![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логопедическая работа. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
3 раздела: 1)коррекция дыхания 2)коррекция голоса 3)воспитание плавной речи.
1. Коррекция дыхания - имеются разные точки зрения на коррекцию дыхания: а) дидактическое направление - специально разработанная система дыхательных упражнений:
1. Развитие физиологического дыхания: - постановка диафрагмального дыхания (лежа, сидя, стоя); - работа по развитию продолжительного выдоха; - развитие плавности выдоха. 2. Развитие фонационного дыхания (с речевым сопровождением): - изолированные гласные звуки – сочетание гласных звуков – глухие щелевые согласные звуки – сочетание гласных звуков и согласных – слоги – слова – фразы до 5-6 слов к 7 годам. Используются следующие виды дыхательных упражнений: · Статические · Динамические (сочетание с движением)
б) психологическое направление - отрицают значение дыхательных упражнений считая их вредными, т.к они привлекают внимание к дефекту. Предлагают на психотерапевтических сеансах внушать заикающимся необходимость плавного ритмического дыхания. в) волевое направление – дыхательные упражнения считаются вредными. На психотерапевтических сеансах необходимо укреплять волю и контроль за осуществлением дыхания. г) работа над связностью и плавностью речи - специально работать над дыханием нет необходимости. Нормализация дыхания происходит во время воспитания самостоятельной плавной речи. д) особая точка зрения Н.А.Власовой – отрицает дыхательные упражнения из-за фиксации внимания на дефекте, но считает что коррекция дыхания необходима средствами пения. Предлагает использовать вокальные упражнения на каждом логопедическом или логоритмическом занятии.
2.Коррекция голоса - недостатки голоса связаны, прежде всего, с недостатками дыхания. Отмечается речь на вдохе, захлебывающаяся речь, крикливый форсированный голос (перенапряженный), твердая атака голоса вследствие перенапряжения голосовых мышц. Развитие голоса предполагает работу над силой, высотой и тембром. Сила голоса - эхо, поезд, самолет… Высота голоса – лесенка, укачивание куклы… Тембр голоса – театрализованные постановки сказок Учитывая, что у заикающихся отмечается напряжение голосового аппарата, нижней челюсти необходимо проводить упражнения на снятие напряжения, например: · Язык занимает положение как при звуке [н] и ребенок беззвучно произносит слоги: ну – но – на при этом челюсть медленно опускается, а затем слоги: нэ – ни – ны при этом челюсть поднимается. Так же необходимо работать над развитием мягкой атаки голоса.
3.Воспитание самостоятельной плавной речи - работа ведется в следующей последовательности: · Режим ограничение речи: - режим молчания; - шепотная речь (в некоторых случаях на шепотной речи судороги не проявляются). · Сопряженная речь, при которой ребенок сначала воспринимает образец речи логопеда, а затем повторяет вместе с ним. · Отраженная речь, при которой ребенок сначала воспринимает образец речи логопеда, а затем самостоятельно повторяет. · Вопросно – ответная речь · Самостоятельная речь (подготовленная и неподготовленная).
В процессе работы можно использовать следующие упражнения: 1. Ответы на вопросы логопеда: - повторение в ответе текста вопроса с изменением интонации (Это сказка про Золушку? – Это сказка про Золушку.) - требующие повтора слов вопроса (Что рисует девочка? – Девочка рисует слона). - самостоятельные ответы без опоры на слова вопроса. 2. Самостоятельное формулирование вопросов ребенком. 3. Участие в инсценировках 4. Разыгрывание телефонных разговоров. 5. Составление пересказов, рассказов, придумывание начала – конца рассказа 6. Редактирование фраз (сказать то же самое но по-другому) 7. Совместное чтение, по цепочке, по одному слову, фразе с логопедом. Включение чтения по условному сигналу. 8. Подготовка докладов, публичных выступлений. Вывод: очень важно постепенно усложнять задачи двигаясь от облегченных форм речи к более сложным.
|