Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические задания






ПРАКТИКУМ


Содержание:

1. Тематический план лабораторных (практических) занятий

2. Матрица компетенций

3. Практические задания

4. Правила оформления результатов выполненных заданий

5. Вопросы для самопроверки

6. Список рекомендуемой литературы

7. Материально-техническое обеспечение и нормативные документы


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Таблица 1 – Содержание практических занятий (заочная полная/ускоренная форма обучения)

№ пп/п Учебно-образовательный модуль. Цели практических занятий Содержание практических занятий Ззач.ед/часы  
 
1. Модуль 1. Общение. Цель: изучение структуры общения, освоение психологических аспектов коммуникации. Функции общения. Уровни общения. Средства общения, его социальные нормы и условия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Механизмы общения. Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Коммуникативные барьеры. «Смысловой барьер» в общении и его преодоление.   0, 05/2  

 

МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ

Таблица 2 – Матрица формирования компетенций

№ п/п Наименование модуля и темы Компетенции, формируемые на практических занятиях
  Модуль 1.
  Тема 1. Общение: структура, функции, механизмы. Общение и речь. ОК-2, 6

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Модуль 1.

Вопросы для обсуждения:

1. Межличностные отношения как реальность общественных отношений. Характеристика межличностного общения.

2. Структура и характеристика общения как деятельности.

3. Обратная связь в межличностном общении, сферы употребления категорий суждения обратной связи; ее виды, формы, уровни, способы и правила подачи.

4. Осваиваемые понятия: Общение - как восприятие и понимание другого человека и коммуникация, как взаимодействие, как деятельность, прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное), межличностное и массовое, межперсональное и ролевое,

5. Категории суждений обратной связи - оценочные и оценочно-интерпретативные; дескриптивные и автодескриптивные, совет.

6. Социальная перцепция - идентификация, рефлексия, эмпатия, децентрация; стереотипизация, установка, аттракция, каузальная атрибуция: эффекты «ореола», «первичности», «новизны»; установка, аттракция, каузальная атрибуция: эффекты «ореола», «первичности», «новизны»;

7. Коммуникация - активное слушание, диалогическое и монологическое говорение; виды вербальной и невербальной коммуникации: устная и письменная, оптико-кинестетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространственно-временная.

8. Коммуникативное взаимодействие - кооперативное, конкурентное, конфликтное.

Задания:

1. Используя предлагаемую литературу, выпишите особенности межличностного общения.

2. Напишите страницу текста в категориях суждений обратной связи: сообщение другому человеку о том, как его действия, слова, поступки восприняты и пережиты. Определите, ка­кие категории суждений Вами использованы.

3. Составьте сводную таблицу «Характеристики компонентов общения»

Компоненты общения Функции Внешние и внутренние проявления Назначение и содержание Умения, формирующиеся в процессе реализации компонента
1. Перцептивный        
2. Коммуникативный Коммуникативный КкКоммуникативный Коммуникативный КККоммуникативный        
3. Интерактивный        

9. Выпишите из книг по трансакционному анализу характеристики эго-состояния «родителя», «взрослого», «дитя». Приведите примеры из собственных наблюдений, иллюстрирующие трансакции «приятели», «друзья», «интимность», «любовь» и реакции-нарушения в трансакциях «исключение», «заражение» и «двойное заражение».

Упражнение

Участники разбиваются на пары и решают, кто говорящий, а кто слушающий. Затем ведущий сообщает, что задачей слушающих будет внимательное выслушивание в течение 2-3 мин " очень скучного рассказа" Затем ведущий отзывает в сторону будущих " рассказчиков", якобы для того, чтобы проинструктировать их, как сделать рассказ " очень скучным". На самом деле дает разъяснения (так, чтобы " слушающие" не слышали этого), что суть не в степени скучности рассказа, а в том, чтобы рассказывающий фиксировал типичные реакции слушающих. Для этого рассказчику рекомендуется после минутного отрезка речи сделать в удобный момент паузу и продолжить рассказ после получения какой-либо реакции слушающих (кивок, жест, слова и т.д.). Если в течение 7-10 сек. выраженная реакция отсутствует, следует продолжить рассказ в течение еще одной минуты и опять прерваться и запомнить следующую реакцию слушающего. На этом упражнение прекращается.

Всем членам группы раскрывается действительное содержание инструкции и цель упражнения. Рассказчиков просят держать в памяти содержание реакции слушающих (классифицировав видимое отсутствие реакций как " глухое молчание"). Ведущий приводит список наиболее типичных приемов слушания, называя их, и давая необходимые пояснения.

ТИПИЧНЫЕ ПРИЕМЫ СЛУШАНИЯ:

1. ГЛУХОЕ МОЛЧАНИЕ

2. УГУ-ПОДДАКИВАНИЕ (" ага", " угу", " да-да", " ну", кивание подбородком и т.п.).

3. ЭХО - повторение последних слов собеседника.

4. ЗЕРКАЛО - повторение последней фразы с изменением порядка слов.

5. ПАРАФРАЗ - передача содержания высказывания партнера другими словами.

6. ПОБУЖДЕНИЕ - междометия и другие выражения, побуждающие собеседника продолжить прерванную речь (" Ну и...", " Ну и что дальше? ", " Давай-давай" и т п.).

7. УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа " Что ты имел в виду, когда говорил " эсхатологический".

8. НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ - вопросы типа " Что-где-когда-почему-зачем", расширяющие сферу, затронутую говорящим, нередко такие вопросы являются по существу уводящими от линии, намеченной рассказчиком.

9. ОЦЕНКИ, СОВЕТЫ

10. ПРОДОЛЖЕНИЯ - когда слушающий вклинивается в речь и пытается завершить фразу, начатую говорящим, " подсказывает слова".

11. ЭМОЦИИ - " ух", " ах", " здорово", смех, " ну-и-ну", " скорбная мина" и пр.

12. НЕРЕЛЕВАНТНЫЕ И ПСЕВДОРЕЛЕВАНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - высказывания, не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально (" а в Гималаях все иначе" и следует рассказ о Гималаях, " кстати о музыке... " и следует информация о гонорарах известных музыкантов).

После ознакомления со списком ведущий предлагает " рассказчикам" описать наблюдаемые ими реакции слушателей и дать им классификацию на основе приведенной схемы. Выявляются наиболее часто используемые реакции и обсуждаются их положительные и отрицательные стороны в ситуациях общения. В контексте занятия уместно привести трехкратную схему выслушивания: " Поддержка - Уяснение - Комментирование" и обсудить уместность появления тех или иных реакций на разных тактах выслушивания. Так, на такте " Поддержки" наиболее уместным представляются такие реакции, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение, на такте " Уяснения" - уточняющие вопросы и парафраз, а оценки и советы приемлемы на такте " Комментирования".Номер такта Название Основная цель Уместные реакции

1. Поддержка - дать возможность говорящему выра­зить свою позицию (Молчание, Угу-поддакивание, Эхо, Эмоциональное сопровождение)

2. Уяснение - убедиться, что Вы адекватно поняли собеседника (Уточняющие вопросы, Перефразирование)

3. Комментирование - высказывание своей точки зрения (Оценки, Советы, Комментарии).

 

Тест «Умение активного слушания»

Многочисленные исследования показывают, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Неумение общаться с окружающими людьми может оказаться одной из решающих причин увольнения или неприема на работу. Статистика говорит, что семеро из десяти уволенных расстаются со своим местом не потому, что не справляются со своими обязанностями, а из-за конфликтов с сотрудниками и руководителями, также восемь человек из десяти не проходят предварительное собеседование с работодателями при приеме на работу по причине неэффективного общения.

Непродуктивность в общении может быть связана как с отсутствием данного умения, так и с трудностью его практической реализации (утомление, невнимание, условия деятельности, особенности ситуации и др.). В подтверждении сказанного ведущий аргументировано апеллирует к тем случаям, когда участники дискуссии " пропускали" высказывания других или искажали предметные позиции при воспроизведении разговора по памяти. Можно также сослаться на примеры, взятые у Д. Карнеги, И. Атватера, о том, как важно быть внимательным слушателем,

Инструкция: Вашему вниманию предлагается методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека.

Перед Вами 16 вопросов на каждый из которых Вы должны ответить утверждением " да" или " нет". Следует помнить, что нет " правильных" или " неправильных" ответов, т. к. люди различны и каждый высказывает свое мнение. Главное, старайтесь отвечать честно, не пытайтесь произвести благоприятное впечатление, ответы должны соответствовать действительности. Свободно и искренно выражайте свое мнение. В этом случае Вы сможете лучше узнать себя.

Заранее благодарим Вас!

1. Ждете ли Вы терпеливо, пока другой кончит говорить и даст Вам возможность высказаться?

2. Спешите ли Вы принять решение до того, как поймете сущность проблемы?

3. Слушаете ли Вы лишь то, что Вам нравится?

4. Мешают ли Вам слушать собеседника Ваши эмоции?

5. Отвлекаетесь ли Вы, когда собеседник излагает свои мысли?

6. Запоминаете ли Вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

7. Мешают ли Вам слушать предубеждения?

8. Прекращаете ли Вы слушать собеседника, когда появляются трудности в его понимании?

9. Занимаете ли Вы негативную позицию к говорящему?

10. Всегда ли Вы слушаете собеседника?

11. Ставите ли Вы себя на место говорящего, чтобы понять, что заставило его говорить именно так?

12. Принимаете ли Вы во внимание тот факт, что у Вас с собеседником могут быть разные предметы обсуждения?

13. Допускаете ли, что у Вас и у Вашего собеседника может быть разное понимание смысла употребляемых слов?

14. Пытаетесь ли Вы выяснить тот факт, чем вызван спор: разными точками зрения, постановкой вопроса и т.п.?

15. Избегаете ли Вы взгляда собеседника в разговоре?

16. Возникает ли у Вас непреодолимое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него или в пику ему, опередить его в выводах?

Обработка результатов подсчитывается количество ответов

Интерпретация

- 6 баллов и ниже свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т. е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации - когда молчать и слушать, а когда говорить. Необходимо обучение навыкам эффективного слушания

- от 7 до 10 баллов - средняя степень выраженности умения слушать собеседника. Данное умение скорее проявляется ситуативно и зависит от личной значимости (заинтересованности) получаемой информации.

Требуется совершенствование навыков и приемов активного слушания.

- 10 баллов и выше свидетельствуют о явно выраженном умении слушать других вне зависимости от личной значимости получаемой информации. Такой человек является эффективным работником (если в основе деятельности лежит общение с людьми).

Таблица 3 - Учебно-образовательные модули дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами*

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
   
  Модуль 1. Психология личности
  Тема 1.Предмет, объект и методы психологии. * *
  Тема 2. История развития психологического знания. *  
  Тема 3. Основные направления в психологии. *  
  Тема 4. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. * *
  Тема 5. Психика, поведение и деятельность. * *
  Тема 6. Эмоции и психическая регуляция поведения и деятельности. * *
  Тема 7. Общение: структура, функции, механизмы. Общение и речь. * *
  Тема 8. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. * *
  Модуль 2. Психология познавательных процессов * *
  Тема 9. Ощущения и восприятие * *
  Тема 10. Память *  
  Тема 11. Внимание *  
  Тема 12. Мышление и речь * *

Перечень последующих дисциплин: «Логика», «Философия».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал