Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война — это такое взаимоотношение государств, при котором между ними ведутся военные действия и полностью прекращаются все правоотношения мирного времени. 4 страница






Основные права и обязанности характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

 


Государства как основные субъекты международного права

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.

Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.

Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

 


Виды государств

Науке права известны следующие виды государств - субъектов международного права: унитарные и федеративные государства, реальные и личные унии. Реальная уния - это сложное государство, которое возникает в результате слияния двух независимых государств под властью не только одного государства, но и с едиными органами власти и управления (сирийско-египетская уния). Личная уния основана на общности глав государств (только монархов) и представляет союз государств (на этапе формирования ОАЭ была личная уния).


Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость

Нация и народность, борющиеся за независимость, могут быть признанны субъектами международного права при условии создания определенных властных структур, объединенных в единый центр, способных выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях. На практике такими субъектами являются вооруженные отряды, имеющие единое командование, являющееся одновременно политическим руководством. Нация и народность обладают первоначальной правосубъектностью, так как ею их никто не наделяет. Нация и народность должны быть признаны субъектом международного права в качестве субъекта.


Правосубъектность международных организаций

Международные межправительственные организации - это субъекты международного права с производной, от создавших их государств, правосубъектностью. Они должны:

- обладать актами, имеющими учредительный характер (уставами международных организаций);

- обладать организационной структурой, т.е. системой органов международной организации - высших органов (Генеральная конференция; Генеральный совет и т.д.), иметь и исполнительные органы (Совет, Международная конференция- и т.д.) и административные органы (генеральные секретариаты во главе с высшим административным должностным лицом), специальные комитеты и комиссии (комиссия международного права ООН, органы способствующие деятельности организации);

- обладать международной правосубъектностью, т.е. правосубъектностью, производной от воли государства их создавшего;

- иметь четко определенные цели, которые не должны противоречить основным принципам ООН;

- не противоречить основным принципам и нормам международного права в своей деятельности, т.е. принципам, закрепленным в Уставе ООН (1945 г.), Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) и Заключительном акте Совещания по Безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

Выделяются следующие виды международных межправительственных организаций:

1) по сфере деятельности — универсальные и региональные;

2) по характеру участвующих государств - международные организации развитых государств, развивающих государств и смешанного типа;

3) по цели деятельности - общие и специальные организации.

 


Государственноподобные образования как субъекты международного права

Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся государствами, так как их правосубъектность производна от правосубъектности государств, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы международными договорами, в которых определялся их правовой статус.

Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам государства, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть государствоподобными образованиями.

В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.

Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в международных отношениях. Обменивается представительством с государствами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН.

 


Международно-правовое признание

Под признанием в международном праве понимается международно-правовое действие субъекта международного права, которым он констатирует наличие юридически значимого факта в действиях субъекта международного права.

Признание возникает в результате социальных революций и образовании нового независимого государства. Бывает признание государств, правительств, народов, борющихся за национальную независимость, или организованных движений сопротивления.

По форме признание бывает: де-юре - полное юридическое признание, де-факто - полное, но фактическое признание, ad-hoc - признание по конкретному факту (установление границ, заключение торговых договоров и т.д.). Последствиями признания является заключение мирных договоров, договоров «о дружбе, установление дипломатических отношений, заключение торгово-экономических соглашений и т.п.

Выделяются две теории признания - конституитивная и декларативная. Конституитивная теория заключается в том, что признание играет образующую субъекта международного права роль, т.е. уже существующий субъект международного права констатирует (создает) нового субъекта международного права. Декларативная теория лишь подтверждает выход уже существующего субъекта на мировую арену и этот выход сопровождается международно-значимыми действиями. Отдельными разновидностями указанных доктрин является Доктрина Эстрада (министр иностранных дел Мексики X. Эстрада) в соответствии с которой признание правительства не требует официального акта «является достаточным лишь установление дипломатических отношений. В противовес указанной доктрины существует Доктрина Товара (выдвинутая в1907 г. министром иностранных дел Эквадора К.Тобара), в соответствии с которой не могут быть признаны правительства, пришедшие к власти в результате военного переворота. По мнению П.Н. Бирюкова, акт признания является юридическим фактом, с которым международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

 

 


Международно-правовое правопреемство государств

Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.

Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.

Правопреемство возникает:

- в случае социальной революции;

- в случае отделения части территории государства;

- в случае распада государства и образования новых независимых государств.

Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).

Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.

При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.

В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР - 61, 34%; Украина - 16, 37%; Республика Беларусь - 4, 13%; Республика Узбекистан - 3, 27% и т.д.

 

 


Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации

В настоящее время проблема международной правосубъектности субъектов РФ особенно остра. Сегодня о своей международной правосубъектности заявили некоторые субъекты РФ, вследствие чего представляется целесообразным выяснить правомерность подобных заявлений.

Субъекты РФ пробуют самостоятельно выступать в международных отношениях, заключают соглашения с субъектами зарубежных федераций и административно-территориальными единицами, обмениваются с ними представительствами и закрепляют соответствующие положения в своем законодательстве, а нормативные акты некоторых субъектов РФ предусматривают возможность заключения ими международных договоров от своего имени.

Более того, в некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, регулирующие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров, а в иных актах говорится о том, что органы государственной власти области вправе заключать договоры, являющиеся нормативно-правовыми актами, с органами государственной власти РФ, с субъектами РФ, с иностранными государствами по вопросам, представляющим их общий, взаимный интерес.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Однако Конституция прямо не говорит о возможности субъектов РФ заключать соглашения, которые являлись бы международными договорами. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» также относит заключение международных договоров Российской Федерации к ведению Российской Федерации. Установлено, что международные договоры Российской Федерации, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключаются по согласованию с соответствующими органами субъектов. При этом основные положения договоров, затрагивающих вопросы совместного ведения, должны направляться для внесения предложений в соответствующие органы субъекта Федерации, которые, однако, не имеют права вето на заключение договора. Федеральный закон не содержит положений, устанавливающих права субъектов Федерации на самостоятельное заключение международных договоров.

Ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не закрепляют норм о проверке конституционности международных договоров субъектов Федерации, хотя в отношении международных договоров РФ такая процедура предусмотрена, что также свидетельствует о нежелании законодателя наделить субъекты Федерации полномочиями по самостоятельному заключению международных договоров.

Статья 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.) устанавливает компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Следует обратить внимание на то, что среди правовых актов, которые могут быть предметом рассмотрения в этих судах, международные договоры субъектов РФ также не названы.

Однако в федеральном законодательстве можно найти норму, свидетельствующую о наличии у субъектов РФ элементов договорной правоспособности. Это статья 8 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изм. и доп.), согласно которой субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Что касается практики обмена представительствами с субъектами иностранных федераций, то следует отметить, что ни в Конституции, ни в законодательстве РФ данный вопрос пока никак не урегулирован. Указанные представительства открываются не на основе взаимности и аккредитуются при каком-либо органе власти субъекта зарубежной федерации или территориальной единицы. Эти органы, являясь иностранными юридическими лицами, не имеют статуса дипломатических или консульских представительств, и на них не распространяются положения соответствующих конвенций о дипломатических и консульских сношениях.

Итак, относительно международной правосубъектности субъектов Российской Федерации можно сделать следующий вывод: в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, однако тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо, что требует соответствующего закрепления в федеральном законодательстве.

 

 


Статус индивида в международном праве

Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. После ратификации 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. российские граждане также могут обращаться в Европейский суд по правам человека.

Советские юристы по идеологическим соображениям долгое время отрицали наличие у индивида международной правосубъектности. Однако в конце 80-х гг. и в отечественной международно-правовой литературе начали появляться работы, в которых индивиды стали рассматриваться как субъекты международного права. В настоящее время число ученых, разделяющих эту точку зрения, постоянно увеличивается.

Ответ на вопрос, является ли индивид субъектом международного права, зависит от того, какими характеристиками этот субъект должен обладать. Если считать, что субъект международного права - это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяет субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).

Сторонники этой концепции ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для индивида права и обязанности. Известен ряд преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид, которые могут непосредственно вменяться как состав международного преступления при осуществлении международного уголовного правосудия над индивидом посредством Международного уголовного суда или специально созданного Международного уголовного трибунала.

Особый статус имеют космонавты, которые одновременно являются физическими лицами и гражданами определенного государства, но в то же время признаются посланцами человечества в космос. Пока они находятся на космическом корабле, они подчиняются исключительной юрисдикции государства регистрации корабля. В случае необходимости космонавты имеют право требовать содействия и покровительства со стороны всех государств.

Однако во всех этих случаях права, получаемые индивидом, опосредованы государствами и без их согласия не действуют. Индивид может совершать определенные действия, предписанные отдельным договором, или не совершать их.

Следовательно, принимая во внимание тот факт, что понятия и категории международного права, как уже отмечалось, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права, и если считать, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.

Однако если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права.

 


Понятие международных договоров

Договоры заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.

Под правом международного договора понимается отрасль международного права, определяющая порядок заключения, действия и прекращения международных договоров.

Право международных договоров необходимо отличать от международного договорного права. Международное договорное право - это совокупность международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах.

Субъектами права международных договоров являются только классические субъекты международного права: государства, нации и народы, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования.

Стороны - важнейший элемент договорных правоотношений. От состава и характера сторон зависит роль и содержание договора. С изменением состава сторон может меняться реальное содержание и значение договора. Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г. предусматривают более детальное разграничение участников международных договоров с учетом стадий заключения договора. Участники договоров делятся:

- участник переговоров - субъект, который принимал участие в составлении и принятии текста договора;

- договаривающийся субъект - субъект, который согласился на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли он в силу;

- участник договора - субъект, который согласился на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе;

- подписавшие договор - субъекты, которые не обязательно участвовали в принятии договора, но подписали его;

- необходимые участники - субъекты, которые должны обязательно участвовать в договоре, в противном случае он теряет силу.

Специфика участника договора указывает на роль и положение стороны в том или ином договоре.

 

 


Стадии заключения международных договоров

Венская конвенция 1969 г. о праве международных договоров определяет три стадии заключения международного договора.

Первая стадия - принятие текста международного договора. Текст принимается по согласованию всех участвующих в его составлении, а для многосторонних большинством в 2/3 участников конференции.

Вторая стадия - установление аутентичности текста международного договора. Под установлением аутентичности понимается признание о том, что текст международного договора согласован и возвращение к его доработке более не возможно. Договоры, составленные на разных языках, признаются юридически равные. Установление аутентичности осуществляется путем подписания, подписания ad referendum, парафирования текста договора или путем принятия заключительного акта конференции, содержащего этот текст. Подписание, как способ установления аутентичности, выражается завершением переговоров и согласием с выработанным текстом договора. Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители государства подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая страница текста договора.

Третья стадия - стадия выражения согласия на обязательность договора. Согласие на обязательность международного договора может осуществляться путем подписания, обмена документами, образующими договор, ратификацией договора, принятием, утверждением, присоединением к международному договору. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает следующие способы признания обязательности международных договоров: подписание, утверждение, ратификация, присоединение и другие способы.

Подписание, как способ признания обязательности международных договоров, применяется, если в договоре предусматривается этот способ или иным способом установлена такая договоренность (ст. 12 Конвенции 1969 г.). Признание обязательности международного договора путем обмена документами, образующими договор, применяется, если этим документом предусмотрен такой способ, (ст. 13). Ратификацией признается способ признания международного договора, осуществляемый путем принятия закона (ст. 14). Присоединение, как способ признания международных договоров, предполагает направление документа депозитарию договора о присоединении к уже принятому и действующему договору (ст. 15).

 

 


Содержание и форма международных договоров

Форма договора включает в себя язык, структуру и его наименование. Двусторонние договоры составляются, как правило, на языке обеих договаривающихся сторон. В тексте договора отмечается, что юридическая сила его аутентична (равнозначна) вне зависимости от языка. Многосторонние договоры по линии ООН готовятся обычно на английском или на ином рабочем языке Организации. Структура договора состоит из:

а) преамбулы (введения), где указываются задачи, которые ставят договаривающиеся стороны, участники договора, могут также воспроизводиться принципы, которыми руководствуются договаривающиеся стороны;

б) основной части, заключающей в себе содержание договора;

в) заключительной части, в которой указываются порядок вступления договора в силу, срок его действия и, если необходимо, иные сведения по усмотрению сторон.

Договор может содержать приложения, в которых развиваются и детализируются положения его основной части. Приложения — неотъемлемая часть договора.

Наименование договора (договор, соглашение, конвенция и т.п.), не влияя на его юридическую силу, говорит об отношении договаривающихся сторон к предмету своей договоренности.

 


Виды международных договоров

Международные юридические акты делятся на односторонние, двусторонние и многосторонние.

Односторонние акты:

1. Нотификация. Это сообщение в установленной форме факта, из которого могут вытекать юридические последствия. Они вытекают в том случае, если этим актом нотифицирующее государство принимает на себя обязательство (возместить ущерб, вывести войска, предоставить помощь).

2. Признание. Оно может иметь форму нотификации и любую другую. Важен сам факт фиксации государственной воли. Признание в международном праве заменяет институт давности во внутреннем праве. Оно превращает физическое положение в юридическое.

3. Протест. Это действие, обратное признанию. Это непризнание законности чего-либо. Например, непризнание законности оккупации Израилем арабских земель, изгнания со своей земли народа Палестины. Протест должен исходить из компетентного органа (как правило, МИД страны). Парламент, к примеру, может выразить протест, но, при всем его большом политическом весе, правового значения на мировой арене он иметь не будет, так как парламент — это не орган внешних сношений.

4. Отказ. Это акт, который вызывает последствия единственно по воле отказывающегося. Отказаться можно от прав, а не от обязательств. Да и не от всяких прав можно отказаться. Нельзя лишить себя прав, необходимых для выполнения юридического обязательства перед партнерами по соглашению.

Для отказа требуется волеизъявление государства. Бездействия недостаточно. Когда юрист сталкивается с отказом, то толковать его следует не расширительно, а ограничительно.

К двусторонним актам относятся договоры, конвенции, соглашения, декларации, протоколы, обмены нотами. Заявленная форма договоренности не влияет на юридическую силу обязательств. Названия подбираются в зависимости от важности объекта договоренности. По важным темам это будет договор или соглашение (даже трактат), а по делам более узким — конвенция, протокол и пр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал