Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От автора. Глава I история психологии: ее предмет и задачи психологическая наука и ее предмет теоретическое и эмпирическое знание предмет истории психологии научнаяСтр 1 из 107Следующая ⇒
История психологии От античности До середины ХХ в. Г. Запорожье Г. ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора Глава I ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ: ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ Глава II АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Глава III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА И ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ НАУКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ Глава IV ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XVII ВЕКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Глава V ЗАРОЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Глава VI РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЗООПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОТЕХНИКА Глава VII ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ СТРУКТУРАЛИЗМ ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА ФУНКЦИОНАЛИЗМ БИХЕВИОРИЗМ НЕОБИХЕВИОРИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ) НЕОФРЕЙДИЗМ ТЕОРИЯ ШТЕРНА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Глава VIII РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ От автора ВВЕДЕНИЕ Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого. На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания. Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – " ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя. В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют " драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной. Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум. Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.
|