Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика программы






При планировании коррекционных занятий формулируются цели занятия, ведется отбор конкретных методик и техник для работы, подготавливаются необходимые материалы и оборудование, выбираются формы организации детей на занятии.

Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.

Учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, русский язык, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка, физическая культура) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции. Осуществление межпредметных связей предусмотривается при изучении каждой темы программы. Так, при изучении тем «Форма», «Величина предметов» устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Акцент при этом делается на формирование умений и навыков применения сенсорных эталонов, а не на факт прохождения программного материала по разным предметам.

Формирование межпредметных связей обеспечит более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается не только за счет межпредметных связей, а главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.

В структуру занятия включено чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, графические задания и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.

В занятия включены упражнения для формирования позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного их развития.

Общая атмосфера на занятии создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей воспитанников, адекватности их самооценки, уверенности в себе.

На занятиях создается определенный положительный эмоциональный фон, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях, постепенно закрепляется. В качестве приема создания положительного эмоционального фона выступает просьба улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Эти слова несут положительную энергию, помогают создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие затруднения в подборе добрых, ласковых слов. На занятиях проводится словарная работа: слово прочитывается, обсуждается, как они понимают значение данного слова, приводят примеры. Введение в активный словарь осуществляется путем подбора данного слова, обозначающего качество личности, сначала для описания себя, затем для комплимента товарищу. («Саша, ты такой внимательный», «Меня зовут Андрей, я интересный»).

Важным моментом в занятиях является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Это способствует обеспечению высокого уровня работоспособности, который влияет на успешность учебной деятельности. Для каждого занятия подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

Обучение связано с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Занятия готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.

На занятиях осуществляется содействие в расширении общей осведомленности детей о мире профессий, акцентируется внимание на предметах труда людей различных профессий, на тех знаниях, умениях, которыми должен обладать человек этой профессии. Данная деятельность способствует формированию мотивации к самопознанию через знакомство с различными сторонами профессий.

В программу введенаметодика оригами. Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». «Ori» — это складывать, а «kami» — бумага. Таким образом, оригами — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Особенность методики: получение образа предмета путем складывания бумаги.

Назначение методики:

-повышает активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышает уровень интеллекта в целом. Тренируется память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку. Обучаются элементам логического и абстрактного мышления, читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, – обязательный элемент оригамской грамотности. Способствует повышению коммуникации при обучении других данному навыку;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал