Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы организации статистической деятельности






 

Принципы организация статистики в России и за рубежом Долгое время в период перехода России на рыночные отношения статистическое ведомство в России руководствовалось в своей деятельности основополагающими принципами официальной статистики в странах с экономикой переходного периода, одобренными Статистической комиссией ООН в 1994 году. Этот документ аккумулировал все главные принципы, которыми руководствовались страны с рыночной экономикой и которые отражались в их законах о статистике.

В 2007 году они легли в основу Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» №282-ФЗ.

ПРИНЦИП 1 - актуальность, объективность и доступность: " Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации".

ПРИНЦИП 2 - профессионализм: " Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику".

ПРИНЦИП 3 - использование статистических стандартов: " Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики".

ПРИНЦИП 4 - правильное использование и интерпретация статистических данных: " Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных".

ПРИНЦИП 5 – эффективность статистических наблюдений: " Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов".

ПРИНЦИП 6 – конфиденциальность: " Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц".

ПРИНЦИП 7 – законодательство и гласность: " Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию".

ПРИНЦИП 8 – координация на национальном уровне: " Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводится координация работы статистических ведомств".

ПРИНЦИП 9 – координация на международном уровне: " Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях".

ПРИНЦИП 10 – международное сотрудничество в области статистики: " Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах".

Основные принципы официальной статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны общества.

Естественно, все указанные принципы относятся и к региональной статистике. В настоящее время РОбычно описание организации статистики страны проводят, используя следующие термины: централизация и децентрализация; концентрация и де концентрация.

Под " централизованной" статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве, чаще всего в центральном аппарате системы.

При этом во многих странах национальная система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах. Такая организация статистики господствовала у нас в стране до 1992 года. Все учетные документы в стране утверждались главным статистическим ведомством (ЦСУ СССР, а затем Госкомстатом СССР).

При «децентрализованной» системе соответствующие министерства (министерство сельского хозяйства, транспорта, энергетики, здравоохранения и т.п.) учреждают в своей структуре специальные отделы статистики. Так в настоящее время Росстат (бывший Госкомстат России) и другие органы исполнительной власти, ответственные за формирование официальной статистики, организуют статистическую работу в соответствии с Федеральной программой статистических работ.

Таким образом, при централизованной системе за официальную государственную статистику отвечает одно учреждение в стране, а при децентрализованной – компетенция и ответственность в области статистики распределена между несколькими государственными учреждениями (министерствами, ведомствами, службами и т.п.).

Несмотря на то, что в России официальная статистика стремиться к децентрализации, Росстат принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами. Кроме того, Росстату дано право осуществлять контроль законодательства в области статистики и применять меры административного воздействия за нарушение порядка представления статистической информации. Таким образом, Росстат осуществляет координацию и методологический надзор за статистической деятельностью в стране.

Децентрализацию деятельности не следует путать с географической деконцентрацией, которая означает самостоятельность в статистической деятельности региональных статистических служб. Ярким примером такой организации является Германия.

Деконцентрация является реалией, присущей большинству крупных стран - членов Европейского Сообщества и даже некоторым небольшим.

В нашей стране функционирует концентрированная система статистики. Положением определено, что Росстат реализует возложенные на него функции непосредственно через территориальные органы, которые составляют федеральную систему государственной статистики.

Термины концентрация и деконцентрация в международной практике имеют и другое значение, имеющее отношение к порядку прохождения потоков статистической информации.

В этом смысле под концентрацией понимается сбор первичной статистической информации от респондентов национальным статистическим ведомством, а затем распределения этой информации по региональным отделениям.

Соответственно, деконценрацией потоков считается сбор информации региональными статистическими структурами и передача ее снизу вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах.

Официальная статистика для разных целей может использовать как концентрированный, так и деконцентрированный способ получения информации.

Международные контакты стимулируют страны совершенствовать национальные статистические системы. Международные организации могут и оказывают заметную помощь национальным статистическим ведомствам, пропагандируя основные принципы официальной статистики и ориентируя страны на разработку и внедрение соответствующего им законодательства.

В Российской Федерации правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 года.

Сфера международного сотрудничества весьма широка, но при этом она должна быть сбалансирована с общей программой развития официальной статистики в стране.

В настоящее время дальнейшее совершенствование организации статистики в России осуществляется в соответствии с Федеральной Целевой Программой " Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".

Организация статистики в России. Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением

статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире.

Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики

Существующая в России система государственной статистики имеет 3

уровня (см. схему на рис.1.):

1. Федеральный: центральный аппарат и его подведомственные учреждения.

2. Территориальный: 82 территориальных органов государственной статистики, по числу субъектов РФ.

3. Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики.

 

Административный уровень Статистические единицы
Федеральный Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – бывший Государственный комитет Российской Федерации по статистике и его подведомственные учреждения: Главный межрегиональный центр обработки и распространения информации (ГМЦ) Росстата; Информационно-издательский центр «Статистика России» (ИИЦ «Статистика России»); Институт проблем социально-экономической статистики Росстата (НИИ статистики); Научно-исследовательский и проектно-технологический институт информационной системы Росстата (НИПИстатинформ); Колледжи, техникумы, учебные центры.
Региональный Региональные статистические службы (821 территориальных органов государственной статистики)
Районный Районные (городские) отделы статистики (порядка 2000 отделов)

 

Рис. 1. Организация государственной статистики в России

 

Высшим органом государственной статистики Российской Федерации в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение - Росстат).

Росстат возглавляет и координирует получение статистических данных в территориальном разрезе. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009г. №1555-р, в Сводном реестре опубликована информация по исполнению Росстатом приоритетной государственной услуги по предоставлению официальной статистической информации гражданам и организациям.

Территориальные органы государственной статистики являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на территории субъекта Федерации, т.к. эта деятельность, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, отнесена к ведению Российской Федерации. В областях, краях, национальных республиках действуют комитеты по статистике соответствующего уровня со свойственной им внутренней структурой.

Функции статистики в любом государстве осуществляют, прежде всего, статистические органы. Эти функции вытекают из конечной цели функционирования государственных органов статистики - предоставление информации:

• предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ, планов и мер по их реализации;

• обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий и компаний, менеджеров, организаторов производства и бизнесменов, необходимой для изучения внешней среды, в которой функционируют компании и предприятия;

• информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц.

• предоставление информации о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации во исполнение обязательств, принятых странами при вступлении в международные организации.

Первой функцией государственной статистики, зафиксированной в п.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, является формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Эта функция определяет систему статистических показателей, с помощью которых возможно характеризовать и анализировать рыночную экономику.

Функции государственной статистики тесно связаны с государственным строем и устройством. Так, в СССР одной из главных функций статистики был контроль выполнения государственного плана, который в то время являлся законом. Переход России к рыночной экономики трансформировал деятельность статистических органов и изменил их функции. В условиях рынка основное внимание уделяется обеспечению информацией для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций в развитии рынка, а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макро-уровне, а также социальным проблемам. Функция контроля сохранена лишь как контроль в сфере государственной статистической деятельности.

В Российской Федерации служба государственной статистики осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба государственной статистики в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями осуществляет следующие функции:

• формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах;

• представляет официальную статистическую информацию Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

• разрабатывает и утверждает официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений при формировании официальной статистической информации, а также согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики;

• координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ и утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению;

• осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийских переписей, а также их методологическое обеспечение;

• разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

• обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;

• размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд;

• обобщает практику применения законодательства Российской Федерации

в статистической сфере деятельности;

• осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

• организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок;

• обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;

• организует профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку,

• обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

• взаимодействует государственной власти иностранных государств и международными организациями в своей сфере деятельности;

• обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг

• выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг;

• осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы.

При осуществлении своих функций и в соответствии с законодательством Федеральная служба государственной статистики имеет право:

• получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации;

• организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок в установленной сфере деятельности;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

• осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций;

• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

• применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

• создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

• разрабатывать и утверждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности.

Деятельность государственной службы статистики направлена на достижение стратегических целей развития страны, в связи с этим постоянно совершенствование функционирования статистической системы. В настоящее время важнейшей задачей совершенствования является соединение функций разработки и предоставление статистической информации с ее углубленным анализом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал