Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения темы. Тема 4. Фирма (предприятие) – основное звено рыночной экономикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 4. Фирма (предприятие) – основное звено рыночной экономики Проблемы, предлагаемые для изложения на лекции 1. Фирма как результат диверсификации капитала. Трансакционные издержки и их роль в возникновении фирмы. 2. Бизнес-план фирмы 3. Издержки производства и прибыль фирмы.
Основные положения темы 1. Понятия фирма и предприятие в литературе часто употребляют как синонимы. Однако эти понятия могут быть синонимами, когда фирма состоит из одного предприятия. Предприятие – это хозяйственная единица осуществляющая производство либо обмен товаров и услуг, существующее в виде фабрики, магазина, шахты и т. п. Фирма – это единица предпринимательства, ведущая деятельность на предприятиях и включающая от одного до множества предприятий. Например, под эгидой фирмы могут работать несколько медицинских предприятий. 2. Фирма может быть создана на основе диверсификации (от слова диверсия – проникновение) капитала в разные отрасли и сферы народного хозяйства. Тогда в рамках фирмы на основе вертикальной, горизонтальной комбинации или образования конгломератов объединяются предприятия, технологически связанные между собой (ЛПУ и фабрика по выпуску средств ухода за больными; медицинская лаборатория и товарищества частно практикующих врачей); технологически не связанные, выпускающие однородную продукцию (например, ростовская фирма «Глория джинс», выпускающая джинсовую одежду не только в России, но и в странах ближнего зарубежья; мелкие больницы, объединяющиеся под эгидой фирмы в цепь больниц, имеющих общее управление); функционирующие в разных сферах деятельности (например, компания, осуществляющая сотовую связь, машиностроительный завод, фармацевтическая фабрика). 3. Основной экономической причиной возникновения фирмы является стремление к снижению трансакционных издержек, которые включают в себя затраты на подготовку и заключение договоров, контрактов и сделок, на маркетинговые исследования, рекламу, обеспечение гарантий выполнения договоров и др. Фирма как способ организации хозяйственной деятельности имеет конкурентные преимущества перед предприятием, когда трансакционные издержки внутри фирмы оказываются ниже аналогичных рыночных издержек. Это является и условием выживаемости фирмы на рынке. 4. Выделяют три типа фирм: единоличные владения, при которых субъектом предпринимательства является индивидуальный предприниматель, отвечающий по своим обязательствам не только имуществом фирмы, но и личным; партнерства, возникающие, когда несколько лиц объединяются для совместного ведения бизнеса, отвечающие по обязательствам партнерства имуществом, в том числе, личным; корпорации, которые обычно представлены крупным бизнесом, владельцы которого несут ответственность по обязательствам корпорации в пределах вложенных средств и пропорционально их размеру. 5. Успешная деятельность фирмы на рынке предполагает составление бизнес-плана. В нем определяются цели предприятия и средства их достижения. Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также привлечения различных видов финансирования, найма квалифицированного персонала. 6. Для успешного функционирования фирме необходимы материальные и денежные средства, которые образуют фонды предприятия. Они находятся в постоянном движении, совершая кругообороты и оборот, последовательно проходя три стадии (покупки средств производства, непосредственно процесс производства и стадию реализации произведенного товара), принимая последовательно три формы: денежную, производительную и товарную. Кругооборот фондов, который начинается с момента авансирования денег на приобретение фондов и заканчивающийся возвращением предприятию той же суммы денег, называется оборотом фондов. 7. Фонды делятся на основные и оборотные. Основные – такие, которые целиком участвуют в процессе производства, перенося свою стоимость на готовый продукт по частям в течение многих циклов производства. Эта часть стоимости основных фондов называется амортизацией. К основным фондам относятся производственные здания, сооружения, оборудование. Оборотные фонды переносят свою стоимость на готовый продукт в течение одного цикла производства, и после реализации продукции эта стоимость полностью возвращается собственнику фондов. К оборотным фондам относятся сырье, топливо, электроэнергия, вспомогательные материалы, одноразовый инструментарий. 8. Цены на продукты и ресурсы устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Важнейшим фактором, определяющим стремление фирмы удовлетворить спрос, являются издержки производства. Количество товара, которое фирма готова предложить, зависит от цен (издержек) и эффективности использования экономических ресурсов, определяющей результаты хозяйственной деятельности. Именно эти аспекты проблемы производства товаров являются главными в рассматриваемой теме. 9. Целью деятельности фирмы является максимизация прибыли, определяемой как валовой доход за вычетом издержек. Когда экономисты анализируют издержки фирмы, они включают в них все альтернативные издержки, которые несет данная фирма при производстве товаров и услуг. Одни из них, требующие от фирмы денежных затрат на оплату экономических ресурсов их поставщикам, являются явными или внешними, например оплата электрической и тепловой энергии. Другие, внешние потоки денежных средств на оплату которых отсутствуют, называются неявными или внутренними, например заработная плата, которую бы мог получить предприниматель, работая по найму. Они представляют компенсацию за самостоятельное использование фирмой или предпринимателем собственных ресурсов. Поэтому нормальная прибыль предпринимателя выступает как элемент внутренних издержек и трактуется как вознаграждение за выполняемые им функции. 10. Совокупные издержки фирмы разделяются на постоянные, величина которых не зависит от изменения объема производства, например земельный налог, и переменные, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства, например затраты на тепловую и электрическую энергию, сырье и др. 11. Объем выпускаемой продукции зависит от количества применяемых ресурсов, например рабочих. Эта зависимость называется производственной функцией. В краткосрочном периоде фирма не может изменить размеры своего предприятия, но может либо увеличивать, либо уменьшать количество потребляемых переменных ресурсов. Последовательное увеличение переменных ресурсов, используемых фирмой, например рабочих, начиная с определенного момента, приводит к уменьшению предельного (максимально возможного) продукта, получаемого каждым вовлекаемым в процесс производства рабочим, что находит свое отражение в законе убывающей отдачи. 12. Поскольку издержки предприятия делятся на постоянные и переменные, то общие издержки представляют их сумму. Постоянные, переменные и общие издержки, рассчитанные на единицу продукции, образуют средние постоянные, средние переменные и средние общие издержки. Величина средних переменных издержек увеличивается по мере увеличения объема выпускаемой продукции вследствие действия закона убывающей отдачи. Величина постоянных издержек постоянно уменьшается вследствие роста объема производства, так как в этом случае на каждую единицу дополнительного продукта приходится меньшая доля постоянных издержек. Величина средних общих издержек равна сумме средних переменных и средних постоянных издержек. На форму кривой средних общих издержек оказывает влияние закон убывающей отдачи, распространяющийся на средние переменные издержки, поэтому кривая общих средних издержек имеет дугообразную форму. 13. Добавочные издержки на производство еще одной единицы продукции, то есть приращение совокупных издержек при увеличении объема выпускаемой продукции на одну единицу, называются предельными издержками. С увеличением объема производства предельные издержки фирмы возрастают. Средние совокупные издержки вначале убывают, однако по мере увеличения количества выпускаемой продукции также увеличиваются. 14. Отнесение издержек фирмы к постоянным или переменным может определяться периодом времени функционирования фирмы. Краткосрочный период – это такой, в течение которого фирма не может изменить размеры своего предприятия (обычно меньше года). Долгосрочный период – это такой, в течение которого фирма может изменить размеры предприятия, а следовательно и количество применяемых ею ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде все ресурсы являются переменными. В долгосрочном периоде не выделяют средних постоянных и средних переменных издержек, а анализируют средние издержки на единицу продукции, которые по своей сути являются одновременно и средними переменными издержками. 15. В долгосрочном периоде существуют также долгосрочные предельные издержки, которые демонстрируют изменение общей суммы издержек в связи с изменением объема выпуска готовой продукции на одну единицу в том случае, когда фирма может изменять все виды затрат. 16. На дугообразной кривой долгосрочных средних издержек присутствуют возрастающий и убывающий участок, которые можно объяснить положительным и отрицательным эффектами масштаба производства. Положительный эффект масштаба производства связан со снижением издержек на единицу продукции в связи с увеличением объема производства продукции, то есть объем производства растет быстрее, чем растут издержки, и, следовательно, средние издержки на производство продукции падают. Отрицательный эффект масштаба производства имеет место, когда издержки производства растут быстрее его объема и, следовательно, средние издержки на производство продукции растут по мере увеличения объема производства. Постоянная отдача (эффект) масштаба производства имеет место, когда объем производства и издержки растут одинаковыми темпами. На графике долгосрочных средних издержек такое положение отражается промежуточным отрезком с примерно одинаковым уровнем издержек на единицу продукции при различных объемах производства. 17. Значимость положительного и отрицательного эффекта масштаба оказывает воздействие на определение минимального эффективного размера предприятия. Он определяется выпуском продукции, начиная с которого прекращается действие эффекта экономии, обусловленной ростом масштабов производства, то есть речь идет об объемах производства, при которых фирма достигает наименьших издержек на единицу продукции. 18. Определение оптимального объема производства, при котором достигается максимальная прибыль, основано, главным образом, на сопоставлении совокупной выручки предприятия (совокупного дохода) и совокупных издержек. Оптимальным будет такой объем производства, при котором разница между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками будет максимальной. Второй способ основан на сопоставлении предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Производство является оптимальным, если MR = МС, где MR – дополнительный доход, получаемый фирмой от производства и реализации каждой следующей (дополнительной) единицы продукции. Это означает, что предельная выручка отражает прирост совокупной выручки от дополнительно реализованной единицы данного товара. 19. В зависимости от показателей совокупного дохода и валовых издержек величина прибыли может быть как положительной, так и отрицательной. Если совокупный доход больше совокупных издержек, то производитель получит экономическую прибыль. Если совокупная выручка полностью покрывает совокупные издержки и они равны, то экономическая прибыль равна 0. Это означает, что фирма функционирует в точке безубыточности, то есть она не несет экономических убытков, но и не получает экономическую прибыль. Но она продолжает работать, так как получает нормальную прибыль как элемент внутренних издержек. Получение этой прибыли и удерживает фирму на рынке.
Вопросы, предлагаемые для рассмотрения на семинарском занятии
|