Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок возбуждения надзорного производства






См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

1.

1. лиц, участвующих в деле, и

2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Содержание надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

1.

1. наименование суда, в который они подаются;

2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

1.

1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой, частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;

2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к надзорным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;

5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных частью второй статьи 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации

·

· по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо

· по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

1.

1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1.права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2.права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3.единообразие в толковании и применении судами норм права.

56.Процессуальный порядок пересмотра решений, определений по вновь открывшимся обстоятельствам

Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено всем участвующим в деле лицам: сторонам, третьим лицам с самостоятельными требованиями, третьим лицам без самостоятельных требований и т.д. Право на возбуждение данного производства принадлежит и правопреемникам участвующих в деле лиц. По ГПК 2002 г. прокурор вправе требовать пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам только в случае, если он участвовал в рассмотрении дела.

Лица, участвующие в деле, подают заявления, прокурор - представление о пересмотре решения или определения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассматривать заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам вправе только те суды, которыми были вынесены эти постановления.

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам определений суда апелляционной, кассационной инстанций, определений и постановлений суда надзорной инстанции, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, осуществляется судом, изменившим решение или вынесшим новое решение.

Постановления судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, которыми было прекращено производство по делу или оставлено заявление без рассмотрения, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, прекратившим производство по делу или оставившим заявление без рассмотрения.

Заявление, представление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть поданы лицами, участвующими в деле, или прокурором в суд, вынесший постановление.

Для подачи заявления, представления о пересмотре судебного постановления установлен трехмесячный срок со дня установления обстоятельств, служащих основанием для пересмотра.

Срок подачи заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции исчисляется в случаях, предусмотренных:

п. 1 ч. 2 ст. 392 ГПК - со дня открытия существенных для дела обстоятельств;

п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 392 ГПК - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

п. 4 ч. 2 ст. 392 ГПК - со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции, которые отменяют ранее вынесенные решение, приговор, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции; либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда, постановление президиума суда надзорной инстанции.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом в общем порядке.

Заявление, представление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются в судебном заседании. Стороны, прокурор и другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не служит препятствием для рассмотрения заявления, представления.

Разбирая дело, суд должен установить наличие вновь открывшихся обстоятельств и решить, насколько эти обстоятельства влияют на правильность вынесенного постановления.

Лица, участвующие в деле, и прокурор до разбирательства дела и в судебном заседании вправе представлять доказательства в подтверждение или опровержение оснований к пересмотру постановления. Эти доказательства исследуются и оцениваются судом по общим правилам гражданского судопроизводства.

Рассмотрев заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, суд выносит определение, которым либо удовлетворяет заявление, представление и отменяет свое постановление, либо отказывает в пересмотре.

В случае отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается по существу в общем порядке по правилам, установленным ГПК.

На определение об отказе в удовлетворении заявления, представления о пересмотре решения, определения, постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подана частная жалоба, определение об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит.

57. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В гражданском судопроизводстве иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные орга­низации (далее — иностранные лица) имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 398 ГПК).

С юридической точки зрения иностранный гражданин — это человек, чье процессуально-правовое положение определяется од­новременно двумя законодательствами: российскими граждански­ми процессуальными законами и правом страны, гражданство которой он имеет (личный закон).

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным (ст. И Закона РФ от 28 нояб­ря 1991 года (с последующими изменениями и дополнения­ми) «О гражданстве Российской Федерации»1).

В законе предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц определяет­ся их личным законом (ч. 1 ст. 399 ГПК).

Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, на основе которого и определяется ее процессуальная правоспособность (ч. 1 ст. 400 ГПК). Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспо­собной в соответствии с российским правом.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответст­вии с которым она создана, ее учредительных документов или со­глашения с компетентным органом РФ (ч. 3 ст. 400 ГПК).

В случае если гражданин наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается рос­сийское право. При наличии у гражданина нескольких граж­данств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства (ч. 2 ст. 399 ГПК).

В случае если иностранный гражданин имеет место житель­ства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства счита­ется право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуаль­но дееспособным, может быть на территории Российской Феде­рации признано процессуально дееспособным, если оно в соот­ветствии с российским правом обладает процессуальной дееспо­собностью (ч. 5 ст. 399 ГПК).

Распродаём всё!

-70%. Максимум жары - максимум скидок. Мужская коллекция

lamoda.ru

Удобное лето!

Мужские мокасины, экспадрильи и топсайдеры по супер-ценам.

lamoda.ru

от 700 руб.

Вся обувь у нас!

Женская обувь

lamoda.ru

от 599 руб.

С участием таких субъектов регулирование правоотношений безусловно более сложное, чем с участием россиян.

Таким образом, юридический статус иностранных лиц в пра­восудии обусловлен следующими принципиальными началами:

— национальным режимом (гражданской процессуальной формой) судопроизводства, то что именуется lex fore (закон мес­топребывания). Включение иностранного права (lex patria — за­кон отечества) невелико и предусмотрено в законе;

— равенством всех лиц перед законом независимо от национа­льности, социального положения и вероисповедания. Те социаль­ные и правовые льготы и привилегии, которыми иностранные лица были наделены у себя на родине, в российском гражданском про­цессе не действуют;

— единством процессуальных прав и обязанностей;

— гарантированностью предоставляемых прав российским го­сударством.

Идея правового регулирования статуса иностранцев в граж­данском судопроизводстве заключается в том, что они приравни­ваются к российским гражданам, т. е. наделяются теми же пра­вами и обязанностями (ч. 2 ст. 398 ГПК).

Без всяких отличий им предоставлено право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, и при этом не имеет значения, живет ли иностранец в России или за границей. Суд вправе отказать иностранцу в принятии или воз­вращении поданного заявления лишь в случаях, указанных в ст. 134, 135 ГПК.

Однако имеется и некоторая специфика. Так, один из супру­гов проживает в Российской Федерации, а другой — в Республи­ке Беларусь. Если последний расторг брак в своей стране, то российский суд вправе отказать второму супругу в принятии за­явления о расторжении брака по п. 2 ст. 134 ГПК в случаях, когда между государствами заключен договор о взаимном при­знании и исполнении судебных решений.

К числу таких многосторонних договоров между странами СНГ, в частности, относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 года и ратифици­рованная Российской Федерацией 4 августа 1994 года.

Иностранные лица могут быть освобождены от уплаты судеб­ных расходов наряду с российскими гражданами, и не имеет значения, освобождаются ли россияне от уплаты государствен­ной пошлины и судебных издержек в том или ином государстве.

Таким образом, иностранные лица в гражданских процессуаль­ных правоотношениях приравнены к российским гражданам. Вме­сте с тем судопроизводство применительно к иностранным лицам имеет некоторые особенности:

Дверной ВидеоглазокДверной Видеоглазок

Ваш сюрприз для непрошенных гостей! Доставим по всей России.

5 400 руб. Элитная цепь BVLGARIЭлитная цепь BVLGARI

Эта цепь - только для настоящих мужчин. Сегодня скидка 50%!

1 990 руб.

— подсудность гражданских дел с участием иностранных

лиц;

— национальный язык судопроизводства. Данное требование более жестко в делах с участием иностранных лиц, поскольку независимо от того, владеют или не владеют иностранные лица языком, на котором ведется судопроизводство, в судебном засе­дании должен присутствовать переводчик, что и отмечается в су­дебном протоколе;

— судебное представительство. Им может быть представите­льство консула страны, гражданином которой является иностра­нец. Консульские работники по служебному положению вправе и обязаны представительствовать в судах. Выступают они без доверенностей и обладают всеми процессуальными правами и обязанностями, как и законные представители, однако ино­странец вправе отказаться от услуг консула и заменить его дру­гим представителем;

— правовая легализация документов, изготовленных за гра­ницей. Суть ее заключается в свидетельствовании консульством подлинности подписей на конкретном документе с тем, чтобы не возникали сомнения в его действительности;

— иммунитет от гражданской юрисдикции, освобождающий определенную группу иностранцев от какой-либо гражданской процессуальной обязанности или гражданской ответственности. Иммунитет распространяется в основном на ответчиков и свиде­телей.

Все иностранные лица, в зависимости от степени распростра­нения иммунитета от гражданской юрисдикции, подразделяются на три группы:

— дипломатические и консульские представители, члены пра­вительственных делегаций;

— члены семей вышеназванных должностных лиц, сотрудни­ки административно-технического персонала посольств и кон­сульств, а также члены их семей;

— иные иностранные граждане: студенты, туристы, бизнесме­ны, транзитные пассажиры и прочие.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федераль­ных законах, подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договора­ми Российской Федерации (ч. 3 ст. 401 ГПК).

К ним нельзя предъявить в российских судах иски, за исклю­чением случаев, когда они за пределами официальных функций вступили в гражданско-правовые отношения в связи со строени­ем, наследованием и т. п. Дипломаты могут, если пожелают, вы­ступать в суде свидетелями, но их нельзя обязать являться в суд, принудительно доставлять в суд. Консулы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний лишь в отношении того, что отно­сится к их официальной деятельности.

В отношении граждан второй группы иммунитет распростра­няется на действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей, при условии, что и российским гражданам такой же режим предоставлен иностранным государством. Иными сло­вами, иммунитет предоставляется на началах взаимности (ч. 4 ст. 398 ГПК). Иммунитет не распространяется на иски о воз­мещении вреда, причиненного при дорожно-транспортных проис­шествиях, на иски из договоров покупки вещей для себя лично.

Иностранные лица третьей и самой многочисленной группы иммунитетом от гражданской юрисдикции не наделены.

Иммунитет иностранного государства представляет собой иск­лючение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве.

Судебный иммунитет иностранного государства означает непод­судность одного государства суду другого государства и, как следст­вие, недопустимость предварительного обеспечения иска, принудите­льного исполнения принятого в отношении него судебного решения.

Поэтому предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, а также привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностран­ному государству и находящееся на территории Российской Фе­дерации, принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с со­гласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Россий­ской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 401 ГПК).

58. Понятие третейского судопроизводства

Наряду с судебной формой защиты, осуществляемой судами общей юрисдикции и арбитражными судами, законодательство (ст. 11 ГК РФ) предусматривает возможность защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов в третейских судах.

Право выбора конкретной формы защиты права принадлежит заинтересованным лицам.

Третейский суд - суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами.

Третейское разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению судебным разрешением спора:

быстрота и экономичность рассмотрения дела;

возможность создания специализированного третейского суда;

существование фактора " повышенного доверия" как к судьям, так и к поставленному ими решению;

конфиденциальность;

возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора.

Разновидности третейских судов

Законодательство различает несколько разновидностей третейских судов: по субъектам спора, срокам и т.д. Одни суды предназначены для разрешения споров между гражданами, другие - для разрешения экономических споров с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей (так называемые третейские суды в экономической сфере). Вторые - рассматривать дела по спорам между гражданами и организациями Российской Федерации, а третьи - в области международных экономических отношений (международный коммерческий арбитраж). По срокам деятельности различают разовые третейские суды, т.е. сформированные для рассмотрения конкретного гражданского дела, и постоянно действующие третейские суды.

Нормы, регулирующие порядок создания и производства в третейских судах

Третейские суды по разрешению споров между гражданами создаются и действуют на основе Положения о третейском суде, входящего в состав ГПК в виде Приложения № 3. Организация и деятельность третейских судов для разрешения экономических споров между организациями и гражданами-предпринимателями регулируются нормами арбитражного процессуального законодательства и двумя основными нормативными актами - Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня! 992 г. (действует в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г.), и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. " О международном коммерческом арбитраже", в соответствии с которым при Торгово-промышленной палате РФ созданы и функционируют два постоянно действующих третейских суда - Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.

Третейское разбирательство споров между гражданами

Положение о третейском суде предоставляет гражданам возможность передать любой возникший между ними спор на рассмотрение данного суда. Исключение составляют споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Он организуется по соглашению всех участников спора и компетентен рассматривать спор только при условии, если между сторонами был заключен договор о его передаче на разрешение этого суда. Такое соглашение называют третейской записью. Рассмотрение дед происходит бесплатно. Договор составляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в споре. Несоблюдение формы влечет за собой признание его недействительным. Вместе с тем, не исключена возможность его заключения и упрощенным путем - без подписания единого документа. Наконец, соглашение может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре.

Содержание договора

Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда должно включать в себя следующее: наименование сторон и место их жительства; предмет спора; наименование избранных судей; срок разрешения спора; место и время составления соглашения.

Состав третейского суда

Он образуется по выбору сторон в составе одного либо нескольких судей. В последнем случае от каждой стороны выбирается по одинаковому количеству судей и один судья избирается от сторон.

Для избрания лица в состав суда требуется его согласие. В качестве третейского судьи может быть избран любой совершеннолетний дееспособный гражданин. Членами третейского суда не могут быть лица, не достигшие совершеннолетия; состоящие под опекой или попечительством; лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью (в течение срока, указанного в приговоре); привлеченные к уголовной ответственности.

Не допускается перемена состава судей до окончания рассмотрения дела. Однако в случае смерти, отъезда или тяжелой болезни одного из судей от соглашения сторон зависит предоставить разрешение спора наличному составу судей или избрать нового судью по назначению той стороны, которая избрала выбывшего судью, о чем делается надпись на самой третейской записи, подписываемой всеми остальными судьями и сторонами. Если третейская запись отсутствует либо является недействительной, рассмотрение спора невозможно и рассмотреть дело в суде нельзя, сторонам предлагается разрешить спор в суде общей юрисдикции.

После заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда односторонний отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда эта сторона докажет, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела и что об этом ей не было известно при заключении договора.

Разбирательство дела

При разбирательстве спора третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в Гражданском процессуальном кодексе. Однако это не означает, что стороны лишены каких-либо процессуальных гарантий по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Не допускается разрешение спора без выслушивания объяснений сторон. Рассмотрение спора откладывается при наличии уважительности отсутствия стороны (сторон) в заседании суда. Вместе с тем, оно возможно, если сторона, надлежаще извещенная о времени и месте заседания, уклоняется от явки и дачи объяснений.

Рассмотрение дела признается несостоявшимся в случаях: истечения срока для разрешения спора, установленного третейской записью; отказа кого-либо из судей либо его устранения; открытия во время производства дела обстоятельств, дающих основания к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны, если это обстоятельство может оказать влияние на исход дела; смерти одной из сторон.

Решение третейского суда

Решение постановляется большинством голосов, излагается письменно и подписывается всеми судьями. Судья, оказавшийся в меньшинстве, вправе отказаться от подписи или изложить свое особое мнение, и об этом делается отметка в решении.

В решении обязательно должно быть указано время и место его вынесения, состав суда; третейская запись, на основании которой суд рассматривал дело; наименование всех участников спора; предмет спора; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам; постановление суда.

После оглашения решения стороны дают расписку в том, что они ознакомлены с его текстом. Отказ от подписи удостоверяется особой отметкой на тексте решения. При отметке на решении о том, что сторона (стороны) не явились без уважительных причин в судебное заседание, в котором оглашалось решение, считается, что оно оглашено отсутствующему. Одновременно суд разъясняет сторонам суть решения, порядок его исполнения, последствия отказа от добровольного исполнения. Решение обжалованию не подлежит.

По окончании рассмотрения все материалы дела передаются на хранение в районный (городской) суд по месту третейского разрешения спора.

Исполнение решения третейского суда

Как правило, решение третейского суда исполняется сторонами добровольно. В противном случае другая сторона вправе обратиться к судье по месту хранения производства с просьбой о выдаче исполнительного листа. Однако прежде чем его выдать, судья проверяет, не противоречит ли решение законодательству и не было ли допущено судом при его вынесении нарушения правил, предусмотренных Положением о третейских судах.

Если нарушений не установлено, судья выдает исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Если же после проверки материалов народный судья отказывается его выдать, то он об этом доводит до сведения сторон. На отказ в выдаче исполнительного листа заинтересованная сторона вправе подать частную жалобу, а прокурор может принести протест в десятидневный срок в вышестоящий суд.

Третейское разбирательство споров между организациями

Основу деятельности третейских судов по рассмотрению и разрешению экономических споров образует гражданское и арбитражное процессуальное законодательство. Согласно ст, 22 АПК РФ и ст. 1 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров юридическим лицам и гражданам-предпринимателям предоставлено право заключать соглашения о передаче возникающих между ними экономических споров в третейский суд. Однако передавать можно лишь те споры, которые вытекают из гражданских правоотношений и подведомственны арбитражному суду. Не допускается третейское разбирательство споров, возникающих из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве) и об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Для разрешения экономических споров могут создаваться как временные суды, так и постоянно действующие третейские суды.

Третейские суды, создаваемые для рассмотрении конкретного дела, или суды (ad hoc), создаются сторонами, которые сами практически устанавливают правила, по которым будет развиваться процедура рассмотрения дела, за исключением тех положений, которые определены законодательством в качестве императивных норм, не подлежащих изменению соглашением сторон.

Постоянно действующий третейский суд

Постоянно действующий суд выступает в качестве органа, которому по соглашению сторон поручена организация третейского разбирательства конкретного дела, они могут создаваться торговыми палатами, биржами, объединениями, а также предприятиями, учреждениями и организациями, которые обязаны информировать арбитражные суды, на территории которых расположен постоянно действующий третейский суд, о его создании и составе.

Порядок организации, деятельности, рассмотрения и разрешения споров такими судами определяются их правилами, установленными создавшими их органами (положениями, уставами, регламентами и другими правовыми документами). Если какой-либо вопрос не урегулирован указанными документами, то суд, стороны и иные заинтересованные лица обращаются к нормам Российского законодательства.

Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть совершено в виде отдельного договора (третейской записи) либо в виде оговорки в тексте договора. Односторонний отказ от со6людения условий соглашения не допускается.

Порядок формирования состава постоянно действующего третейского суда и суда, создаваемого для рассмотрения конкретного дела

Процедуры формирования состава постоянно действующего третейского суда и суда, создаваемого дли рассмотрения конкретного дела (ad hoc), несколько отличаются друг от друга. Постоянно действующий суд в случае поступления к нему соглашения сторон о передаче спора на его рассмотрение обязан сформировать состав суда. В этих целях в суде составляется и утверждается в определенном порядке список третейских судов, из числа которых и образуется с участием сторон тот состав, который будет разрешать конкретное дело. Суд должен состоять из нечетного числа судей.

Состав третейского суда. созданного для рассмотрения конкретного спора (ad hoc), также должен состоять из нечетного числа судей. Порядок количественного и персонального назначения стороны могут согласовать по своему усмотрению.

При отсутствии такового используется следующая процедура. Третейский суд образуется в составе трех судей при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона назначает одного судью, а двое назначенных таким образом судей назначают третьего. Если в течение 15 дней после получения уведомления одной из сторон о назначении третейского судьи другая сторона не назначит третьего судью, либо если в течение того же срока судьи не достигли соглашения о третьем судье, либо третейский суд по иным причинам не создан, стороны вправе отказаться от соглашения о передаче спора на разрешение суда. В этом случае спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда.

Порядок разрешения споров

Разрешение споров в суде осуществляется на началах равенства сторон. Исковые требования излагаются письменно с обязательным отражением в тексте заявления реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 13 Временного положения. Копия заявления вместе с копиями других приобщенных к нему документов передается ответчику, который в срок, определенный соглашением сторон либо третейским судом, должен направить отзыв на исковое заявление.

Одной из отличительных особенностей третейского разбирательства является то, что суд самостоятельно определяет необходимость проведения заседания с участием сторон или их представителей либо разрешения спора только на основании документов и других доказательств при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам направляется уведомление о заседании третейского суда письмом, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи. Суд должен передать сторонам заключения экспертов и другие документы (их копии), истребованные судом в процессе рассмотрения спора, на которых он основывает свое решение. Место рассмотрения дела определяют стороны, а при отсутствии соглашения между ними - третейский суд.

Расходы, связанные с рассмотрением дела судом (гонорар третейским судьям, третейский сбор, суммы, подлежащие выплате переводчику, за проведение экспертизы и другие), распределяются между сторонами по их соглашению, а при отсутствии такого - третейским судом.

При разрешении споров суд руководствуется законами Российской Федерации, а также международными договорами. При отсутствии законодательства, регулирующего спорное правоотношение, он может прибегнуть к аналогии закона или к аналогии права.

Решение третейского суда

Решение принимается третейским судом в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота, применимых к договору между сторонами. Стороны в процессе рассмотрения дела могут достигнуть соглашения об урегулировании спора. В этом случае решение выносится судом с учетом условий этого соглашения.

Решение принимается большинством судей третейского суда. При несогласии с решением судья может изложить свое особое мнение, которое в письменном виде прилагается к решению. Решение подписывается всеми судьями, входящими в его состав, независимо от особого мнения кого-либо из них. Обязательные требования, которым должно соответствовать выносимое решение, содержатся в ст. 30 Временного положения,

Возможность обжалования решения суда законом не установлена. Оно вступает в законную силу немедленно, за исключением тех случаев, когда в нем особо указан срок придания решению законной силы.

Исполнение решения третейского суда

Решение суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в нем. Если срок не установлен, оно подлежит немедленному исполнению. Дело, рассмотренное судом, созданным для разрешения конкретного спора, в пятидневный срок сдается на хранение в арбитражный суд, на территории которого было вынесено решение. Постоянно действующий суд организует сохранность рассмотренных им дел самостоятельно.

В случае неисполнения должником решения суда в установленный срок исполнительный лист на его принудительное исполнение выдается арбитражным судом, на территории которого находится третейский суд. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в арбитражный суд или в постоянно действующий третейский суд, в котором хранится дело. Если дело хранится в постоянно действующем суде, то он в пятидневный срок с момента получения заявления направляет дело в арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист.

Заявление подается в течение месяца со дня окончания срока исполнения решения. Нарушение указанного месячного срока служит основанием для оставления заявления без рассмотрения, однако по ходатайству заинтересованной стороны при наличии уважительной причины пропуска срока может быть восстановлен судьей арбитражного суда. Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается единолично судьей арбитражного суда в месячный срок со дня его получения.

Основания для отказа выдачи исполнительного листа

Арбитражный суд, правомочный выдать исполнительный лист, отказывает в его выдаче, если сторонами не достигнуто соглашение о рассмотрении спора в третейском суде; состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствуют соглашению сторон; сторона, против которой принято решение, не была надлежащим образом извещена о дне разбирательства дела в суде или по другим причинам не могла представить свои объяснения; спор вытекает не из гражданских правоотношений и, следовательно, не подлежит рассмотрению в третейском суде.

Третейское разбирательство споров, возникающих в области международных экономических отношений

Споры, возникающие в процессе внешнеэкономической деятельности, в связи с заключением внешнеэкономических сделок, могут рассматриваться либо в судах общей юрисдикции, либо в третейских судах, именуемых официально арбитражными судами. Наиболее известными являются Арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже, Международный арбитражный суд в Лондоне, арбитражные суды при торговых палатах в Стокгольме, Вене, Цюрихе.

В Российской Федерации к числу постоянно действующих третейских судов, разрешающих споры, возникающие в сфере международной торговли, относятся Морская арбитражная комиссия (МАК) и Международный коммерческий арбитражный суд, действующие при Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ).

Морская арбитражная комиссия

Она разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного права либо только российского или только иностранного права.

К их числу относятся споры по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река - море); по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; по морскому страхованию и перестрахованию; связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов; с лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов; со спасением морских судов; с использованием судов для осуществления научных исследований, добычей полезных ископаемых и т.д.

Споры к рассмотрению МАК принимаются при наличии соглашения сторон о передачи их на ее рассмотрение, а также и в случае, когда они обязаны это сделать в силу международных договоров Российской Федерации. Процедура разрешения споров МАК определяется ее регламентом.

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ)

Основные положения об организации и деятельности МКАС при ТПП РФ закреплены в Законе Российской Федерации " О международном коммерческом арбитраже".

В соответствии с данной нормой МКАС при ТПП РФ вправе на основании соглашения сторон разрешить споры, вытекающие из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации (например, отношения по купле-продаже (поставке) товаров, выполнению работ, торговому представительству и посредничеству и другим формам промышленной и предпринимательской кооперации).

Порядок рассмотрения споров в МКАС при ТПП РФ

Порядок разрешения споров в МКАС при ТПП РФ определяется его регламентом, который утверждается Торгово-промышленной палатой РФ. Ею же утверждается порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонорара арбитров и иных расходов суда. Состав суда, включая гражданство судей, устанавливается соглашением сторон. Принцип назначений судей - обычный для третейского суда.

Процедура ведется с соблюдением принципа равенства сторон, спор разрешается в соответствии с теми нормами права, которые стороны избрали в качестве подлежащих применению к их делу.

Решение международного арбитража может быть оспорено сторонами путем подачи ходатайства в суд общей юрисдикции, наделенный правом отмены решении третейского суда. Решение по делу исполняется путем обращения с письменным ходатайством в суд общей юрисдикции по месту нахождения арбитража.

59. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов

До 2002г. механизм выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов не имел подробного законодательного закрепления, а существовавшие по этому вопросу нормативные указания были противоречивыми и неоднозначными. В настоящее время приведение решений третейских судов к принудительному исполнению детально и унифицировано регулируется нормами Законов 1993 и 2002 гг., а также соответствующими главами ГПК и АПК.

По общепринятому как в отечественной, так и в зарубежной практике третейского судопроизводства правилу решения третейских судов подлежат добровольному исполнению в порядке и сроки, установленные в самом решении. Если в решении третейского суда не установлен срок его исполнения, оно в соответствии с п. 2 ст. 44 Закона 2002 г. подлежит немедленному исполнению.

На практике нередки случаи неисполнения в добровольном порядке решений третейских судов. В связи с тем, что третейские суды являются негосударственными, альтернативными юрисдикционными органами, механизм принудительного исполнения их решений существенным образом отличается от приведения в исполнение решений государственных судов. Для получения исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда следует выполнить ряд процессуальных действий.

В соответствии с требованием ч. 2 ст. 423 ГПК сторона, в пользу которой принято не исполненное добровольно решение третейского суда, — заявитель обращается с заявлением в суд по месту жительства или месту нахождения должника, а в случае их неизвестности — по месту нахождения имущества должника.

В ГПК не определен срок, в течение которого возможна подача заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, и момент, с которого следует его исчислять. Данный пробел компенсируется п. 4 ст. 45 Закона 2002г., предусматривающим, что подобное заявление может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

Пропуск указанного трехлетнего срока влечет за собой возвращение судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда без рассмотрения (п. 5 ст. 45 Закона 2002г.). Однако в случае уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда возможно его восстановление судом по общим правилам гражданского судопроизводства.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается заявителем либо его надлежаще на то уполномоченным представителем. Требования к содержанию заявления и обязательных к нему приложений закреплены в ст. 424 ГПК и фактически соответствуют требованиям к заявлению об отмене решения третейского суда (ст. 419 ГПК). В случае подачи заявления с нарушением законодательных требований, оно оставляется без движения либо возвращается по правилам ст. 135 или 136 ГПК.

Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судьей единолично по общим правилам ГПК в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в суд.

Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 425 ГПК) в большей своей части аналогичен процедуре рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда (ст. 420 ГПК). Единственным существенным отличием является предусмотренная в ч. 5 ст. 425 ГПК ситуация, когда параллельно на рассмотрении в суде (судах) находятся и заявление об отмене решения третейского суда, и заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Подобное возможно в силу следующих причин: во-первых, обе стороны третейского судопроизводства вправе в одни и те же сроки обратиться с заявлениями в суд — одна, оспаривая решение третейского суда, а вторая, испрашивая на него исполнительный лист; во-вторых, названные заявления могут рассматриваться в разных судах, так как оспаривание решения третейского суда производится в суде, на территории которого оно принято (ч. 2 ст. 418 ГПК), а заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если они неизвестны — по месту нахождения имущества должника (ч. 3 ст. 423 ГПК).

В подобной ситуации судья, если признает это целесообразным, может, в соответствии с ч. 5 ст. 425 ГПК, отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Однако, на наш взгляд, данное положение нуждается в соответствующей корректировке — судья в этом случае не может, а должен и не отложить, а приостановить производство по делу, по аналогии с основаниями, предусмотренными ст. 215 и 217 ГПК, до рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда. В противном случае в отношении одного и того же решения третейского суда могут быть одновременно вынесены два определения: одно — об отмене решения третейского суда, другое — о выдаче исполнительного листа на принудительное его исполнение, либо одно — об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене решения третейского суда, а другое — об отказе в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение. И в той, и в другой ситуации будет создана трудноразрешимая коллизия. Решая вопрос о приостановлении производства по делу, суд по ходатайству заявителя может обязать должника в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства предоставить надлежащее обеспечение.

Основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 426 ГПК) в большей части аналогичны основаниям отмены решения третейского суда (ст. 421 ГПК), в связи с чем отдельными авторами делается поспешный вывод об их полной идентичности. Однако между этими статьями ГПК существуют и значительные отличия. Так, в указанных статьях различно решается вопрос о распределении бремени доказывания между заявителем, с одной стороны, и стороной третейского судопроизводства либо должником, с другой стороны. Если в соответствии с ч. 2 ст. 421 ГПК доказывать наличие оснований для отмены решения третейского суда должен заявитель, то при решении вопроса о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда те же самые, основания должен доказывать должник. Кроме того, в ст. 426 ГПК в числе оснований, требующих обязательного доказывания, содержится дополнительное основание — решение третейского суда еще не стало обязательным или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого оно было принято.

Если судом в процессе рассмотрения дела по заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда не будет установлено оснований для отказа, то выносится определение о выдаче исполнительного листа, которое, в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 45 Закона 2002г. подлежит немедленному исполнению. В противном случае выносится определение об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Правовые последствия отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 3 и 4 ст. 427 ГПК) такие же, как и последствия отмены решения третейского суда (ч. 3 и 4 ст. 422 ГПК).

Принятое судом по результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда определение в соответствии с ч. 5 ст. 427 ГПК может быть обжаловано как заявителем, так и должником в десятидневный срок в вышестоящий суд по общим правилам ГПК.

Исполнительный лист, выданный на принудительное исполнение решения третейского суда, подлежит исполнению по общим правилам исполнительного производства.

60. Нормативная основа и правовая природа исполнительного производства

. Нормативную основу исполнительного производства составляют прежде всего

Федеральные законы от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», которые вступили в силу 5 ноября 1997 г. Формально не отменен раздел V ГПК и пока не приведен в соответствие с названными Федеральными законами. Однако нормы, содержащиеся в разд. V ГПК, действуют постольку, поскольку не противоречат действующим новым законам.

Содержание Законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» дает основание для вывода о том, что исполнение судебных актов российских судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иностранных судов и актов других правоохранительных органов становится самостоятельным производством, а не частью (стадией) гражданского судопроизводства. Содержание указанных Законов свидетельствует также о том, что создается силовая структура, которая должна повышать авторитет отечественного правосудия, добиться реального выполнения решений всех судов – Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и далее вниз по вертикали до районного.

На основании Закона «О судебных приставах» Министерство юстиции РФ образует службу судебных приставов в системе его органов. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Закон четко определяет задачи судебных приставов: 1) обеспечивать установленный порядок деятельности всех отечественных судов, 2) обеспечивать исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ст. 1).

При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не препятствует обращению в суд. Рассмотрение таких жалоб осуществляется по правилам гл. 24' ГПК, предусматривающей порядок производства по жалобам на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан.

Организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов возложено Законом на Министерство юстиции РФ и его органы.

Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах»).

С Законом «О судебных приставах» тесно связан Закон «Об исполнительном производстве». Сферой действия Закона «Об исполнительном производстве» является определение условий и порядка принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Закон содержит правила, в которых закреплены основные положения и общие условия совершения исполнительных действий. Законом предусмотрена система органов принудительного исполнения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал