Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жанровое многообразие русского фольклораСтр 1 из 12Следующая ⇒
Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Осн. жанры рус.фольклора составляли две большие группы — устная нар. проза (сказки и несказочные жанры — предания, легенды, побывальщины и др. устные рассказы) и нар. песенные жанры (эпич. песни — былины, историч. песни; сюжетные песни неэпич. склада — баллады и романсы; обрядовые песни — колядки, подблюдные, веснянки, троицко-семицкие и др.; лирич. песни и частушки), нар. драма. Рус.фольклор, как и фольклор нек-рых др. народов, почти не знал стихотв. жанров непесенного характера. Исключение составляет только нек-рая часть ритмизованных, иногда рифмованных пословиц и поговорок, прибаутки (напр., т. н. детские «потешки»), присловия (напр., приговоры свадебных дружек) и связанный с ними «раек». Несколько особняком стоят заговоры (иногда ритмизованные), причитания, стихотворные по форме, но отличающиеся особой манерой исполнения — протяжным речитативом. Духовные стихи выделяются специфич. тематикой (нравственные и социальные проблемы на религ. материале) и поэтич. особенностями. Героич. и патриотич. тема нашла высокое худож. воплощение в эпич. песнях — былинах, формировавшихся в период борьбы рус.народа с татаро-монг. нашествием и возникновения нац. гос-ва. Архаич. формы эпики (предания о великанах, древнейшая богатырская сказка, историч. баллады, известные в фольклоре др. народов) играют при этом меньшую роль. Для рус.историко-песенного фольклора характерна особая популярность сюжетов, связанных с крест. антифеод. восстаниями 17—18 вв. Рус. фольклору свойственны развитые формы обрядовой поэзии (календарно-обрядовые песни аграрного цикла и причитания), богатая традиция волшебной и социально острой бытовой сказки при несколько меньшем развитии сказок о животных, сюжетное и поэтич. богатство т. н. «долгой» песни, на позднем этапе — частушки, развитые формы драматизированной календарной и свадебной обрядности и сравнительно меньшая популярность нар.драмы. Сложен и менее изучен жанровый состав рус.рабочего фольклора, органически связанного в своих истоках с крест. фольклором и фольклором гор. низов. Только в последние десятилетия 19 в. стали развиваться жанры, отличные от традиционных: песня (пролет.гимны, марши, своеобразные лирич. и сатирич. песни), рабочая частушка, политич. куплет, сливавшиеся с революц. песней лит. происхождения. Для рус.фольклора характерна четкая жанровая дифференциация и выработанностьспецифич. поэтич. особенностей каждого жанра. Вместе с тем в нар.традиции нек-рые группы жанров, близкие по своей социально-бытовой функции, сливались в более обширные группы (напр., предания, легенды, побывальщины и устные рассказы). Жанры рус.народно-поэтич. творчества в разные историч. периоды получали большее или меньшее развитие. Исторические песни стали особенно активно развиваться с 16 в., рекрутские песни и причитания — с возникновением регулярной рекрутчины (нач. 18 в.), частушки становятся особенно важным явлением нар.поэзии со 2-й пол. 19 в. Уже в 1-й пол. 19 в. в губерниях Центр. России начинает оскудевать былинная традиция, еще очень богатая на рус. Севере, на Дону, в ряде районов Сибири; со 2-й пол. 19 в. и особенно в сов.время постепенно исчезают из нар. репертуара мн. виды обрядовой поэзии (песни, причитания, заговоры), духовные стихи, религ. легенды, полные суеверия побывальщины и др. Важнейшей особенностью русского фольклора XVII-XIX вв. была сформированность общенационального, особенно песенного, репертуара при сохранении локальных (областных) различий и вариантов, восходящих к периоду феодальной раздробленности, а также определявшихся своеобразным развитием отдельных областей на обширной территории расселения русских и бытовыми контактами с соседними (в том числе славянскими) народами. Самые ранние записи отрывков из фольклорных текстов (заговоры, загадки, песни) найдены в берестяных грамотах; более или менее регулярное записывание русского фольклора началось со второй половины XVII в. Приемы научной записи вырабатывались в XVIII в., и в первой половине XIX в. русские писатели, начиная от древнейших летописцев и автора " Слова о полку Игореве", опирались на русский фольклор, активно использовали его в своем творчестве. Обращение к фольклору сыграло значительную роль в формировании национальной системы стихосложения, в осознании и выработке национальных особенностей русской литературы, в освоении ею приемов изображения народного быта, в борьбе за традиции вольнолюбия и патриотизма. 2. «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» создано в годы, когда падает значение Киева, как центра Русской земли, и процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью: кыпчаки, а по-русски половцы представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Византия постоянно обращалась за помощью к русским князьям. Быстрая степная конница половцев не знала естественных преград на чрезвычайно растянутых южных и юго-восточных границах Руси - открытых, доступных, трудно оберегаемых. Время феодальной раздробленности Руси было временем значительного, но в известной мере скрытого, подспудного, не всегда заметного культурного роста. «Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века и с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени - отсутствие политического единства, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны отвсе усиливавшегося нажима южных кочевых и восточных соседей Руси. Созданное сразу после похода Игоря Святославича, «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на трагические события 1185 года, поэтому произведение не столько повествует о событиях Игорева похода, сколько их обсуждает, дает им оценку. Оно говорит о них как о хорошо известных читателям. Это горячая речь патриота - речь страстная и взволнованная, поэтически непоследовательная, то обращающаяся к событиям живой современности, то воспоминания дел седой старины, то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем. Таким образом, главная идея произведения - призыв к единству Русской земли. В произведении наблюдается подчиненность до мельчайших деталей идейному замыслу автора, поэтому композиция произведения внутренне, в своей эмоциональной сфере, поразительно цельна и последовательна: строго подчинена законам поэтического развития темы, учитывает прежде всего смену чувств, но чувств, непосредственно связанных с мыслями автора, с его идеями. Тема Родины и чувство любви к ней последовательно раскрываются автором в связи с главным сюжетным стержнем всего произведения - походом Игоря Святославича 1185 года. Автор «Слова» ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить общественное мнение против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов. Эта подлинно патриотическая идея имела в то время первостепенное значение, она сохранила всю свою ценность и для последующего времени — периода борьбы с татаро-монголами. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё «Слово». Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображённых в «Слове», она определяет композицию произведения и его язык.
|