Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации статистической деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Принципы организация статистики в России и за рубежом Долгое время в период перехода России на рыночные отношения статистическое ведомство в России руководствовалось в своей деятельности основополагающими принципами официальной статистики в странах с экономикой переходного периода, одобренными Статистической комиссией ООН в 1994 году. Этот документ аккумулировал все главные принципы, которыми руководствовались страны с рыночной экономикой и которые отражались в их законах о статистике. В 2007 году они легли в основу Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» №282-ФЗ. ПРИНЦИП 1 - актуальность, объективность и доступность: " Официальные статистические данные, отвечающие требованиям практической значимости, должны составляться и предоставляться официальными органами статистики на основе беспристрастности для обеспечения права граждан на открытое получение информации". ПРИНЦИП 2 - профессионализм: " Необходимо принять решение о методах и порядке сбора, обработки, хранения и предоставления статистических данных, строго руководствуясь принципами профессионализма, включая научные принципы и профессиональную этику". ПРИНЦИП 3 - использование статистических стандартов: " Для обеспечения правильной трактовки данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами, установленными для источников, методов и порядка составления статистики". ПРИНЦИП 4 - правильное использование и интерпретация статистических данных: " Статистические ведомства имеют право комментировать искажения в трактовке и использовании статистических данных". ПРИНЦИП 5 – эффективность статистических наблюдений: " Статистические данные могут собираться из любых источников информации, будь то статистические обзоры или данные административного характера. При этом источники данных должны выбираться с учетом качества, своевременности, эффективности затрат, а также нагрузки на респондентов". ПРИНЦИП 6 – конфиденциальность: " Индивидуальные данные, собираемые статистическими ведомствами, должны быть строго конфиденциальными и использоваться исключительно в целях статистики, независимо от того, касаются ли они физических или юридических лиц". ПРИНЦИП 7 – законодательство и гласность: " Законы, нормативно-правовые документы, определяющие работу статистической системы, подлежат обнародованию". ПРИНЦИП 8 – координация на национальном уровне: " Для достижения последовательности и эффективности функционирования статистической системы в рамках государств должна проводится координация работы статистических ведомств". ПРИНЦИП 9 – координация на международном уровне: " Использование статистическими ведомствами каждой отдельной страны международных концепций, классификаций и методов способствует достижению последовательности и эффективности работы статистических систем на всех официальных уровнях". ПРИНЦИП 10 – международное сотрудничество в области статистики: " Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики способствует усовершенствованию официальных статистических систем во всех странах". Основные принципы официальной статистики ориентируют национальные статистические ведомства на обеспечение высокого качества статистической информации, объективность и доверие со стороны общества. Естественно, все указанные принципы относятся и к региональной статистике. В настоящее время РОбычно описание организации статистики страны проводят, используя следующие термины: централизация и децентрализация; концентрация и де концентрация. Под " централизованной" статистической системой понимается система, в которой большая часть статистической и аналитической работы проводится в одном ведомстве, чаще всего в центральном аппарате системы. При этом во многих странах национальная система статистики включает в себя не только национальную статистическую службу, но также и статистические службы в министерствах и ведомствах. Такая организация статистики господствовала у нас в стране до 1992 года. Все учетные документы в стране утверждались главным статистическим ведомством (ЦСУ СССР, а затем Госкомстатом СССР). При «децентрализованной» системе соответствующие министерства (министерство сельского хозяйства, транспорта, энергетики, здравоохранения и т.п.) учреждают в своей структуре специальные отделы статистики. Так в настоящее время Росстат (бывший Госкомстат России) и другие органы исполнительной власти, ответственные за формирование официальной статистики, организуют статистическую работу в соответствии с Федеральной программой статистических работ. Таким образом, при централизованной системе за официальную государственную статистику отвечает одно учреждение в стране, а при децентрализованной – компетенция и ответственность в области статистики распределена между несколькими государственными учреждениями (министерствами, ведомствами, службами и т.п.). Несмотря на то, что в России официальная статистика стремиться к децентрализации, Росстат принимает нормативные правовые акты по вопросам государственной статистики, обязательные для выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими лицами. Кроме того, Росстату дано право осуществлять контроль законодательства в области статистики и применять меры административного воздействия за нарушение порядка представления статистической информации. Таким образом, Росстат осуществляет координацию и методологический надзор за статистической деятельностью в стране. Децентрализацию деятельности не следует путать с географической деконцентрацией, которая означает самостоятельность в статистической деятельности региональных статистических служб. Ярким примером такой организации является Германия. Деконцентрация является реалией, присущей большинству крупных стран - членов Европейского Сообщества и даже некоторым небольшим. В нашей стране функционирует концентрированная система статистики. Положением определено, что Росстат реализует возложенные на него функции непосредственно через территориальные органы, которые составляют федеральную систему государственной статистики. Термины концентрация и деконцентрация в международной практике имеют и другое значение, имеющее отношение к порядку прохождения потоков статистической информации. В этом смысле под концентрацией понимается сбор первичной статистической информации от респондентов национальным статистическим ведомством, а затем распределения этой информации по региональным отделениям. Соответственно, деконценрацией потоков считается сбор информации региональными статистическими структурами и передача ее снизу вверх в национальное ведомство. При этом часть информации оседает в региональных статистических службах. Официальная статистика для разных целей может использовать как концентрированный, так и деконцентрированный способ получения информации. Международные контакты стимулируют страны совершенствовать национальные статистические системы. Международные организации могут и оказывают заметную помощь национальным статистическим ведомствам, пропагандируя основные принципы официальной статистики и ориентируя страны на разработку и внедрение соответствующего им законодательства. В Российской Федерации правовой основой международного статистического взаимодействия является Закон Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене», принятый Государственной Думой 5 июня 1996 года. Сфера международного сотрудничества весьма широка, но при этом она должна быть сбалансирована с общей программой развития официальной статистики в стране. В настоящее время дальнейшее совершенствование организации статистики в России осуществляется в соответствии с Федеральной Целевой Программой " Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах". Организация статистики в России. Исторически в России сложилась система государственной статистики, представляющая собой сеть иерархически и функционально взаимосвязанных организаций, занимающихся сбором, разработкой и распространением статистических данных, характеризующих темпы и пропорции социально-экономического и демографического развития страны и ее положения в современном мире. Система сформирована в соответствии с административно-территориальным делением страны в целях обеспечения органов государственной власти и управления всех уровней, средств массовой информации, научной общественности, коммерческих структур, населения и международных организаций полной и объективной статистической информацией по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики Существующая в России система государственной статистики имеет 3 уровня (см. схему на рис.1.): 1. Федеральный: центральный аппарат и его подведомственные учреждения. 2. Территориальный: 82 территориальных органов государственной статистики, по числу субъектов РФ. 3. Районный: порядка 2000 районных (городских) отделов статистики.
Рис. 1. Организация государственной статистики в России
Высшим органом государственной статистики Российской Федерации в настоящее время является Федеральная служба государственной статистики (официальное сокращение - Росстат). Росстат возглавляет и координирует получение статистических данных в территориальном разрезе. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009г. №1555-р, в Сводном реестре опубликована информация по исполнению Росстатом приоритетной государственной услуги по предоставлению официальной статистической информации гражданам и организациям. Территориальные органы государственной статистики являются федеральными органами исполнительной власти. Они осуществляют руководство официальным статистическим учетом на территории субъекта Федерации, т.к. эта деятельность, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ, отнесена к ведению Российской Федерации. В областях, краях, национальных республиках действуют комитеты по статистике соответствующего уровня со свойственной им внутренней структурой. Функции статистики в любом государстве осуществляют, прежде всего, статистические органы. Эти функции вытекают из конечной цели функционирования государственных органов статистики - предоставление информации: • предоставление органам государственного управления информации, необходимой им для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ, планов и мер по их реализации; • обеспечение информацией о развитии экономики и социальной сферы руководителей предприятий и компаний, менеджеров, организаторов производства и бизнесменов, необходимой для изучения внешней среды, в которой функционируют компании и предприятия; • информирование об основных итогах и тенденциях социально-экономического развития широкой общественности, научно-исследовательских учреждений, общественно-политических организаций и отдельных лиц. • предоставление информации о состоянии и развитии экономики в международные экономические организации во исполнение обязательств, принятых странами при вступлении в международные организации. Первой функцией государственной статистики, зафиксированной в п.1. Положения о Федеральной службе государственной статистики, является формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах. Эта функция определяет систему статистических показателей, с помощью которых возможно характеризовать и анализировать рыночную экономику. Функции государственной статистики тесно связаны с государственным строем и устройством. Так, в СССР одной из главных функций статистики был контроль выполнения государственного плана, который в то время являлся законом. Переход России к рыночной экономики трансформировал деятельность статистических органов и изменил их функции. В условиях рынка основное внимание уделяется обеспечению информацией для разработки экономической политики, мер по предотвращению негативных тенденций в развитии рынка, а также для принятия решений по широкому кругу вопросов, связанных с управлением экономикой на макро-уровне, а также социальным проблемам. Функция контроля сохранена лишь как контроль в сфере государственной статистической деятельности. В Российской Федерации служба государственной статистики осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная служба государственной статистики в соответствии с предоставленными законодательством Российской Федерации полномочиями осуществляет следующие функции: • формирует официальную статистическую информацию о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах; • представляет официальную статистическую информацию Президенту, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям; • разрабатывает и утверждает официальную статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений при формировании официальной статистической информации, а также согласовывает официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами официального статистического учета, обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам и принципам официальной статистики; • координирует деятельность в сфере официального статистического учета при разработке совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ и утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению; • осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийских переписей, а также их методологическое обеспечение; • разрабатывает и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации; • размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд; • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в статистической сфере деятельности; • осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций; • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок; • обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает режим хранения и защиты полученной информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации; • организует профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, • обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке; • взаимодействует государственной власти иностранных государств и международными организациями в своей сфере деятельности; • обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг • выполняет функции администратора доходов федерального бюджета от оказания информационных услуг; • осуществляет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы. При осуществлении своих функций и в соответствии с законодательством Федеральная служба государственной статистики имеет право: • получать от респондентов первичные статистические данные и административные данные, в том числе содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, к коммерческой тайне, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, в целях формирования официальной статистической информации; • организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, анализов и оценок в установленной сфере деятельности; • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; • осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов и подведомственных организаций; • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; • применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений; • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; • разрабатывать и утверждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности. Деятельность государственной службы статистики направлена на достижение стратегических целей развития страны, в связи с этим постоянно совершенствование функционирования статистической системы. В настоящее время важнейшей задачей совершенствования является соединение функций разработки и предоставление статистической информации с ее углубленным анализом.
|