопреемство. Представительство призвано оказать помощь доверителю в осуществлении его процессуальных прав и возложенных на него процессуальных обязанностей. В свою очередь, процессуальное правопреемство отличается от института представительства целью, т. е. непосредственного создания, изменения и прекращения, гражданских прав и обязанностей представляемого. Гражданское процессуальное законодательство в ст. 51 ГПК РФ определяет круг лиц, которые не могут быть представителями в суде: судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде, за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Каждый гражданин имеет право обратиться за помощью к юридически грамотному гражданину для представления в суде. Одним из квалифицированных специалистов является адвокат. Если лицо привлекает к участию в деле адвоката, то необходимо также руководствоваться нормами специального законодательства, т. е. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», где закреплены основные положения участия адвоката в процессе. Согласно ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»адвокат не может участвовать в деле в качестве представителя, если: 1) имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; 2) участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; 3) состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; 4) оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица. В ГПК РСФСР также указывалось еще одно основание, при наличии которого адвокат не мог участвовать в гражданском судопроизводстве: исключение из коллегии адвокатов (ст. 47 ГПК РСФСР). Согласно ст. 50 ГПК РФ суд может назначить адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, местожительство которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. А. А. Власов в своей статье поднимает вопрос о внесения изменений в ст. 34 ГПК РФ. Он считает необходимым признать адвоката лицом, участвующим в деле[6]. А. А. Власов считает, что адвокат призван выступать в роли гаранта соблюдения субъективных прав граждан и организаций в гражданском процессе. Как свидетельствует практика, чаще всего представителями в суде выступают именно адвокаты. И это не случайно, поскольку они обладают специальными знаниями в области права и практическим опытом осуществления представительских полномочий в суде, для них защита прав и интересов других лиц и оказание им юридической помощи являются профессиональным занятием. Необходимо также отметить, что адвоката от других представителей отличает то, что члены коллегии адвокатов должны иметь высшее юридическое образование, пройти соответствующую стажировку, не иметь судимости и быть безупречными в нравственном отношении (согласно ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»). Деятельность и членство в коллегиях адвокатов постоянно контролируются президиумами коллегий адвокатов, которые оказывают им методическую помощь. С мнением А. А. Власова невозможно не согласиться. Адвокат действительно является наиболее квалифицированным работником, но лицом, участвующим в деле, он быть не может. Представляется, что адвокат не может выступать как лицо, участвующее в деле. Статус адвоката рассматривается как статус помощника, но не лица, которое выступает в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. Выступая в качестве представителя, адвокат представляет лишь одну из сторон в гражданском судопроизводстве, в соответствии с этим он не имеет широкого круга процессуальных прав. Существует определенный объем процессуальных прав, которые могут осуществляться представителем. В то же время существуют и ограничения. Без письменного разрешения (доверенности) доверителя адвокат не может заключать мировое соглашение, изменять предмет и основание иска и т. д. В гражданском процессе выделяется несколько видов представительства: 1) законное представительство, осуществляющееся в силу закона. В ст. 52 ГПК РФ определяется, что права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законодательством. По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения, которых принадлежит представляемым. Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому лицу, избранному ими в качестве представителя; 2) добровольное представительство, по-другому называемое договорным представительством. От законного представительства оно отличается тем, что возникает на добровольной основе доверителя, а не в силу закона. Добровольное представительство возникает посредством заключения гражданско-правового договора (поручения или оказания услуг). Законное и добровольное представительство отличается также по лицам, представляющим доверителя. Если в законном представительстве представителями могут быть только установленные законом лица (родители, попечители, опекуны, усыновители или иные лица, которым согласно закону предоставлено это право), то в добровольном представительстве представителем может быть любое дееспособное лицо, выбранное доверителем; 3) общественное представительство, осуществляющееся общественными объединениями и организациями для защиты прав и интересов их членов. Например, в ст. 370 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) говорится о том, что профсоюзные организации имеют право защищать права и интересы членов профессионального союза. В ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусмотрена возможность профсоюзов, их объединений, первичных профсоюзных организаций и их органов представлять и защищать права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. А в области коллективных прав и интересов профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации представляют права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах; 4) представительство, назначаемое судом. Статьей 50 ГПК РФ установлены случаи, когда представитель может быть назначен судом. Суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, местожительство которого неизвестно, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается местожительство их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства следует отличать от места пребывания гражданина (такого как гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение). В данном случае необходимо определить круг полномочий адвоката. В ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» закреплены основные права адвоката: 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката; 2) спрашивать согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь; 3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством РФ; 4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи; 5) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну; 6) совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ. Представительство на основе устава, положения и других специальных актов осуществляется согласно нормам, закрепленным в специализированных актах, уставах, положениях. Например, согласно Консульскому уставу консулы осуществляют представительство в суде интересов иностранных граждан и лиц без гражданства.
|