![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Унитарное государство и федерация.
Унитарное государство характеризуется: 1) одной системой высших органов зак, исп и суд власти. 2) одной конституцией, одной системой законодательства, единой финансовой и налоговой системой, единой системой воор сил. 3) составные части на местах – местные органы, не обладающие признаками суверенитета (Финляндия, Турция, Монголия). Дополнительные признаки унитарного государства: 1) составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) гос суверенитетом не обладают, не имеют своих зак органов. Местные органы влияют на то централизованно унитарное государство или нет. В централизованных, во главе местных органов стоят назначенные чиновники. В децентрализованных избираются населением. 2) унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности допускают национальную и законодательную автономию. 3) Все внешние межгос сношения осуществляют центральные органы. Федерация характеризуется: 1) двумя системами зак, исп и суд власти: федеральная и от каждого субъекта федерации. 2) территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов (штатов, республик, земель). 3) каждый гражданин федерации является одновременно гражданином всей страны. 4) федерация имеет единую денежную, налоговую, финансовую систему. 5) основную внешнеполит деятельность осуществляют федеральные органы (Индия, США, ФРГ, Бразилия). Федерации строятся по терр (терр-е) и нац (нац-е) признаку. Территориальные - гос образования не являются суверенными гос-вами, их деятельность зависит от общефедер гос органов; субъекты лишены права прямого представительства в междунар отношениях; конст зак-во не предусматривает или запрещает односторонний выход из союза). Национальные – субъекты – нац гос-ва и нац-гос образования; строится на принципе добровольного объединения состоавляющих субъектов; обеспечивает гос суверенитет больших и малых наций; высшие гос органы формируются из представителей субъектов федерации; пр положение субъектов – право наций на самоопределение. Отличие нац и терр в суверенности их субъектов. Центральная власть в терр федерациях обладает верховенством по отношению к высшим гос органам членов федерации. Нац гос-во ограничивается суверенитетом нац гос образований. Россия – одновременно и нац и терр федерация – состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РФ. Федер устройство России основано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.
17. Федеральное устройство России: прошлое и современность. Федер устройство России основано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Федеративное государство России характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). Ныне РФ в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница - РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только бывшие или настоящие автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, вся территория РФи складывается из территорий ее субъектов. Следует сказать, что термин " субъекты РФ" стал использоваться в нашем конституционном законодательстве сравнительно недавно. Впервые он был применен в ряде актов текущего законодательства, принятых в 1991 г., затем - в одном из дополнительных протоколов к Федеративному договору. Действующая Конституция РФ использует этот термин применительно ко всем составным частям РФ и провозглашает их равноправие. РФ характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов. Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. РФ включает ряд государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей, осуществляемых с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности РФ.
18. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т.п.). Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими). Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки: 1. Предоставление широкой свободы личности. 2. Признание равноправия граждан. 3. Реальная гарантированность прав и свобод личности и реальная возможность реализовать данные права и свободы. 4. Возможность реального участия граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы. 5. Наличие эффективной и квалифицированной судебной защиты прав и свобод личности. 6. Реальное разделение властей на ЗИС. 7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения. 8. Наличие легальной оппозиции существующей государственной власти. 9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали. 10. Нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом. 11. Признание и осуществление на практике конституционности и законности. Для антидемократических режимов характерны следующие признаки: 1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны властных структур ее свободному развитию. 2. Огосударствление всех общественных организаций. 3. Фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности, несмотря на их закрепление в конституции. 4. Примат государства над правом. 5. Всеобъемлющая милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата, подчиняющего все другие сферы общественной жизни. 6. Отсутствие легальной оппозиции существующей власти. 7. Ликвидация парламентаризма или превращение представительных учреждений в придаток власти одного человека или узкой социальной группы. 8. Фактическая ликвидация политических партий и общественных организаций, кроме правящей политической партии. 9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства. 10. Отказ от принципов конституционности и законности. 11. Широкое применение политических репрессий. Авторитарные режимы могут устанавливаться как при монархической, так и при республиканской формах правления. Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.
|