Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный финансовый контроль как средство решения проблемы финансовой безопасности России
Проблему финансовой безопасности страны во многом решает эффективный ГФК экономических субъектов. ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации должен быть организован в соответствии с общей стратегией обеспечения финансовой безопасности страны. Данная же стратегия должна включать в себя как минимум: - разработку механизмов и мер идентификации угроз и их носителей;
- установление основных субъектов, или носителей, угроз (субъектов хозяйствования), механизмов их функционирования, критериев их воздействия на национальные экономическую и социально-политическую системы;
- разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, обуславливающих угрозы финансовой безопасности, а также методологии проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз;
- определение объектов и предметов контроля за обеспечением финансовой безопасности страны;
- разработку системы количественных и качественных показателей, или индикаторов, финансовой безопасности как для отдельных стратегически важных для страны предприятий, так и для отраслей экономики (звеньев финансовой системы), а также для страны в целом (интегральные показатели);
- определение параметров показателей финансовой безопасности, разработку методики их определения, классификации и оценки, а также процедур мониторинга с соответствующим методическим, организационным, информационным и техническим обеспечением;
- формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;
- организацию адекватной системы органов контроля за финансовой безопасностью страны. [3, 254] Направления же совершенствования ГФК экономических субъектов в аспекте обеспечения финансовой безопасности государства должны определяться в зависимости от специфики последних (как объектов ГФК). Из наиболее важных направлений совершенствования контроля за иностранными деловыми партнерами российских предприятий в аспекте обеспечения финансовой безопасности страны следует отметить следующие: - совершенствование контроля за монопольной скупкой акций стратегически значимых для России предприятий зарубежными организациями (особенно на вторичном рынке); - совершенствование законодательства о соглашениях о разделе продукции (с точки зрения четкости механизмов контроля иностранных партнеров); - разработку механизмов превентивного контроля иностранных организаций; - совершенствование контроля финансово-хозяйственной деятельности иностранных организаций в России (контроля за операциями нерезидентов на фондовом рынке России и т.д.); - разработку систем государственного контроля за привлечением и использованием средств иностранных заимствований и др. [7, 167] Одним из важных средств обеспечение финансовой безопасности страны следует считать контроль привлечения и использования средств займов международных финансово-экономических организаций (МВФ, МБРР и др.). Трудно переоценить важность займов международных финансово-экономических организаций (МФЭО) для укрепления российской экономики (особенно в условиях бюджетного дефицита), построения развитого рыночного хозяйства в нашей стране. Проблемы недостатка финансовых ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства вопросы оптимизации привлечения и использования займов МФЭО становится все более актуальными. Вполне очевидно, что и привлекать и использовать займы МФЭО необходимо на основе принципов законности, целесообразности и эффективности. Одной из существенных проблем сегодня является отставание в темпах использования средств по сравнению с темпами использования времени по предоставленным займам. Замедление же темпов расходования заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Таким образом, привлечение и использование заемных средств должно обеспечиваться эффективным и действенным контролем ответственных государственных организаций и иных хозяйствующих субъектов, непосредственно участвующих в реализации проектов. При этом предварительный и текущий контроль должен осуществляться соответственно на стадии подготовки проектов и привлечения соответствующих займов и в процессе реализации проектов. Следует отметить, что отчеты органов ГФК свидетельствуют о том, что некоторые государственные органы, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены функции контроля за привлечением и использованием займов МФЭО, не выполняют свои функции надлежащим образом, что в принципе способствуют многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. [6, 78] Одно из наиболее ярко выраженных полей деятельности субгосударственных финансовых систем - разнообразные транснациональные бизнес-структуры (ТБС), включая транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и т.п. Мощные экономические факторы (в первую очередь ТНК и ТНБ), действующие в глобальных масштабах, пытаются для облегчения своих целей завоевания экономического пространства “денационализировать” территорию государств. Это особенно характерно для сферы экономики и финансов. В связи с этим контроль функционирования ТБС для финансовой безопасности страны приобретает особую важность. Для контроля ТБС необходимо установить определенные предметы и параметры контроля, разработать специальные модели, формулы и т.п. Например, направлениями контроля ТБС (кроме контроля многочисленных показателей их финансово-хозяйственной деятельности) с точки зрения их угроз финансовой безопасности государства могут быть: - взаимодействие и взаимозависимость между различными ТБС, их конфигурация в “экономическом пространстве” государства; - юридические адреса и наименования основных иностранных партнеров ТБС (связанных сторон), формы их взаимоотношений, финансовые между ними трансакции, гражданство членов советов директоров и т.п.; - происхождение, циркуляция и трансформация инициируемых ими финансовых потоков (прямых и портфельных инвестиций, кредитов и т.д.), методы и результаты воздействия на национальную экономическую систему (включая вклад в теневой сектор); - механизмы влияния ТБС на общество и государство (предоставление рабочих мест, воздействие рекламными и иными методами на общественную психологию, лоббирование в органах власти нужных государственных решений, тех или иных нормативно-правовых актов, скрытое финансирование политических и иных общественных структур и т.д.); - логика их политики, их комбинации и чередование на экономическом “поле” страны и т.д. При этом необходимо выявить основные ТБС (или их систему), способные оказывать влияние на макроэкономические показатели государства, установить их цели и стратегии. Все это позволяет в дальнейшем наладить системы ГФК за такими субъектами. Одним из основных вопросов обеспечения финансовой безопасности России является формирование системы соответствующих контрольных органов. В связи с широким спектром геофинансовых вопросов необходима именно система контрольных органов. Для системной координации работы по контролю за обеспечением финансовой безопасности целесообразно создать специальную службу - Центральное геоэкономическое управление (ЦГУ), которое будет осуществлять направление и координацию работы соответствующих подразделений спецслужб по сбору информации о состоянии финансовой безопасности Российской Федерации (внутри страны и за рубежом), а также ее обработку, учет, анализ и передачу в Совет Безопасности РФ для принятия соответствующих решений. Возникает необходимость исследования и обоснования системы направлений деятельности Счетной палаты РФ. Необходимо направить деятельности по контролю за обеспечением финансовой безопасности Российской Федерации в ходе бюджетного процесса. В связи с этим в первую очередь представляется необходимой разработка соответствующей нормативно-правовой базы, где должны быть определены внутренние и внешние угрозы, а также критерии, на основании которых действия участников бюджетного процесса могут быть признаны наносящими ущерб финансовой безопасности Российской Федерации. Счетная палата РФ будет давать оценку соблюдению этих критериев и подготавливать соответствующие доклады парламенту (а также доводить информацию до широкой общественности). В то же время должны быть разработаны принципы раскрытия информации в отчетности органов исполнительной власти (отчетности о ведении финансово-хозяйственной деятельности, отчетности об использовании государственных финансовых ресурсов, заемных ресурсов международных организаций и т.д.), исходя из требований к обеспечению финансовой безопасности России. При этом Счетная палата РФ будет выражать также и свое аргументированное профессиональное мнение о существенности предъявляемой отчетности для оценки обеспечения финансовой безопасности. Кроме этого, должна быть создана информационная система для всестороннего и объективного мониторинга хода бюджетного процесса, включающая выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации. На основе получаемой информации должен разрабатываться комплекс оперативных мер и долгосрочных мер по противодействию негативным факторам, а также по предупреждению и преодолению возможных негативных последствий угроз. Следует подчеркнуть, что основным фактором обеспечения финансовой безопасности страны в ходе бюджетного процесса должно являться полное доверие между федеральным Правительством и регионами, финансовые взаимоотношения которых должны быть построены на принципах законности, эффективности, целесообразности, прозрачности (или открытости для общества), баланса ответственности и ресурсов, реального согласования всех решений по аспектам, затрагивающим интересы регионов (по поводу уменьшения налоговой базы и т.д.).
|