Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комедии Мольера и их роль в драматургии.






Значение Мольера в истории мировой драматургии воистину огромно. Сплотив воедино в своем творчестве лучшие традиции французского народного театра с передовыми идеями гуманизма, Мольер создал новый вид драмы - " высокую комедию", жанр, который для своего времени был решительным шагом в сторону реализма.

Имя Мольера начертано на боевом знамени современной прогрессивной французской литературы. Выступая на Втором съезде советских писателей в Москве, виднейший французский поэт Луи Арагон начал свою речь о поэзии со

страстных слов, посвященных Мольеру. Говоря о национальных истоках реализма, о средневековых фаблио и героических поэмах, о поэзии Рютбефа и Вийона, Луи Арагон заметил, что весь путь развития ведет " к одному из величайших реалистов всех времен и всех стран - великому поэту по имени Мольер".

Сила Мольера - в его прямом обращении к своей современности, в беспощадном разоблачении ее социальных уродств, в глубоком раскрытии в драматических конфликтах основных противоречий времени, в создании яркихсатирических типов, воплощающих собой главнейшие пороки современного ему дворянско-буржуазного общества. " Бессмертный Тартюф - плод самого сильного напряжения комического гения" - писал А. С. Пушкин, говоря об этой боевой, воинствующей мольеровской сатире. " О, Мольер, великий Мольер! ты, который так обширно и в такой полноте развивал свои характеры, так глубоко следил все тени их" - вдохновенно говорил Н. В. Гоголь. Сила Мольера - в его страстной приверженности к гуманистическим идеалам, в его передовых воззрениях, в которых явственно проступают демократические и материалистические черты, в его способности, несмотря на стеснительное положение придворного комедиографа, оставаться, говоря словами К. С. Станиславского, " гениальным протестантом и бунтарем".

Создав галерею бессмертных сатирических типов - Тартюфа, Дон Жуана, Гарпагона, Журдена, Аргана, Мольер заклеймил главнейшие порокидворянско-буржуазного общества. Глубина обличения и широта охватасовременной действительности определялись идейностью художника, подлиннойнародностью его воззрений на жизнь. Но народность Мольера сказывалась нетолько в сокрушительной силе его сатиры; она получала и свое прямое

выражение в том энергичном отпоре, который встречали носители социальногозла со стороны плебейских героев мольеровских комедий.

Выдвигая своих сатирических персонажей на первый план, Мольер никогдане делал их безраздельно господствующими, морально подавляющими образами.Как ни могущественны в своей злой силе Тартюф, Дон Жуан и Гарпагон, как нитлетворно их воздействие на других людей, все же победа остается не за ними, а за силами, им противодействующими. И этой силой являлись в первую очередьгерои-плебеи.

Если с осуждением сатирических персонажей выступали лица, выражающиеначала разума и морали, передовую буржуазную идеологию, то эти разоблаченияобычно не шли дальше морализирующих укоров и увещеваний. Так, рассудительныйАрист из " Школы мужей " корил Сганареля за его недоверие к личности человека, порицал домашнюю тиранию, а просвещенный Клеант в " Тартюфе" выставлялкрасноречивые аргументы против лицемерных святош, противопоставляя имистинно верующих людей; так, молодой Клеонт из " Мещанина во дворянстве" почтительно указывал г-ну Журдену истинный путь преодоления мещанскойограниченности, а сдержанный, разумный Клитандр из " Ученых женщин", ратуя заобразованность женщин, высмеивал ученый педантизм. Но все эти герои, отстаивая права природы и разума, могли только противопоставить свою точкузрения взглядам и страстям сатирических протагонистов комедии.

В этой борьбе решающее значение принадлежало массам, народу, и этустихию народного гнева, народной критики и порыва к борьбе Мольер явственноощущал в современном обществе. Поэтому в его комедиях не рассудительныеносители истины, а деятельные, умные, страстные люди из народа выступалиподлинными и основными обличителями социального зла. Это были слуги ислужанки. Бесстрашно вступая в борьбу со своими господами, они, может быть, нарушали где-то бытовую правду взаимоотношений челяди и хозяев, но затовеликолепно передавали дух боевого протеста масс, смелость и здравостьнародных суждений, насмешку и презрение к паразитирующим господам жизни.

Уже первый народный герой Мольера, Маскариль из комедии " Шалый", объявлял себя поборником всего человеческого и действовал против стародавнихзаконов, ставящих препоны между любящими сердцами. С появлением социальнойтематики в комедиях Мольера усиливалась глубина и сила критики слугами своихгоспод.

Борясь с сословной ограниченностью классицизма, жестококритикуя мертвенную стилизованность " высоких" жанров, Мольер своимтворчеством развивал наиболее прогрессивные устремления классицистскогостиля. Результатом этого было то, что в творчестве Мольера классицизм вышелза свои стилевые пределы и, обретя собственные художественные черты, сталсвязующим звеном между искусством реализма эпохи Возрождения и реализмомнового времени.

Очень высок был авторитет Мольера и у великих творцов русскойнациональной комедии - Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и Островского.

Сатирический гений Мольера вырос из идейной ясности ицелеустремленности художника. Мольер не только правдиво изображал своевремя, но и резко указывал на вопиющее несоответствие жизни тем идеальнымнормам, которые выработал гуманизм и будет развивать просветительство.

29. Э. Хэмингуэй. «Потерянное поколение». Рассказ «Старик и море»

«П. п.» обычно называют людей, прошедших через 1-ю мировую войну, духовно травмированных, разуверившихся в ура-патриотических идеалах, некогда их увлекавших, подчас внутренне опустошенных или остро ощущающих свою неприкаянность и отчужденность от общества. Таковы Джейк Барнс и Брет Эшли в романе «И восходит солнце», герои новелл Хемингуэя «Кошка под дождем», «Мистер и миссис Эллиот» и др.

Творчество Хемингуэя представляет собой новый шаг вперед в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца.

Литературный стиль Хемингуэя уникален в прозе ХХ века. Его пытались копировать писатели разных стран, но мало преуспевали на своем пути. Манера Хемингуэя – эта часть его личности, его биографии.

Его проза – это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.

Хемингуэй стремился как можно больше объективизировать повествование, исключить из него прямые авторские оценки, элементы дидактики, заменить, где можно, диалог монологом. В мастерстве внутреннего монолога Хемингуэй достиг больших высот. Компоненты композиции и стиля были подчинены в его произведениях интересам развития действия.

С 1921 по 1928 год как европейский корреспондент канадских изданий жил в Париже, где и были написаны его первые «военные» рассказы и повесть «Фиеста».

Участие в войне определило его мировоззрение: в 20-х гг.; Хемингуэй выступил в своих ранних произведениях как представитель «потерянного поколения». Война за чужие интересы отняла у них здоровье, лишила психического равновесия, вместо прежних идеалов дала травмы и ночные кошмары; тревожная, сотрясаемая инфляцией и кризисом жизнь послевоенного Запада укрепляла в душе мучительную опустошенность и болезненную надломленность. Хемингуэй рассказал о возвращении с войны (сборник рассказов «В наше время», 1925), о сущности неприкаянной жизни фронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных («Фиеста», 1926), о горечи прозрения после первого ранения и утраты товарищей, о попытке выбраться из ада бойни, заключив с войной сепаративный договор, как это сделал лейтенант Генри в романе «Прощай, оружие!» Интеллигенты Хемингуэя не видят перед собой ни надежды, ни ясной цели, они носят в себе страшный опыт фронта до конца своих дней. Они отчуждены от семьи, от дома, куда не могут вернуться душой, от стереотипов прежней жизни. Удел почти всех героев Э. Хемингуэя – душевный надлом, одиночество.

Вместе с тем Хемингуэй, принадлежа «потерянному поколению», в отличие от Олдингтона и Ремарка не только не смиряется со своим уделом – он спорит с самим понятием «потерянное поколение» как с синонимом обреченности. Герои Хемингуэя мужественно противостоят судьбе, стоически преодолевают отчуждение. Таков стержень моральных поисков писателя – знаменитый хемингуеевский кодекс или канон стоического противостояния трагизму бытия. Ему следуют Джейк Барнс, Фредерик Генри, Гарри Морган, Роберт Джордан, старик Сантьяго, полковник – все настоящие герои Хемингуэя.

Инвалид войны, журналист Джейк Барнс («Фиеста») наделен многими особенностями характера и мироощущения самого автора. Мрачный Билл Хортон, Майкл, элегантная красавица Брет Эшли прожигают жизнь, отдаваясь пьяному угару в парижских и испанских ресторанах, потому что их постоянно гложет тревожное чувство катастрофы и безысходности. Барнс горячо любит жизнь, шумный народный праздник - фиеста - привлекает его не только возможностью забыться, но и своей красочностью. Роман «Фиеста (И восходит солнце)» имеет два эпиграфа: слова Гертруды Стайн «Все вы потерянное поколение» и второй – из «Экклезиаста»: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь». Общее слово у этих эпиграфов – generation: разными словами (род и поколение) оно передано в русском переводе, но именно оно в центре спора. Людской жизни противопоставлена мудрость природы, целесообразность которой не раз подчеркивается на фоне суеты человеческой. Но в романе надежда, что лучшие, самые мужественные, честные, живущие по совести, выстоят и победят. Таков Джейк Барнс, американский журналист, влюбленный в Брет Эшли. Любовь их обречена, но Барнс не сдается, хотя у него для трагедии больше оснований, чем у кого-либо из героев книги, заливающих алкоголем душевную надломленность.

Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на её коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок. По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно рыбаков) и сюжетных линий. Однако всё это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.

Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

30. Творчество Э. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

В1927г. Сент-Экзюпери начинает писать, его первый роман — «Южный почтовый». В своей первой книге Сент-Экзюпери как почти и во всем, что им написано, пишет о летчиках. И в этой книге он остается еще верным традиционному построению сюжета.

С 1929 года Экзюпери работает техническим директором в компании «Аэропосталь» в Буэнос-Айресе. Он отвечает за полеты над огромным пространством Южной Америки, много летает сам, осваивает новые маршруты, проверяет новые машины. Он считает, что служит не только интересам авиакомпании, но и прогрессу, служит людям. Он попадает в многочисленные и тяжелые аварии. И только чудом остается в живых. Тут он служит бок о бок со своими друзьями Мермозом и Гийоме, которые, как и другие летчики становятся героями его книг.

Тогда же он пишет книгу «Ночной полет», которая написана им в другом, отличным от традиционного, стиле. Вряд ли можно назвать его книги романами. От произведения к произведению элемент вымысла в них все сокращается. Скорее это эссе о деянии, о людях, о Земле, о жизни. И дело не в том, что он стремиться прослыть специалистом, а в его тяге к искренности. Ведь именно так живет и мыслит автор. От чего же ему не описывать мир сквозь призму своей профессии, коль скоро именно таким образом, он как всякий летчик, вступает в контакт с окружающим миром.

В 1938 году Сент-Экзюпери предпринял перелет Нью-Йорк — Огненная Земля, во время которого потерпел аварию в Гватемале. Находясь на лечении в Нью-Йорке, он пишет «Планету людей». Сам Экзюпери в одном из писем так определил цель своей книги: «Я писал «Планету людей» со страстью, чтобы сказать моему поколению: вы — обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля!». Книга заканчивается фразой: «Один лишь дух, коснувшись глины, творит из нее Человека».

С тех пор как Экзюпери пришлось расстаться с Авиалинией, он вел жизнь полную материальных забот, брался за предложения газет, брался за перелет, в котором за рекорд скорости была назначена премия. В письме к близкому другу он объясняет, насколько внешние обстоятельства мешают ему заниматься творчеством.

После короткой компании и поражения Франции в 1940 году он пишет книгу «Военный летчик». Книга состоит из размышлений летчика во время разведывательного полета.

Весной 1943 года летчик Сент-Экзюпери приезжает в Алжир. Здесь он снова среди своих товарищей по эскадрилье. Он был зачислен в резерв командования, и не знал, разрешат ли ему летать. Ему уже было 44 года, многочисленные ранения и контузии подорвали его здоровье. В конце концов, он получил согласие. А в ожидании он работал над книгой, которая позднее была названа «Цитадель» и осталась незаконченной. Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем непохожую на другие книги сказку — «Маленький принц» и сам её иллюстрировал. Поэтичная, грустная и все же светлая сказка эта была написана в разгар войны. Посвятил он эту сказку своему самому лучшему другу Леону Верту. В 2001 году «Маленький принц» переведен на 118 языков мира и оказался второй самой читаемой книгой после Библии. В этой сказке Сент-Экзюпери словно предсказал свой странный конец: он так же как Маленький принц, исчез в небе.

Особенности жанра произведения. Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи становится реализатором размышлений Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия. Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые ещё не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски острым зрением. То, что «Маленький принц» — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи (Лис, Змея, Роза). Произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» относится к жанру философской сказки-притчи. Тематика и проблематика сказки. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы — одна из основных тем сказки «Маленький принц». Эта поэтическая сказка о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. Особенности сюжета сказки. Сент-Экзюпери берег за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений.Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Но это только внешняя сторона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой — он выбирает телесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Маленького принца, история его жизни. Особенности композиции сказки. Композиция произведения весьма своеобразна. Парабола — основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое, достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему находит решение. Начало и конец повести «Маленький принц» имеют отношение к прибытию героя на Землю или с покиданием Земли, лётчиком и Лисом. Маленький принц опять улетает на свою планету ухаживать и растить прекрасную Розу. Время, которое лётчик и принц — взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны. Художественные особенности произведения. В повести очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «...А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков...» Его проста — это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве: «...Когда мне было шесть лет... я увидел однажды удивительную картинку...» или: «...Вот уже шесть лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул». Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери — это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Язык его произведения естественен и выразителен: «смех, точно родник в пустыне», «пятьсот миллионов бубенчиков» Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у пего новый оригинальный смысл: «вода», «огонь», «дружба» и т.д. Столь же свежи и естественны многие его метафоры: «они (вулканы) спят глубоко под землей, пока один из них не вздумает проснуться»; писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти всё прямо да прямо, далеко не уйдешь...» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». Повествовательная манера повести также обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей — так автор общается с читателем. Мы чувствуем присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения. Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.

 

 

 

 

т

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал