Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методическое обеспечение по возмещению убытков.
Организация работы по возмещению убытков ввиду ее сложности требует соответствующего методического обеспечения. Здесь необходимы одновременно два вида методик. Во-первых, т экономико-правовые методики, определяющие способы расчета, выявления размера и доказывания убытков. Они должны разрабатываться на государственном уровне, но отдельным отраслям хозяйства и, что самое главное, — для каждой конкретной фирмы. Во вторых, актуальна разработка организационно-правовых методик, которые должны составляться на каждой отдельной фирме. Их назначение состоит в организации работы служб и специалистов по сбору доказательств для возмещения убытков. Если говорить об экономико-правовых методиках, то имеются два документа, которые могут в определенной степени использоваться корпоративными юристами при разработке конкретных методик. Это Методические указания о порядке определения и взыскания убытков, утвержденные приказом Минторга СССР от 21 февраля 1985 г. № 37, и Временная методика определения размера убытков, рекомендованная письмом Госарбитража СССР от 28 декабря 1990г. Обе Методики в значительной мере устарели и нуждаются в коренной переработке. Но они — пока единственное, что может служить основой для составления новых методик. Названные Методики базируются на различных концепциях фиксирования и расчета убытков. Временная методика 1990 г. основана на выделении вероятных последствий любых нарушений обязательств независимо от их вида, и указании возможных мер по уменьшению убытков. По видам мер группируются размеры понесенных при этом расходов, перечни доказательств убытков и наличия причинной связи нарушения и убытков; эта Методика носит универсальный характер для всяких видов нарушений. В то же время непосредственное ее применение в практической деятельности менее удобно. Что касается Методики Минторга СССР 1985 г., то она строится исходя из конкретных видов нарушений договора. По видам нарушений определяются неблагоприятные последствия и меры по их преодолению. Соответственно видам нарушений выделяются понесенные расходы и перечни необходимых доказательств. Подобные методики, построенные по видам нарушений, дают более четкую ориентировку в работе по возмещению убытков в фирме. На основе таких методик проще вырабатывать конкретные методики, учитывающие действующую в фирме систему документооборота, типичные для деятельности фирмы нарушения договоров и наиболее часто возникающие последствия нарушений. Общей для обеих концепций Методик является техника формирования перечней доказательств. Она производна от системы бухгалтерского учета. Все хозяйственные операции, связанные с расходами, включаемыми в состав убытков, а также с получением прибыли, должны последовательно документироваться в целях не только бухгалтерского учета, но и создания доказательственной базы для взыскания убытков. В интересах доказывания убытков осуществляется систематизированная подборка прежде всего первичных документов бухгалтерского учета, которые бы непротиворечиво фиксировали связь фактов финансово-хозяйственной деятельности, повлекших наступление определенного вида убытков. Порядок формирования перечней доказательств, используемый в Методиках, ориентирован на подбор документов применительно к каждому конкретному виду потерь, включаемых в убытки потерпевшей стороны. Необходимо упомянуть об отличиях, существующих в подходах к разработке методик в производственных фирмах, торговых и иных организациях. Эти отличия обусловливаются разным составом убытков. Так, производственные организации в результате нарушения договора несут убытки из-за отсутствия возможности нормального производства и реализации товара. Что касается торговых организаций, то у них неполученная прибыль возникает из-за отсутствия возможности перепродажи товара. Состав убытков производителей шире, чем у торговых организаций, и включает кроме коммерческих и транспортно-заготовительных расходов также производственные расходы. Следствием таких отличий в составе убытков является то, что в производственных организациях работа по сбору доказательств требует больших организационных усилий, а сами методики расчета и доказывания убытков оказываются объемнее и сложнее. Основная масса убытков торговых организаций причиняется этим организациям отгрузками недоброкачественных товаров и срывом поставок товаров, что должно быть документально подтверждено в суде потерпевшей стороной. Так, в связи с недоброкачественностью полученных товаров покупатель должен представить: договор, предусматривающий поставку товаров и устанавливающий требования к их качеству и цене; акт экспертизы или акт комиссионной приемки товара по качеству; документы, подтверждающие понесенные расходы и неполученную прибыль вследствие забракования товара. Если с первыми двумя документами, а именно договором и актом, все достаточно ясно, то подбор документов, подтверждающих расходы и неполученную прибыль, составляет определенную трудность. Среди затрат в данной ситуации принято различать: а) условно-постоянные затраты и б) условно-переменные затраты. Величина условно-постоянных затрат устанавливается по калькуляции себестоимости производства или торговых услуг. При этом к условно-постоянным затратам полностью относятся общехозяйственные расходы и общепроизводственные расходы. Они включают зарплату всего управленческого персонала, амортизацию зданий и сооружений, амортизацию иных основных средств. Амортизационные отчисления устанавливаются исходя из нормативного срока службы основных средств и определяются в процентном отношении к их балансовой стоимости. Сумма амортизации ежемесячно относится на стоимость производимой продукции. К условно-постоянным относятся также расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования. Общая сумма условно-постоянных затрат определяется путем сложения месячных показателей общехозяйственных и общепроизводственных расходов, амортизационных отчислений и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и транспорта. В случае нарушения договора у кредитора возникают убытки в виде доли условно-постоянных затрат, которая не может быть отнесена на стоимость неизготовленного и нереализованного количества товара. Для определения этой части убытков необходимо вычислить нормативную величину условно-постоянных затрат путем деления общей суммы этих затрат на среднемесячное количество выпускаемых изделий и затем умножить нормативную величину затрат на количество продукции, которое не было произведено вследствие нарушения. Для подтверждения убытков в виде некомпенсируемых условно-постоянных затрат должны представляться следующие доказательства: балансовые данные, подтверждающие величину условно-постоянных затрат; справка о среднемесячном объеме производства продукции, калькуляция средней величины условно-постоянных затрат на единицу производимых и реализуемых изделий; справка о количестве изделий, не произведенных и не реализованных по причине нарушения договора; расчет величины условно-постоянных затрат, составляющей убытки вследствие нарушения договора. В случае поставки недоброкачественного товара покупатель несет следующие условно-переменные затраты, подтверждаемые соответствующими документами: 1) расходы по оплате стоимости забракованного товара. Они подтверждаются платежными документами с отметкой банка ц выпиской по банковскому счету покупателя о платеже; 2) расходы по экспертизе или комиссионной приемке товара Первые подтверждаются счетом экспертной организации и документами об оплате счета. Расходы по комиссионной приемке подтверждаются записями в акте приемки о лицах, принимающих товар, времени приемки и выпиской из бухгалтерской ведомости на зарплату о выплате сумм членам приемной комиссии. Приемка является нормальной хозяйственной деятельностью организации и расходы по приемке относятся на результаты ее деятельности. Однако в случае забракования полученной продукции расходы по приемке уже не могут признаваться необходимыми затратами. Они превращаются в убытки, подлежащие возмещению должником; 3) расходы по транспортировке товара к покупателю и возврату брака — удостоверяются транспортными накладными, прейскурантами, расчетом провозной платы и платежными документами; 4) расходы по погрузке и выгрузке, распаковке товара и упаковке брака при возврате — удостоверяются нарядами на выполнение работ и выписками из бухгалтерской ведомости о выплате сумм исполнителям работ; 5) расходы по хранению забракованного товара. Они могут определяться как часть арендной платы за складскую площадь, занимаемую забракованным товаром (в случае аренды склада) и, кроме того, соответствующая занимаемой доле складских площадей часть затрат по освещению, обогреву, охране помещений и иных необходимых расходов. Эти затраты подтверждаются договором аренды, договором на охрану, счетами на' оплату соответствующих услуг и расчетом. Если забракованный товар предназначался для дальнейшей реализации, то у организации также возникают убытки в виде неполученной прибыли. Рассчитать ее несложно, поскольку она находится в пределах разницы между ценой покупки и последующей продажи. Основные проблемы возникают при доказывании этих обстоятельств, а именно: размера отпускной цены продукции, возможности ее реализации по соответствующей иене. Последнее необходимо доказать потому, что суд взыскивает упущенную выгоду с учетом мер и приготовлений, предпринятых для извлечения прибыли. Оптимальным вариантом следует в этом случае признать наличие договора или преддоговорных документов с контрагентами, в которых зафиксирована цена реализации. При отсутствии таких документов цена может подтверждаться заключениями от товарных бирж или собственными договорами на реализацию данной продукции в предшествующие периоды. Необходимо учитывать, что забракованный товар не засчитывается в исполнение договора купли-продажи и признается непоставленным. Поскольку обязательство в части количества забракованного товара считается неисполненным, к продавцу кроме санкций за поставку брака одновременно применяется ответственность за непоставку соответствующего количества товара — в виде убытков или неустойки, если она предусмотрена. Целесообразно рассмотреть вопрос о том, как исчисляются и подтверждаются убытки торговой или иной непроизводственной организации, понесенные ею от непоставки товаров по договору. В этом случае могут иметься следующие расходы покупателя, подлежащие возмещению: 1) расходы, понесенные кредитором при заключении договора с неисправным продавцом, а также с собственными покупателями, для перепродажи которым приобретался товар. Таковы затраты на составление договорной документации, ведение переписки и телефонных разговоров, командировочные расходы для проведения переговоров. Эти расходы могут быть достаточно велики, поэтому для их документального подтверждения должен быть обеспечен сбор всех подтверждающих документов; 2) расходы по предварительной или авансовой оплате непоставленного товара, подтверждаемые платежными документами с отметкой банка и выпиской по банковскому счету; 3) расходы по банковскому кредиту. Уплаченные банку проценты за кредит являются видом убытков от неполучения товара. Здесь важно доказать целевой характер кредита. Для этого в кредитной заявке и в самом кредитном договоре должно быть указано, что заемные средства получены для оплаты стоимости товара конкретному продавцу. Проценты за кредит рассматриваются как убытки лишь с даты нарушения срока поставки товара. Теперь об упущенной выгоде покупателя. Она находится в пределах разницы между покупной ценой и той ценой, по которой товар подлежал реализации покупателем своим контрагентам. Доказывать упущенную выгоду следует, представив суду договоры с продавцом и собственными покупателями. Если договоры с покупателями не заключены, то следует получить заключения от товарных бирж, конъюнктурных служб госторгинспеций либо ведущих фирм о среднем уровне цен на соответствующий товар в данный период. В соответствии с п. 11 постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[60] из цены реализации, а при перепродаже — из наценки должны быть исключены непонесенные транспортно-заготовительные и производственные расходы. Проблема локализации и исключения непонесенных расходов выступает на первый план при расчете упущенной выгоды. Для этого представляется возможным использовать Методику Минторга СССР 1985 г., в которой достаточно полно учтены виды непонесенных расходов, а также порядок их расчета. Расчет упущенной выгоды согласно этой Методике целесообразно строить в виде сводной таблицы, в которой зафиксированы: а) общая сумма неполученного дохода в виде разницы в ценах и б) виды непонесенных расходов и их общая сумма. Наиболее часто встречающимися видами непонесенных расходов являются: расходы на перевозку одним или несколькими видами транспорта; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, на содержание холодильных установок для скоропортящихся товаров; потери товара при перевозке, хранении и реализации в пределах норм естественной убыли; расходы по уплате процентов за пользование банковским кредитом; расходы по выгрузке и приемке товара и т. п. Кроме расчетной таблицы необходимо заранее готовить и представлять суду документы, подтверждающие размер соответствующих непонесенных расходов. Такими доказательствами могут быть прейскуранты транспортных и экспедиционных организаций, принятые нормативы естественной убыли, ставки других услуг и работ. Гораздо большую сложность представляет доказывание убытков производственных организаций от неполучения ими от смежников необходимых комплектующих частей и материалов. Здесь убытки возникают в результате невозможности изготовления и реализации конечных изделий по вине смежников. Документально фиксироваться такие убытки должны различными подразделениями, каждое из которых подготавливает определенную группу документов. Так, Служба снабжения готовит: 1) копию или выписку из договора с неисправным постав-шиком, подтверждающую вид, количество, сроки поставки и цену подлежавших поставке изделий; 2) накопительную ведомость поступления соответствующего ресурса от данного поставщика с начала года; 3) справку о количестве поставщиков данного ресурса и объемах получения этого ресурса от других поставщиков с начала текущего года; 4) справку об имевшихся складских запасах данного ресурса на начало соответствующего месяца или квартала; 5) ведомость об обеспечении всеми другими ресурсами, необходимыми для изготовления продукции. Это нужно для подтверждения причинной связи между нарушением со стороны поставщика и возникновением убытков. Производственный отдел готовит: 1) расчет нормы расхода материалов на изготовление соответствующей продукции — на 1 изделие и на месячное количество; 2) месячные номенклатурные планы производства продукции и отчеты об их исполнении. Они подтверждают, делались ли приготовления к производству соответствующих изделий и как выполнены планы; 3) ведомость о наличии готовых изделий в незавершенном производстве на начало месяца и причинах незавершенности; 4) акты о простое работников в связи с непоступлением материалов, длительности простоя и выплаченных за вынужденный простой суммах. Отдел сбыта готовит: 1) копии или выписки из договоров на реализацию готовых изделий либо документы о переговорах по заключению таких договоров; 2) протоколы служебного расследования по фактам невыполнения договоров перед покупателями с указанием смежников, по вине которых не могла быть изготовлена конечная продукция; 3) реестры накладных на отгрузку готовых изделий в текущем периоде с указанием, кому и сколько полагалось по договорам и фактически отгружено, т. е. не было ли излишних отгрузок по отдельным покупателям. Экономическая или коммерческая служба готовит: 1) сведения о средней цене непроизведенного товара, если отсутствуют договоры па реализацию этого товара. Данные берутся из предыдущих договоров на продажу данного товара, прайс-листов, заключений конъюнктурных служб госторгинспекций; 2) сведения о всех видах непонесенных расходов вследствие не изготовления и неотгрузки готовой продукции, размерах таких расходов и документы, подтверждающие ставки расходов; 3) доказательства принятия мер по предупреждению или уменьшению убытков. Бухгалтерия готовит: 1) копии платежных документов на перечисление покупателям по их претензиям или решениям судов сумм убытков и неустоек за недопоставку товара по вине смежника; 2) договоры, счета и платежные документы на закупку непоставленных смежником ресурсов у других поставщиков по заменяющим сделкам; 3) сводный расчет убытков. Назначенный приказом ведущий исполнитель-экономист выверяет полноту, точность и взаимосогласованность составленных документов, обеспечивает внесение необходимых исправлений и доработок. Готовый комплект документов передается юридической службе для оформления иска. Приведенный перечень необходимых документов и действий не является исчерпывающим. В зависимости от отраслевой специфики организации требуются различные по составу и содержанию комплекты документов. На стадии оформления исковых материалов и ведения дела в суде у потерпевшего могут возникать дополнительные расходы по юридическому обслуживанию. Стоимость юридических услуг следует рассматривать как расходы на восстановление нарушенного права. Такие убытки подлежат возмещению при необходимости получения истцом квалифицированной помощи, даже несмотря на наличие в штате юриста. Важно доказать разумность расходов по оплате юридической помощи. Цена, как правило, должна быть средней по сравнению с теми, которые взимаются за аналогичные услуги. В связи с возмещением убытков перед юридической службой встают сложные задачи организационного характера. Упорядочению данной работы служат организационно-правовые методики взыскания убытков. Такие методики предусматривают следующие этапы деятельности: 1) предварительную разработку образцов, форм документов, предназначенных для фиксирования соответствующих обстоятельств и подлежащих заполнению определенными службами и лицами; 2) распечатку форм документов и заблаговременное обеспечение ими соответствующих служб и работников; 3) закрепление в приказе по фирме и должностных инструкциях обязанности незамедлительного заполнения работниками необходимых документов и передачи их для проверки ведущему исполнителю; 4) определение временных требований, а именно: сроков заполнения документов, сроков передачи ведущему исполнителю, сроков возврата для исправления ошибок и общего времени на составление всего комплекта; 5) обучение совместному заполнению исполнителями комплекта документов об убытках. При этом важен постоянный контроль за точным и оперативным заполнением документов. Он возлагается на ведущего исполнителя, ответственного за эту работу в целом. Целесообразно предусмотреть материальное стимулирование за работу по возмещению убытков как важного направления защиты имущественных интересов организации. Наряду с этим необходимо установить строгую ответственность исполнителей за упущения в данной работе, поскольку ошибки или небрежности одного лица сводят на нет усилия всех других, подставляют под удар организацию в целом. От юридической службы требуются долговременные и целенаправленные усилия для налаживания возмещения убытков, последовательная организационная работа, выявление недочетов, ошибок и осуществление мер по улучшению постановки данной работы. Эффективным средством защиты прав и законных интересов организаций могут служить неустойки (штрафы, пени), взыскиваемые с неисправных контрагентов за нарушения договорных обязательств. Они позволяют в той или иной степени компенсировать потери от нарушений и чувствительно экономически воздействовать на должников в целях укрепления договорной дисциплины. Исчислять убытки за отдельные виды нарушений бывает крайне сложно, в связи с чем устанавливаемая в договоре неустойка оказывается единственным реальным средством борьбы с такими нарушениями. Согласно ст. 330 ГК неустойка (штраф, пеня) устанавливается законом или договором. Закон в настоящее время предусматривает неустоечную ответственность за сравнительно небольшое число видов нарушений обязательств. Поэтому следует добиваться установления в договорах неустойки за нарушение наиболее значимых обязанностей, делая это на условиях паритетного установления ответственности за неисполнение собственных обязанностей. При определении конструкций и размера неустоечной ответственности целесообразно учитывать следующее. Во-первых, неустойка должна иметь достаточно крупные, но не чрезмерно высокие размеры. Мерой служит сопоставление с убытками, которые можно было бы взыскать за такое нарушение. Общепринятой практикой стало произвольное снижение судами подлежащих взысканию сумм неустоек на основании ст. 333 ГК. Во избежание этого следует наряду с расчетом неустойки представлять суду ориентировочный расчет убытков, понесенных от данного нарушения. Во-вторых, неустойка должна быть простой и удобной в исчислении. Нецелесообразно устанавливать изменяющуюся шкалу санкций, предусматривать их в виде сложных процентов. Из-за затруднительности расчетов неустойки в таких случаях затягивается разрешение дел, допускаются ошибки. В-третьих, когда для кредитора важно получение реального исполнения обязательства, то целесообразно установление неустойки как непрерывно текущей с учетом продолжительности на-рушения. Стимулирующий, побудительный эффект в части реального исполнения обязательства дает также включение в договор условия о снижении размера неустойки (например, на 50—70%) в случае оперативного устранения должником нарушения по требованию кредитора. Это могут быть незамедлительное восполнение допущенной недопоставки товаров, замена или исправление поставленного недоброкачественного изделия и т. п. Юридическая служба обязана умело использовать возможности применения договорной ответственности как важного юридического средства защиты прав и законных интересов организации.
|