Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Список основной литературы
1. Информатика. Практикум./ Под редакцией Макаровой Н.В.-М. Финансы и статистика, 2007.
2. Ляхович В.Ф. Основы информатики: - Ростов на/Д; Феникс, 2003 г.
3. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов/ В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др. – М.: Высш. Шк., 2003.
4. Основы современных компьютерных технологий. Учебное пособие / Под ред. проф. Хомоненко А. Д. - СПб.: Корона принт, 2003.
5. Информатика. Практикум./ Под редакцией Макаровой Н.В.-М. Финансы и статистика, 2007.
6. Ляхович В.Ф. Основы информатики: - Ростов на/Д; Феникс, 2003 г.
7. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов/ В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др. – М.: Высш. Шк., 2003.
8. Основы современных компьютерных технологий. Учебное пособие / Под ред. проф. Хомоненко А. Д. - СПб.: Корона принт, 2003.
9.. Математическое и компьютерное моделирование процессов и систем в среде MATLAB/SIMULINK. Учебное пособие для студентов и аспирантов/ Васильев В.В., Симак Л.А., Рыбникова А.М. – К.: НАН Украины, 2008. – 91 с.
10. Васильков Ю.В., Василькова Н.Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.
Список дополнительной литературы
1. Острековский В.А. Информатика: Учебник для ВУЗов: - М, Высшая школа, 2000.
2. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения. - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1998.
3. Образовательный портал https://matlab.exponenta.ru.
Варианты заданий контрольной работы
Вариант 1
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны два числа. Большее из этих двух чисел заменить их полусуммой, а меньшее удвоенным произведением.
| -
| Написать программу, которая по номеру месяца выдает название следующего за ним месяца (при m=1 получаем ФЕВРАЛЬ)
| -
| Вводится последовательность из N чисел. Найти произведение и количество положительных среди них чисел.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Найти в ней наименьший и максимальный элементы, определить их индексы.
| 7.
|
Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
_________________________________________________________________________________
Вариант 2
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны величины а 1 и а 2.. Определить, принадлежит ли точка А(а 1, а 2) кругу x2+y2=16.
| -
| Вводится число М (М < =12). Распечатать соответствующий этому числу месяц
| -
| Вводится последовательность из N чисел. Найти, сколько в ней нулей и вычислить сумму отрицательных чисел.
| 6.
| В двумерном массиве целых чисел N x M элементы главной диагонали заменить на элементы боковой диагонали.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 3.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три стороны треугольника a, b, c. Определить, является ли такой треугольник равнобедренным, равносторонним или разносторонним.
| -
| Вводится число D (D< =7). Распечатать соответствующий этому числу день недели (например: 3 - среда).
| -
| Вводится последовательность из M чисел. Найти наименьшее из всех положительных чисел.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Сформировать одномерный массив из произведений элементов каждого столбца матрицы.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
_________________________________________________________________________________
Вариант 4.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Определить и вывести на печать номер четверти, в которой находится точка М с координатами х и у.
| -
| Абитуриенты сдают три экзамена. Если они набирают не менее 13 баллов, то это даёт право поступить на дневное отделение, от 10 до 12 – вечернее, от 8 до 9 – заочное и ниже 8 баллов – отказ в приёме на учебу. Записать программу, которая в зависимости от суммы набранных баллов сообщает абитуриенту его права на поступление.
| -
| Вводится последовательность из N чисел. Найти наибольшее из всех отрицательных чисел
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Вычислить и выдать на печать отдельно суммы положительных и отрицательных элементов в каждой строке.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 5.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны стороны прямоугольника a, b. Если a > b, найти его площадь, если a < b, найти его периметр, если a = b, то найти его периметр и площадь.
| -
| Дано число М (М< =12). Определить количество дней в данном месяце.
| -
| Вводится последовательность целых чисел, 0 – конец последовательности. Найти сумму и количество положительных чисел.
| 6.
| В квадратной матрице А поменять местами 1–й и 4–й столбцы и вывести ее, затем поменять местами 2–ю и 3–ю строку.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ________________________________________________________________________________
Вариант 6.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы радиус круга, две смежные стороны прямоугольника. Определить, какая фигура имеет большую площадь, какая меньшую, или они равны?
| -
| Дано число М (М< =12). Определить, к какому сезону года относится данный месяц.
| -
| Дана последовательность из М чисел. Подсчитать, сколько в ней отрицательных, положительных и нулевых элементов.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Сформировать одномерный массив из сумм элементов каждого столбца матрицы.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 7.
__________________________________________________________________________________________________________________________
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Найти среди них максимальное отрицательное число.
| -
| С клавиатуры вводится оценка полученная студентом – О. Выдать сообщение: «Молодец», если О=5; «Хорошо» (О=4), «Лентяй»(О=3), «Бездельник» (О=2).
| -
| Вводится последовательность чисел, 0 – конец последовательности. Найти два наибольших числа.
| 6.
| Для каждого столбца двумерного массива вычислить среднее арифметическое значение элементов массива.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| Вариант 8
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы радиус круга R и сторона квадрата A. Определить, какая фигура имеет большую площадь.
| -
| Дано число М (М< =12). Определить, к какому кварталу относится данный месяц (вывести словесно).
| -
| Дана последовательность из М чисел, среди которых имеется один ноль. Вычислить сумму чисел и их количество до ноля и после ноля.
| 6.
| В каждой строке двумерного массива вычислить количество, сумму и средне арифметическое отрицательных элементов.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 9
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы два целых числа. Определить, являются ли они оба четными или оба нечетными, или определить, какое из них четное, а какое нечетное.
| -
| Для целого числа К от 1 до 20 напечатать фразу “Мне К лет”, учитывая, что при некоторых значения К слово " лет" надо заменить на слово “год” или “года”
| -
| Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Сколько из этих чисел больше 5, но меньше 10. Найти сумму таких чисел.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Удалить из матрицы k–ю строку (k вводится с клавиатуры), результат записать в новую матрицу.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
______________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 10
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы отрезки a, b, c, d. Проверить, могут ли они служить сторонами прямоугольника.
| -
| Написать программу, которая по данному натуральному числу от 1 до 12 (номеру месяца) выдает все приходящиеся на этот месяц праздничные дни (например, если введено число 1, то: 1 января – Новый год, 7 января – Рождество) или сообщение, что праздников нет.
| -
| Дана последовательность из М чисел. Все отрицательные среди них числа возвести в квадрат и найти их сумму.
| 6.
| Дана матрица размером N x M и одномерный массив из M элементов. Получить новую матрицу, вставив одномерный массив как новую строку, номер которой задается с клавиатуры.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 11
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы три числа. Определить, есть ли среди них хотя бы одна пара равных по величине.
| -
| Дано число Р (Р< =7) - радуга. Распечатать соответствующие этому числу цвета
| -
| Дана последовательность из М чисел. Найти сумму и произведение всех положительных чисел.
| 6.
| Дана квадратная матрица А из N элементов. Получить из нее одномерный массив, прочитав ее по строкам.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
___________________________________________________________________________________
Вариант 12
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Найти разность между наибольшим и наименьшим среди них.
| -
| Написать программу, которая бы по введенному номеру времени года (1 – зима) выдавала соответствующие этому номеру года месяцы в каждом месяце.
| -
| Дана последовательность из М чисел. Найти наибольшее и наименьшее среди отрицательных из них.
| 6.
| В матрице действительных чисел вычислить сумму их наибольших значений в строках.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 13
Задание 1. В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Найти минимальное значение из величин, определяемых арифметическими выражениями: а=sin(x), b =cos(x), c =lg(x) при любом, введенном х.
| -
| С клавиатуры вводится Т– время суток. Вывести сообщение: «Вы уже проснулись», если Т< 10; «Не пора ли обедать?» (Т=12), «Еще не вечер» (Т> 19), «Как работается?» – в остальных случаях.
| -
| Дана последовательность из М чисел, все положительные среди них числа заменить их корнем и найти их количество.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Найти в ней наибольший элемент. Получить новую матрицу, элементы которой равны элементам исходной матрицы, деленные на наибольший.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ______________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 14
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Меньшее среди них заменить на 0.
| -
| Возраст человека условно разделим на детский, юношеский, возраст взрослого человека и возраст пожилого человека. Записать алгоритм и программу, отвечающую на ввод с клавиатуры, например, возраст 15 — " Вы юноша".
| -
| Дана последовательность из М чисел. Найти наименьшее из всех чисел, больших 10, и его порядковый номер.
| 6.
| Дана целочисленная прямоугольная матрица. Определить количество строк, не содержащих ни одного нулевого элемента.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 15
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы три числа А, В, С. Если они все положительны, то найти их корни; если все отрицательны, то возвести каждое из них в квадрат, иначе найти их сумму.
| -
| Записать программу, которая на ввод времени суток выводит соответствующее пожелание доброго утра, доброго дня, доброго вечера и спокойной ночи.
| -
| Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Найти наибольшее и наименьшее среди них.
| 6.
| В матрице действительных чисел вычислить сумму их наименьших значений в строках.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ___________________________________________________________________________________
Вариант 16.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три разных числа. Найти среди них произведение и количество отрицательных.
| -
| Записать программу, которая на ввод знака препинания выдаёт на экран дисплея его название. Например, на ввод точки выдаёт текст: «Это точка».
| -
| Дана последовательность чисел, заканчивающаяся 0. Найти сумму чисел меньших 3 и произведение чисел больших 10.
| 6.
| Дана две матрицы А и В размером N x M. Получить из них новую матрицу, элементы которой состоят из ai/bi.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| Вариант 17
Задание 1. Количество цветов, воспроизводимых на экране сотового телефона, равно 1024, а
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны два числа. Меньшее из этих двух чисел заменить их суммой, а большее удвоенной разностью
| -
| С клавиатуры вводится три оценки по экзаменам студента. Вычислить средний балл студента – S. Определить, какую стипендию ему начислить: повышенную (S> =4, 5), обычную (4< S> 4, 5), или отказать в ней (S< 4).
| -
| Дана последовательность из М чисел. Сколько из этих чисел больше 7, но меньше 20. Найти произведение таких чисел.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Найти произведение элементов в тех строках, которые содержат хотя бы один отрицательный элемент.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ____________________________________________________________________________________
Вариант 18
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны величины а 1 и а 2.. Определить, принадлежит ли точка А(а 1, а 2) кругу x2+y2=25.
| -
| Имеется пронумерованный список деталей: 1) шуруп, 2) гайка, 3) винт, 4) гвоздь, 5) болт. Составить программу, которая по номеру детали выводит на экран её название.
| -
| Вводится последовательность из N чисел. Вычислить среднеарифметическое значение отрицательных среди них чисел.
| 6.
| Дана целочисленная матрица N x M. Определить сумму элементов в каждом четном столбце, и произведение – в каждом нечетном.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 19
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Определить и вывести на печать номер четверти, в которой находится точка М с координатами х и у.
| -
| Дана масса тела в килограммах. Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения (1 – килограмм, 2 – миллиграмм, 3 – грамм, 4 – тонна, 5 – центнер) выводила значение этой массы в соответствующей единице.
| -
| Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Найти наименьшее из всех чисел, меньших 15 и его порядковый номер.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Поменять строки с наибольшим и наименьшим элементами этой матрицы между собой.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
___________________________________________________________________________________
Вариант 20
Задание 1. Сотовый телефон имеет монохромный экран без градации цвета с разрешением 96х68.
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Найти среди них минимальное положительное число.
| -
| Написать программу, которая бы по введенному числу от 1 до 5 (номеру курса) выдает соответствующее сообщение «Привет, первокурсник».
| -
| Вводится последовательность из М чисел. Найти два наибольших числа и их порядковые номера.
| 6.
| Дана матрица А размером N x M. С клавиатуры ввести номер новой строки и саму строку, которую надо вставить в исходную матрицу.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| Вариант 21
Задание 1. Растровое графическое изображение 10х10 точек содержит не более 256 цветов. Для
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы радиус круга R и сторона квадрата A. Определить, какая фигура имеет больший периметр.
| -
| Вводятся любое число от 1 по 7. Написать программу, которая будет выводила соответствующий цвет радуги (1-красный, 2-оранжевый, и т.д.). Для других чисел, вывести сообщение, что в радуге только семь цветов.
| -
| Дана последовательность из М чисел. Найти, сколько в ней пятерок и вычислить произведение отрицательных чисел.
| 6.
| Дана целочисленная матрица N x M. Определить сумму элементов в тех строках, которые не содержат отрицательных элементов.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ____________________________________________________________________________________
Вариант 22
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Найти сумму наибольшего и наименьшего среди них.
| -
| Даны два числа А и В. Написать программу, которая по введенному номеру арифметического действия (1 – сложение, 2 – вычитание, 3 – умножение, 4 – деление) выполняла бы соответствующее действие над числами А и В.
| -
| Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Сколько введено чисел меньших 7 и сколько больших.
| 6.
| Даны две матрицы А и В с одинаковым количеством столбцов и разным количеством строк. Переписать их в новую матрицу, вначале А, затем В.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 23
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три числа. Большее среди них заменить на 777.
| -
| Написать программу, которая по введенной системе счисления (двоичная, 4-я, 8-я, 10-я или 16-я) выводила перечень используемых цифр и символов в этой системе.
| -
| Вводится последовательность из N чисел. Вычислить среднеарифметическое значение положительных среди них чисел.
| 6.
| Дана две матрицы А и В размером N x M. Получить из них новую матрицу, элементы которой состоят из min(ai, bi).
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| ____________________________________________________________________________________
Вариант 24
Задание 1. Для записи сообщения использовался 64-символьный алфавит. Каждая страница
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Найти максимальное значение из величин, определяемых арифметическими выражениями: а=sin(x), b =cos(x), c =lg(x) при любом, введенном х.
| -
| Написать программу, которая бы по введенному числу от 1 до 10 (номеру класса) выдавала одно из соответствующих сообщений: «Это первоклассник», или «Это ученик младшей школы», или «Это ученик средней школы», или «Это ученик старшей школы», или «Это выпускник».
| -
| Вводится последовательность ненулевых чисел, 0 – конец последовательности. Подсчитать, сколько в ней отрицательных чисел и сумму положительных чисел.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Сформировать одномерный массив из сумм элементов каждого столбца матрицы.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| Вариант 25
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы три числа. Определить, есть ли среди них хотя бы одна пара равных по величине.
| -
| Написать программу, которая бы по введенному количеству дней, выводила названия соответствующих месяцев.
| -
| Дана последовательность из М чисел. Найти среднеарифметическое положительных среди них чисел и среднеарифметическое отрицательных.
| 6.
| В матрице действительных чисел вычислить сумму их наименьших значений в столбцах
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
___________________________________________________________________________________
Вариант 26
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы отрезки a, b, c, d. Проверить, могут ли они служить сторонами прямоугольника.
| -
| Написать программу, которая бы по введенной цифре (1, 5, 10, 50 или 100) выводила ее написание в римской системе счисления.
| -
| Дана последовательность из N чисел. Найти среднее арифметическое чисел, которые больше 0, но меньше 10.
| 6.
| Дана квадратная матрица А из N элементов. Получить из ее положительных элементов одномерный массив, найти их сумму и произведение.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Вариант 27
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три стороны треугольника a, b, c. Определить, является ли такой треугольник равнобедренным, равносторонним или разносторонним.
| -
| Вводятся любое число от 1 по 7. Написать программу, которая будет выводить соответствующую ноту(1-до, 2-ре, и т.д.). Для других чисел, вывести сообщение, что нот только семь.
| -
| Последовательно вводятся N целых чисел. Найти разницу между наибольшим и наименьшим из них.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Найти в ней наименьший и максимальный элементы в каждой строке, определить их индексы.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| _________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 28
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны три разных числа. Найти среди них произведение и количество отрицательных.
| -
| Дана масса тела и номер единицы измерения (1 – килограмм, 2 – миллиграмм, 3 – грамм, 4 – тонна, 5 – центнер). Написать программу, которая выводила бы соответствующее значение массы в граммах.
| -
| Последовательно вводятся N целых чисел. Найти минимальное из положительных значений.
| 6.
| Дана матрица размером N x M. Поменять столбцы с наибольшим и наименьшим элементами этой матрицы между собой.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
| Вариант 29
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Даны стороны прямоугольника a, b. Если a > b, найти его площадь, если a < b, найти его периметр, если a = b, то найти его периметр и площадь.
| -
| Вводятся числ от 10 по 15. Написать программу, которая выводит соответствующее этому числу значение в 16-й системе.
| -
| Последовательно вводятся N целых чисел. Найти количество отрицательных среди них.
| 6.
| Дана целочисленная матрица N x M. Определить произведение элементов в тех строках, которые не содержат отрицательных элементов.
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
__________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 30
№
задания
| Формулировка
| -
|
| -
|
| -
| Заданы радиус круга, две смежные стороны прямоугольника. Определить, какая фигура имеет большую площадь, какая меньшую, или они равны?
| -
| Дана емкость дискеты (V=1.4 мегабайт). Написать программу, которая бы по введенному номеру единицы измерения информации(1 – бит, 2 – байт, 3 – килобайт, 4 – мегабайт, 5 – гигабайт) переводила V в соответствующую единицу измерения.
| -
| Последовательно вводятся N целых чисел. Определить каких среди них чисел больше: положительных или отрицательных.
| 6.
| Дана две матрицы А и В размером N x M. Получить из них новую матрицу, элементы которой состоят из max(ai, bi).
| 7.
| Представить график функции Y(x). При этом x изменяется от 0 до 2π
|
Приложение А.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский федеральный университет»
Кафедра информатики
|