Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирующая функция.






Муниципалитет:

1) действуя на рынке капиталов, влияет на ставку процента, объемы займов и кредитов;

2) распределяя кредиты между отраслями, осуществляет структурную политику.

3. Стимулирующая функция, при которой муниципалитет стимулирует развитие экономики с помощью кредитов и инвестиций.

4. Контрольная функция. По объему возврата выданных кредитов государство определяет эффективность своей экономической политики, по объему и стоимости привлеченных займов – эффективность своей финансовой политики.

Особенность этой формы кредита определяется именно участием в ней муниципальных образований. Они выполняют важные общественные функции, и их финансовая устойчивость играет большую роль в этом. В условиях, когда муниципальные образования не способны выполнить свои обязательства, к ним почти никогда не применяют принудительные меры. В некоторых странах (и в нашей – во времена Советского Союза) государственные кредитные отношения имели принудительный и конфискацион-ный характер, когда госзаймы размещались в обязательном порядке и часто списывались по решению государства.

В настоящее время в России провозглашено равноправие сторон в отношениях государственного и муниципального кредита. Государственные и муниципальные займы размещаются только на добровольных началах, в случае невыполнения обязательств у кредиторов есть право взыскать средства в судебном порядке за счет государственной и муниципальной казны. Государство и муниципалитеты отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, составляющим государственную или муниципальную казну.

Причем казну составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Государственные и муниципальные займы – это денежные ресурсы, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций на основании заключаемых договоров, по которым возникают долговые обязательства РФ, субъекта РФ, муниципального образования как заемщиков или гарантов погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Номинальная стоимость облигаций – это цена, обозначенная на ценной бумаге и удостоверяющая, что она представляет определенный капитал, используемый ее эмитентом. Эта сумма включается в долг территориальной единицы, выпустившей долговые обязательства, и выплачивается держателям в момент их погашения.

Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.

Курсом называется рыночная цена ценной бумаги (в процентах), т.е. та цена, по которой она покупается и продается на фондовом рынке:

Курс ценной бумаги (в процентах) прямо пропорционален размеру получаемого по ней дивиденда (дохода по ценной бумаге) и обратно пропорционален уровню ссудного (банковского) процента.

Ссудный процент

Под воздействием многочисленных факторов курс отклоняется вверх или вниз от номинала. Резкие колебания курса свидетельствуют о нестабильности рынка и могут привести к его нарушению.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) По субъектам заемных отношений займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. В России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

2) В зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные – только внутренними.

3) В зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные.

Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4) В зависимости от срока привлечения средств государственные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти – муниципальные.

5) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные.

Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета.

Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение этим долговым обязательствам.

7) В зависимости от метода определения дохода долговые обязательства государства бывают: с твердым доходом и с плавающим доходам. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

8) В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12 %, а через год ставка упала и составила 6 %. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, потери заемщика и выигрыш инвестора сводятся к минимуму. Первый выпускает и размещает новый заем и погашает старый.

9) По методам проведения долговые обязательства подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и муниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке. К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке.

 

40. Гос. (муниц) долг.

Государственный (муниципальный) долг – это совокупность всех долговых обязательств РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

В соответствии с законодательством, к государственному или муниципальному долгу относятся обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, Бюджетным Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Структура государственного (муниципального) долга представляет собой группировку долговых обязательств по видам долговых обязательств:

1) кредиты, полученные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;

2) государственные (муниципальные) ценные бумаги;

3) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственные (муниципальные) гарантии.

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет – для муниципальных образований и до 30 лет для РФ и субъектов РФ).

В объем государственного (муниципального) внутреннего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по ценным бумагам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям и гарантиям муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых осуществляется в валюте Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в иностранной валюте.

Управление государственным и муниципальным долгом включает управление долгом на всех уровнях власти:

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Управление долгом призвано для того, чтобы удерживать все параметры государственного (муниципального) долга в определенных рамках, регламентируемых государством.

Параметры государственного (муниципального) долга устанавливаются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, основными из которых являются:

- предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

- предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений.

- предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

- предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Кроме того, законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе, верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации, муниципальным гарантиям.

 

41. Правонарушения в сфере бюджетного законодательства: понятие, виды.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) – это противоправное, виновное деяние, выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Виды: неисполнение норм закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление, неполное перечисление или несвоевременное пере­числение бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведом­лений о бюджетных ассигнованиях;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведом­лений о лимитах бюджетных обязательств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомле­ний о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюд­жетной росписи;

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государствен­ных или муниципальных услуг;

несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государствен­ного или муниципального долга и расходов на обслуживание государ­ственного или муниципального долга, установленных БК РФ;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об ис­полнении бюджетов;

отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме основа­ний, установленных БК РФ;

несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевре­менное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обя­зательствам;
финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

финансирование расходов в размерах, превышающих включенные в бюджетную роспись и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на
соответствующей территории отделений Банка России и др. Указанные нарушения выступают основаниями применения мер при­нуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал