Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые попытки регламентации деятельности юридической службы. Примеры законодательного регулирования.
В силу сравнительно небольшого числа юристов хозяйственных организаций, слабого их влияния на положение дел в обслуживаемых фирмах в дореволюционный и начальный советский период их деятельность законодательно не регулировалась. Что касается правовой работы, то она признавалась «частью общей работы органов юстиции по юридическому оформлению хозяйственной и административной жизни»[11]. Соответственно, правовая работа не связывалась с юридической службой и деятельностью предприятия в целом. По мере стабилизации экономики, повышения внимания к праву возникла необходимость в урегулировании работы юридических служб. Первые попытки регламентации деятельности юридической службы в стране были предприняты в 20-е годы XX столетия. Основными задачами юридической службы в то время виделись консультации по вопросам права и судебное представительство. Первая заключалась в обязанности направлять работу организации по руслу революционной законности и обеспечивать правомерные условия деятельности организации в целях предупреждения возможных нарушений каких-либо правовых норм и достижения наиболее положительных результатов работы. Вторая состояла в исполнении юридической службой обязанностей судебного представительства от имени организации в различных судебных учреждениях[12]. Оценивая соотношение этих двух участков работы юридического отдела, исследователи подчеркивали важность консультационной функции, которая, по их мнению, непосредственно влияет на направление всей деятельности организации. Такая оценка значимости консультационной работы юристов была явно преувеличенной. Показательно, например, что в соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 27 июня 1918 г. «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений»[13] юрисконсульты были отнесены по оплате труда ко второй категории первой группы ответственных работников (всего имелось четыре группы работников, разбивавшиеся на категории)[14]. Однако весьма низкое фактическое влияние юристов на положение дел в народном хозяйстве привело к тому, что в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР от 9 сентября 1967 г. № 443, работники юридических служб оказались отнесены к категории специалистов (вторая категория из трех предусмотренных) и к последней в этой категории группе. Ниже специалистов юридической службы были расположены уже технические исполнители[15]. Длительное время в стране отсутствовал единый нормативный акт, регламентирующий деятельность юридических отделов предприятий и организаций. Сложилось неприемлемое положение, когда «каждый госорган разрабатывает этот вопрос по-своему, а нередко и вовсе игнорирует необходимость такого рола документов, упуская из виду, что возникающая при подобных условиях неопределенность в отношениях отдельных частей с юридическим отделом всегда ведет к ряду недоразумений и даже к параллелизму в работе»[16].
|