![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка производственного потенциала промышленного предприятия
Производственный потенциал - это совокупность производственных возможностей предприятия, включающий основные фонды, материальные запасы, топливно-энергетическое обеспечение. Для характеристики эффективности использования основных средств, принадлежащих ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» применяют систему показателей, которая включает обобщающие и частные технико-экономические показатели. Обобщающие показатели отражают использование всех основных средств, а частные - использование отдельных их видов.
Таблица 9. - Наличие и движения основных фондов 2011гг. (тыс. руб.)
По величине структуры наиболее значимыми элементами состава основных средств организации на начало периода являются: машины и оборудование (46, 48%), сельхозмашины (28, 44%), сооружения (11, 83%.). Значимость элементов не меняется и к концу периода. Стоимость основных средств за отчетный период увеличилась на 492573 тыс.руб., что сложилось, в основном, под воздействием поступления машин и оборудования (167858 тыс.руб.). Выбытие основных средств произошло по элементам: машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь. Структура основных фондов на начало года показана на рисунке (17) и на конец года на рисунке (18):
Рисунок 17 - Структура основных фондов на начало года.
Рисунок 18 - Структура основных фондов на конец года.
Результаты расчета коэффициентов, оценивающих степень обновления, выбытия и прироста основных средств, приведены в таблице 10 и рисунке 19
Таблица 10 - Оценка состояния и движения основных средств на основе коэффициентов 2011г.
Рисунок 19- Оценка состояния и движения основных фондов
Рассчитав коэффициенты, делаем вывод, что обновление основных производственных фондов опережает выбытие, следовательно, идет процесс «опережения», т.е. основные фонды не только поддерживаются в работоспособном состоянии, но и происходят процессы существенного обновления или расширения производственной базы. Анализ изношенности основных средств, принадлежащих ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» представлен в таблице 11 и рисунках 20-21.
Таблица 11- Показатели состояния основных производственных фондов 2010-2011гг.
Рисунок 22- Показатели коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию за 2010г.
Рисунок 23- Показатели коэффициента по приёму и коэффициента по выбытию за 2011г.
Можно сделать вывод, что полученные значения говорят о несбалансированности и отсутствии динамического равновесия в формировании трудовых ресурсов предприятия.
3 Направления эффективного использования производственного потенциала производственного предприяти в современных условиях
3.1 Прогнозирование развития свеклосахарного подкомплекса в условиях глобализации рынка Развитие свеклосахарного производства играет важную роль для государства, т.к. является одним из звеньев агропромышленных формирований. Отметим, что в 2006 г., делая прогноз показателей объемов производства основных видов продукции сельского хозяйства на основе обобщения прогнозных расчетов Всесоюзного НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, Института агарных проблем РАН, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и других научных организаций, Э.Н. Крылатых предложила два варианта развития АПК до 2030 г.: инерционный и инновационный, согласно которым объем производства сахарной свеклы может составить 40-42 млн и 48-50 млн т соответственно [21]. И. Ушачев предположил, ближайшие годы вряд ли могут стать периодом динамичного развития, поскольку не прекратилась деградация производственного потенциала отрасли. Автор также поддержал теорию о двух сценариях развития АПК на предстоящие 20 лет: «относительно оптимистический и пессимистический». В качестве наиболее подходящей для оптимистического варианта была принята модель, «предусматривающая максимизацию потребления при технологических и ресурсных ограничениях и ориентированная на достижение полной самообеспеченности по некоторым основным продуктам питания», в том числе по сахару. С учетом вышесказанного, прогнозный объем производства сахарной свеклы в 2025 г. установлен на уровне 36 - 37 млн т при урожайности 350 - 360 ц/га, что, по мнению автора, позволит достигнуть 80% самообеспеченности страны в сахаре. А.Б. Бодин отметил: «Перспективы производства сахара из сахарной свеклы на фоне роста издержек», оценивая перспективы развития свеклосахарного подкомплекса РФ с учетом фактически достигнутых результатов, а также объемов инвестиций в отрасль, сделал прогноз на 2012 г. и 2016 г.» (таблица 13)
Таблица 13 – Плановый уровень основных индикаторов развития свеклосахарного подкомплекса АПК на 2012-2016 гг.
Достичь запланированного уровня предполагается за счет: сочетания мер государственной поддержки и инвестиций частных операторов рынка (за последние годы самообеспеченность отечественным сахаром достигла 54% от объема потребления); применения высокопродуктивных семян, современных агротехнологий, что позволит в плановом периоде увеличить урожайность до 40 - 45 т/га (уровень недоиспользования потенциала производства для повышения урожайности сахарной свеклы по разным регионам варьируется в пределах 6-28 т/га); модернизации перерабатывающих мощностей. Увеличение мощности сахарного завода на 1 тыс. т в сутки оценивается в 300 млн руб. К 2013 г. суточные перерабатывающие мощности сахарных заводов России должны составлять не менее 440 тыс. т сахарной свеклы (при 100-суточной работе заводов), а объем инвестиций за 5 лет — 53 млрд руб. (рисунок 24). По мнению автора, в ряде регионов существует необходимость строительства новых сахарных заводов мощностью 9 - 12 тыс. т переработки сахарной свеклы в сутки.
Рисунок 24 – Сравнительный прогноз динамики инвестиций в сахарное производство и общей производственной мощности сахарных заводов России
А.Б. Бодин считает, что «доведение производства свекловичного сахара до 75% (от общего потребления) позволит снизить волатильность цен на внутреннем рынке, которые будут определяться структурой затрат на производство свекловичного сахара» [21]. В. Печеневский рассматривает различные сценарии развития сельского хозяйства в масштабах РФ и ЦЧР на 2007 - 2010 гг. и 2011 - 2015 гг.: либерально-компрадорский; либерально-олигархический; государственно-регулируемый (ориентированный на приоритетную поддержку крупного и среднего бизнеса - вариант 1); государственно-регулируемый (ориентированный на приоритетную поддержку мелкого бизнеса и всего населения - вариант 2). Особенно пристальной проработке автор подверг два последних варианта развития сельского хозяйства и высказал мнение о том, что темпы роста производства сахарной свеклы в ЦЧР (по отношению к 1990 г.) по варианту 1 составят в 2011 г. 90-100%; в 2015 г. - 95-100%; а по варианту 2 - 100-110 и 115-125% соответственно. Экстраполируя данный прогноз развития в масштабах РФ, были приняты следующие допущения: по данным Федеральной службы государственной статистики, объем производства фабричной сахарной свеклы в 1990 г. составил по РФ - 32326, 9 тыс. т, в ЦЧР - 17221, 7 тыс. т; доля производства сахарной свеклы ЦЧР в РФ в 1990 г. (базовый период, принятый автором) — 53, 27%. Результаты прогноза В. Печеневского в пересчете на натуральные измерители с учетом сделанных допущений представлены в таблице 14.
Таблица 14 – Прогноз производства сахарной свеклы в ЦЧР и РФ на 2011-2015 гг., млн.т
Резюмируя проведенное исследование, отметим, что при развитии сельского хозяйства по либерально-олигархическому сценарию в масштабах РФ удастся достигнуть докризисного уровня примерно к 2033 г. (ЦЧР - к 2024 г.); по варианту 1 тот же результат может быть достигнут по РФ к 2022 г. (по ЦЧР - к 2016 г.); на основе варианта 2 - по РФ - к 2015 г. (по ЦЧР - к 2012 г.). В 2009 г. группа специалистов ВНИИСС под руководством И.В. Апасова разработала «Концепцию развития свеклосахарного комплекса в Российской Федерации (2008-2020 гг.)», в которой детально (по годам и по регионам) установлен уровень основных индикаторов свеклосахарного производства (таблица 15-16).
Таблица 15 – Предполагаемое размещение посевов сахарной свеклы в РФ до 2020 г.
Таблица 16 – Динамика производства сахарной свеклы и белого сахара-песка в 2008-2020 гг.
Таким образом, самообеспеченность сахаром к 2020 г. должна увеличиться в 1, 6 раз, потери массы свеклы при хранении снизятся почти в два раза, урожайность сахарной свеклы и посевные площади под культуру увеличатся в 1, 08 и 1, 03 раза соответсвенно. Основной целью концепции является «разработка системы научно обоснованных и экономически целесообразных мероприятий, способствующих согласованному развитию всех составляющих свеклосахарного комплекса для обеспечения производства свекловичного сахара до 80% внутреннего потребления при динамичном росте его эффективности и конкурентоспособности». Реализацию поставленной цели предполагается достичь за счет: осуществления принципов государственного регулирования в отрасли; совершенствования системы, а также порядка применения мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих инвестиционную и хозяйственную деятельность в отрасли; использования научных достижений и передового опыта отраслевой науки; изменения принципов планирования и организации работ во всех элементах системы отечественного семеноводства сахарной свёклы от научных исследований до маркетинга готовой продукции; обеспечения высоких темпов развития отрасли на основе инновационных технологий производства сахарной свеклы и сахара при одновременной стабилизации цен на ресурсы и выпускаемую продукцию; развития комплексной инфраструктуры для эффективного функционирования отрасли путем создания вертикально интегрированных холдингов с законченным циклом производства и переработки сырья; формирования современных механизмов регулирования рынков сырья; активизации деятельности Союза сахаропроизводителей России в формировании и реализации государственной аграрной политики. После опубликования официальной версии данной концепции Корниенко указал на необходимость внесения изменений в данный документ [22]. Скорректированные значения индикаторов обобщены в таблицах 17 – 18.
Таблица 17 – Прогноз производства и потребления сахара в России на 2012 – 2020 гг.
Из таблицы видим, что потребление сахара должно остаться на прежнем уровне. Выход сахара должен увеличиться в 1, 1 раза, а расход топлива – снизиться на 0, 4 %.
Таблица 18 – Прогноз производства сахаров в России к 2020 г.
Из представленных данных делаем вывод, что к 2020 г. сахар из сахарной свеклы не уступит позиций сахарозаменителям и подсластителям, пусть и натуральным. Вместе с тем, существует опасение, касающееся возможного приобретения Россией статуса крупнейшего импортера сахара [23], а также отмечается, что продовольственная безопасность страны по разным формам сахаров предусматривает получение устойчивого и достаточного количества свекловичного сырья, достижение оптимальных показателей производственной мощности сахарных заводов и выработки сахара и других типов сахаров в объеме, полностью удовлетворяющем потребности населения. В настоящее время, кроме производства натуральных подсластителей, интересными и неоднозначными являются проекты по производству сахара из генномодифицированных гибридов сахарной свеклы, а также возделыванию и переработке сахарного сорго (апробация технологии ведется в Воронежской области в ООО АПК «Славянский», проект «Атлант 2»). В сложившейся ситуации предлагается рассматривать продовольственную безопасность страны по разным формам сахаров в нескольких аспектах (рисунок 25): достижение к 2016 г. самообеспеченности сахарами на уровне не менее 70-80%, а к 2020 г. - 100%; покрытие внутреннего спроса за счет собственного производства; наличие оптимальной системы и обоснованных объемов переходящих запасов; разработка социально-экономической политики, направленной на сокращение разрыва между населением по уровню достатка; обеспечение оптимального уровня питания населения сахарами в соответствии с социально - демографическими требованиями. Рисунок 25 – Аспекты продовольственной безопасности
Индикаторы производства и переработки сахарной свеклы в Воронежской области представлены в таблице 19 и на рисунке 26.
Таблица 19 – Программа повышения производственно-технических показателей предприятий сахарной промышленности Воронежской области
* в данной таблице и далее по тексту выделены показатели, уровень которых по фактическим результатам соответствует или превышает прогнозный уровень.
Рисунок 26 – Планируемые объемы производственных показателей предприятий сахарной промышленности Воронежской области
Можем увидеть, что показатели объемов заготовки сырья, поступления сырья в переработку и производства сахара в данном прогнозе увеличиваются. Так, производство сахара к 2010, должно увеличиться в 2 раза, объем заготовки сырья и объем поступлений сырья в переработку – в 1, 9 раз. В стабилизационной программе в числе основных задач отмечены также следующие: создание условий взаимовыгодных отношений между сельхозпроизводителями и переработчиками сырья, постепенная замена давальческой схемы переработки на денежные отношения; укрепление социальной инфраструктуры села; улучшение экологического состояния водных ресурсов и атмосферного воздуха. Таким образом, на уровне органов государственной власти подтверждается важность формирования устойчивой системы партнерских бизнес-отношений не только с поставщиками ресурсов, но и общественными группами. Сравнительная характеристика основных индикаторов программ развития свеклосахарного производства Воронежской области, разработанных в 2004, 2005 и 2008 гг., приведена в таблице 20.
Таблица 20 – Оценка выполнения программных мероприятий и достижения целевых результатов развития свеклосахарного производства Воронежской области
Декомпозиция государственных программ развития сельского хозяйства, а также реализация принципов и мероприятий, разработанных в региональных программах в 2007 г. нашли свое воплощение в областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008-2012 гг.». Объем производства сахарной свеклы по годам должен был составить: 2008 г. – 3900 тыс.т (по факту 3505 тыс. т); 2009 г. – 2990 тыс.т (по факту 2990 тыс. т), 2010 г. – 4200 тыс.т (по факту 3230 тыс. т), 2011 г. – 4300 тыс.т (по факту 7000 тыс. т). При этом удельный вес посевных площадей сахарной свеклы, засеянных сортами и гибридами отечественной селекции, в общей площади посевов: в 2008 г. составлял 38%; в 2009 г. - 44; в 2010 г. - 45; в 2011г.-50; в 2012 г.-52%. Для совершенствования бизнес - отношений областной стабилизационной программой предусматривалось создание двух независимых ассоциаций: Ассоциации производителей сахарной свеклы, Ассоциации переработчиков сахарной свеклы. Цель создания данных организаций заключалась в выработке согласованных решений в вопросах взаимодействия, направленных на реализацию программы (рисунок 27): выработка взаимоприемлемых условий переработки; выравнивание условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики; пропаганда применения интенсивных технологий возделывания и переработки сахарной свеклы; выработка программ инвестирования сельских товаропроизводителей; выработка условий стимулирования развития свеклосахарного комплекса; защита интересов производителей и переработчиков; повышение эффективности государственного управления АПК; развитие финансовой инфраструктуры; обеспечение возможности получения компенсаций исключительно хозяйствами, поставляющими свеклу на переработку только на заводы Воронежской области.
Рисунок 27 – Преимущества создания Ассоциации производителей сахарной свеклы и Ассоциации переработчиков сахарной свеклы Предлагаем войти ОАО «Ольховатский сахарный комбинат» в данную Ассоциацию. Это поможет улучшить сырьевое обеспечение предприятия. Вход в ассоциацию поможет стимулировать развитие свеклосахарного комплекса, так как в рамках ассоциации цены на сырье будут гораздо ниже, чем в обычных условиях функционирования предприятия, а для свеклопроизводителей будет увеличено финансирование проектов по селекции сахарной свеклы и проектов по внедрению инноваций со стороны предприятий – переработчиков. За ассоциациями в программе были закреплены следующие функции: выработка единой политики в отраслях производства и переработки сахарной свеклы посредством обеспечения взаимовыгодных условий её приемки и переработки; осуществление контроля за их исполнением; обеспечение одинаковых условий приемки и переработки сахарной свеклы на всех сахарных заводах; формирование зоны свеклосеяния с целью обеспечения сахарных заводов необходимым количеством сырья; внедрение во всех свеклосеющих хозяйствах, входящих в Программу, интенсивной технологии возделывания сахарной свеклы в соответствии с технологическими картами и необходимым набором техники; анализ себестоимости производства сахарной свеклы и выработка предложений по ее снижению; разработка рекомендаций по улучшению работы сахарных заводов, снижению потерь свеклы при хранении и переработке, внедрению прогрессивных технологий, обеспечению выполнения программных мероприятий по наращиванию мощностей; изучение и внедрение передового опыта переработки сахарной свеклы на зарубежных и передовых предприятиях Российской Федерации; внедрение на сахарных заводах мероприятий по сокращению расходов топлива и производственных материалов. С целью реализации программных мероприятий в Воронежской области была создана Ассоциация производителей сахарной свеклы. Однако, данная организация не осуществляла предусмотренные программой функции и не выполняла поставленные задачи. Таким образом, по состоянию на 2010 г. можно констатировать ее недееспособность и невозможность осуществления с ее помощью каких-либо значимых преобразований. Основной причиной несостоятельности данного формирования следует признать отсутствие поддержки руководства области, в частности руководства Департамента аграрной политики, и незаинтересованность самих сельскохозяйственных производителей в поддержке ассоциации, не способной решать конкретные вопросы. Целесообразность создания Ассоциации переработчиков сахарной свеклы в Воронежской области вызывала сомнения еще на момент разработки программы, поскольку из девяти заводов области шесть принадлежали ГК «Продимекс» (в 2010 г. их количество увеличилось до восьми). Данная точка зрения подтверждается и содержанием ведомственной целевой программы «Стабилизация развития свеклосахарного производства Воронежской области на 2009-2012 годы», разработанной согласно приказу Главного управления аграрной политики № 208 от 19.12.2008. Разработанная программа была представлена в Министерство сельского хозяйства РФ и явилась информационной базой при разработке отраслевой целевой программы «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010 – 2012 гг.». Однако впоследствии региональная программа официально не была утверждена, что делает вопрос о региональных индикаторах реализации отраслевой программы по-прежнему открытым. Система управления реализацией программы не предполагает создание ассоциаций и их поддержку. В программе предусматривается только распределение ответственности между Департаментом аграрной политики Воронежской области, Департаментом экономического развития Воронежской области, Департаментом финансовой и налоговой политики Воронежской области, а также перечень программных мероприятий, представленных только отдельными направлениями субсидирования: части затрат сельхозпроизводителям на приобретение средств защиты растений, производство и реализацию оригинальных семян сахарной свеклы, приобретение сельскохозяйственной техники для возделывания сахарной свеклы; части затрат сахарным заводам по привлеченным кредитам на проведение реконструкции В то же время необходимо отметить, что сложившаяся ситуация не является характерной для всех регионов России. Так, например, в 2005 г. была создана Ассоциация «Кубаньсахарпром», учредителями которой стали все 16 заводов Краснодарского края, Северо-Кавказский НИИ сахарной свеклы и сахара, ООО «Торговопромышленная компания ОРМЗ» (г. Усть-Лабинск) и ООО «Проектный институт «Вертикаль». В 2006 - 2008 гг. Ассоциация, в соответствии с требованиями сахарных заводов, совместно с Союзом сахаропроизводителей России добилась положительного решения вопроса поставки природного газа сахарным заводам края на 2008-2012 гг. В настоящее время разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг.». Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Государственная программа базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года, действующей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного комплекса страны. Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики. В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей. Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2, 4-2, 5%, производства пищевых продуктов – 4, 3-5, 0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%. Реализация Государственной программы позволит обеспечить: достижение в основном предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности параметров удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах, в том числе зерна – 99, 8%, сахара – 91, 2%, растительного масла – 82, 8%, картофеля – 99, 7%, мяса и мясопродуктов – 88, 9%, молока и молокопродуктов – 85, 3%; увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2010 г. на 39% (к 2009 г. – на 27, 6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 60%; среднегодовой темп прироста объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в размере 8, 8%; уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) – не менее 20%; достижение соотношения заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны до 95%; рост производительности труда в 2020 г. по отношению к ее уровню в 2009 г. в 1, 7 раза. Таким образом, прогнозы развития свеклосахарного подкомплекса свидетельствуют о необходимости внедрения инновационных технологий на отраслевых предприятиях.
|