![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликты и стрессы в организации: сущность, причины и последствия.
Конфликт — это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. В конфликте каждая из сторон делает все, чтобы была принята только ее точка зрения. Признаком назревающего конфликта в коллективе может стать увеличение потерь рабочего времени, снижение производительности труда и качества продукции, что, в конечном счете, приводит к убыткам. Причины конфликтов. Организационные конфликты имеют самые разные причины, которые необходимо знать, чтобы их упредить и эффективно ими управлять. Основные группы причин сводятся к следующим. 1. Материальные причины заключаются в различной системе взглядов, ценностей и конкретных действий работников по удовлетворению материальных потребностей. 2. Организационные причины состоят в несоответствии мнения работников об организации трудового процесса, включая материально-техническое обеспечение, исполнительскую дисциплину, подбор и расстановку кадров. 3. Возрастные причины. Каждой возрастной группе людей соответствуют особенности жизненных установок, ориентаций, системы ценностей. В коллективах, где нарушается возрастная гармония, могут возникать конфликты между представителями разных поколений. Это так называемые проблемы «отцов и детей» в случае, если в группе собраны представители очень молодого и предпенсионного возраста, проблемы «стареющих коллективов». 4. Профессиональные причины определяются, главным образом, разным уровнем квалификации, навыков, профессиональных знаний. Чаще всего эти причины организации выражаются в утверждении «я один работаю за всех». Профессиональные отношения работников являются непосредственной основой серьезных конфликтов. 5. Причины по признаку пола. Они могут возникать тогда, когда в коллективах нарушается структура по признаку пола, т. е. когда в коллективах преобладают мужчины или женщины. Это относится к достаточно серьезной управленческой проблеме и лучшим выходом из такой ситуации является оптимальное соотношение количества мужчин и количества женщин. 6. С оциально-психологические причины конфликтов заключаются в том, что все люди разные. Они отличаются системой жизненных установок, интересов, характером, темпераментом, коммуникативностью и другими качествами. Это, в свою очередь, предопределяет организационную совместимость работников, умение работать в команде. Социально-психологической причиной конфликтности является и несоответствие стиля руководства, личных качеств руководителя ожиданиям коллектива или отдельных подчиненных. Последствия организационных конфликтов. В зависимости от последствий конфликты можно рассматривать как конструктивные и деструктивные. Поэтому последствия конфликтов бывают функциональными, т. е. полезными для организации и дисфункциональными, имеющими нежелательные прямые или косвенные результаты. Функциональные последствия конфликтов · Работники открывают друг у друга те стороны их деятельности, делового общения, способностей и недостатков, которые раньше не были заметны. · В результате конфликта увеличивается сплоченность работников на основе их причастности к решению проблемы, что уменьшает трудности в реализации последующих решений. · «Обнажаются» те проблемы организации и конкретных межличностных отношений, которые раньше не считались значимыми. · Конфликт помогает выработать эффективный механизм решения достаточно сложных проблем с участием тех работников организации, на которых можно опереться. · Решение одного конфликта может упредить возникновение другого конфликта. · Дисфункциональные последствия конфликта · Низкое качество социально-психологического климата в организации, возникает даже враждебные отношения между работниками. · Разделение организации на группы «по интересам», которые считают свои представления правильными, а мнения других – неправильными. · Генерация деструктивных антиорганизационных целей, могущих привести к развалу организации. · В результате конфликта могут быть необоснованные с точки зрения целей организации перестановки кадров. · Отсутствие корпоративного стиля работы, командного духа и снижение имиджа организации. · Текучесть кадров.
Участие в конфликтных ситуациях часто сопровождается усилением стрессового состояния человека часто приводит к конфликтам.
Стресс (от англ. stress - «давление, напряжение») - состояние индивида, которое возникает как ответ на различные экстремальные виды воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физические или психологические функции человека. Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия. Стресс может быть вызван причинами которые связаны с работой: 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка т.е. задание которое следует закончить за определённый период времени. Работнику просто поручили огромное количество заданий которое он должен выполнить в срок. Естественно человек начинает испытывать беспокойство. Маленькая нагрузка может вызвать у работника такое же чувство. У него может создаться впечатление что его просто напросто недооценили. 2.Конфликт ролей. Различные противоречия конфликты недопонимания возникающие между работником и его работодателем (начальником руководителем) во время рабочего процесса. 3. Неопределенность ролей. Работник не имеет полного представления о том что от него ожидает руководство что он должен делать как делать и как его после этого будут оценивать. 4. Неинтересная работа. Человек который считает свою работу неинтересной чаще испытывает беспокойство и он более подвержен физическим недомоганиям в отличие от того кто доволен своей работой. 5. Существуют также и другие причины. Это например плохие физические условия в которых должен работать человек (плохое освещение чрезмерный шум) превышение полномочий работодателем необоснованные требования сотрудников друг к другу. Так же стресс может быть вызван событиями в личной жизни человека.
|