Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные положения темы. Тема 3. Условия возникновения рынка и механизм его функционированияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Модуль 2 Микроэкономика
Тема 3. Условия возникновения рынка и механизм его функционирования
Проблемы, предлагаемые для изложения на лекции 1. Условия возникновения рынка и его функции. 2. Спрос и предложение. Закон спроса и закон предложения. Формирование равновесной цены. 3. Типы рыночных структур. 4. Антимонопольное регулирование. Основные положения темы 1. В экономическом развитии общества условно можно выделить несколько этапов. На первом из них господствовало натуральное хозяйство. На этом этапе вопросы потребления решались главным образом на уровне экономической выживаемости. Но уже в условиях натурального хозяйства возникают предпосылки для его разложения. Важнейшей из них являлось общественное разделение и специализация труда – относительное обособление людей для выполнения конкретных видов деятельности, увеличившее производительность труда. Разделение труда вызвало необходимость обмена, в ходе которого соизмерялись результаты труда, его качество и необходимость обществу. Однако обмен был возможен только между экономически обособленными производителями. Основой такого обособления стало появление частной собственности на средства производства. Если в древнем мире в общинах уже существовало общественное разделение труда, то обмен отсутствовал, так как средства производства были общими, то в условиях частной собственности обмен результатами труда через куплю-продажу становится единственно возможной формой экономической связи между отдельными обособленными производителями. 2. Продукты труда, предназначенные для обмена, продажи становятся товарами, а общественное производство – товарным производством. С возникновением товарного производства, которое вначале существовало как уклад хозяйства, но наличием обмена уже создавало предпосылки для возникновения рыночной экономической системы, связан второй этап развития общества. 3. При капитализме товарное производство приобретает всеобщий характер, возникает рыночная экономическая система, рыночное хозяйство, при котором все продукты труда производятся как товары, то есть для продажи; товаром становится также и рабочая сила человека. Возникновение рыночной системы связано с третьим этапом развития общества. Условиями ее существования и дальнейшего развития явились: хозяйственная самостоятельность производителей товаров и возможность этими товарами распоряжаться, что стало основой свободного обмена ресурсами и их эффективного распределения в обществе; право выбора партнера – поставщика и покупателя, в котором проявляются прямые и обратные хозяйственнее связи, очень важные для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка; достаточное число продавцов и покупателей, чтобы была возможность состязательности, конкуренции; право продавца и покупателя самостоятельно договариваться о ценах, что имеет важное значение для рыночной системы как системы саморегулирующейся. Рыночная экономическая система – это общественная форма организации и функционирования хозяйственной системы, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления путем рыночных связей и отношений, играющих роль основного регулятора этой системы. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Современная рыночная система существует в виде смешанной экономики, в которой стихийный механизм рыночного развития сочетается с мерами государственного регулирования рыночной экономики. 4. Различное сочетание условий существования рыночной экономики дает нам представлением о различных типах рынка: 1) свободный рынок. На нем много продавцов и покупателей, полная мобильность факторов производства, совершенно свободное ценообразование, свободный доступ к участию в предпринимательской деятельности всех членов общества. Существовал до начала ХХ в.; 2) регулируемый рынок. Он регулируется с помощью госзаказа, гибких цен, налогов, подробной информации о продавцах и покупателях и других инструментов, роль которых будет показана в гл. 8., характерен для стран со смешанной экономической системой; 3) монополистический рынок. 5. Сущность рынка проявляется в его функциях. К ним относятся: контроль за качеством. В условиях рыночной системы у покупателя есть возможность выбора товара и своими деньгами, отдавая предпочтение лучшим товарам, он «голосует» за их качество; в обмене, путем соизмерения затрат и результатов производства рынок выявляет степень эффективности каждого товаропроизводителя; через механизм цен, сбалансирование спроса и предложения рынок обеспечивает согласование производства и потребления, выполняя регулирующую функцию; рыночная конкуренция побуждает товаропроизводителей в целях получения более высокой прибыли внедрять научно-технические новинки и расширять производство, в чем проявляется стимулирующая функция; рынок является местом встречи продавцов и покупателей. Сводя их воедино, рынок выполняет посредническую функцию; на рынках происходит формирование системы цен, основываясь на которых, продавцы и покупатели принимают решения о продаже и покупке товаров. В этом качестве рынок выполняет информационную функцию. 6. Рыночная система имеет сложную структуру, под которой понимают внутреннее строение отдельных ее элементов, в основе выделения которых лежат различные критерии. Так, с учетом критерия объекта рночных отношений экономисты выделяют потребительский рынок, рынок факторов производства, денежный рынок, рынок информации, рынок недвижимости, рынок ценных бумаг, рынок инноваций; по субъектам выделяют рынки продавцов и покупателей, государственных учреждений и посредников; по критерию общественного разделения труда речь может идти о местном, региональном, национальном и мировом рынке; по степени ограниченности конкуренции рынок может быть свободным, монополистическим, олигополистическим и т. д. 7. Рынок имеет как отрицательные стороны (возникновение и углубление имущественной дифференциации, безработицы, невозможность без вмешательства государства регулировать внешние эффекты), так и положительные, к которым можно отнести то, что рынок наилучшим образом обеспечивает связь между производителем и потребителем, обеспечивает наиболее эффективное распределение и использование ограниченных природных ресурсов. Рыночный механизм обеспечивает наиболее высокую эффективность общественного производства, в чем состоит его главное достоинство. 8. Организующей силой рыночной экономики, обеспечивающей эффективное распределение и использование ограниченных природных ресурсов, является система рынков и цен. На конкурентных рынках действует множество продавцов и покупателей. Покупатели предъявляют спрос на товар, а продавцы осуществляют его предложение. Каждый их этих агентов рынка оказывает влияние на цены, формирующиеся в результате взаимодействия спроса и предложения. Спрос, предложение и рыночная цена являются основными структурными элементами рыночного механизма. 9. Спрос – это количество товара, необходимое покупателям, подкрепленное платежеспособностью. Соотношение рыночной цены на товар и денежного, платежеспособного спроса на него выражается кривой спроса. Она характеризует количество товара, которое покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент. Кривая спроса на графике имеет нисходящий наклон вследствие действия закона спроса, который гласит, что между ценой на товар и спросом на него существует обратная зависимость. Итак, величина или объем спроса зависят от цены. От величины или объема спроса необходимо отличать характер спроса, зависящий от факторов, значения которых не откладываются на осях графика кривой спроса. Это такие факторы, как расходы покупателей, цены на взаимозаменяемые товары, количество покупателей, изменение моды и вкусов и другие. Под воздействием этих факторов происходит изменение характера спроса, что выражается в смещении кривой спроса влево – если спрос уменьшается или вправо – если спрос увеличивается. Изменение же цены вызывает скольжение точки вдоль по кривой спроса. 10. Предложение – это количество товара, которое продавцы предлагают покупателям в данное время и в данном месте. В каждый момент на рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товара, предлагаемого продавцами. Эта зависимость графически изображается кривой предложения, имеющей восходящий наклон. В характере наклона проявляется действие закона предложения, который гласит, что между рыночной ценой и величиной или объемом предложения существует прямая зависимость. От объема или величины предложения необходимо отличать характер предложения, зависящий от факторов, значения которых не отложены на графике кривой предложения. К ним относятся изменения издержек и налогов, количество продавцов, совершенствование технологии, ожидая продавцов и другие. Действие этих факторов, приводящие к увеличению предложения, сдвигают кривую предложения вправо, уменьшающие предложения – влево. Изменение цены вызывает скольжение точки вдоль по кривой предложения. 11. В результате взаимодействия спроса и предложения на рынке возникает равновесие – такая ситуация, когда спрос и предложение совпадают при цене, приемлемой и для продавца, и для покупателя. Эта цена называется рыночной ценой или ценой равновесия. 12. Точка рыночного равновесия демонстрирует то количество товара, которое продавцы и покупатели готовы продать и купить по данной цене. Цена выше точки равновесия свидетельствует об избыточном предложении (товар не раскупается вследствие высоких цен), ниже точки равновесия – о дефиците, возникающем вследствие низкой цены и высокого спроса. В первом случае сложившаяся ситуация заставит цены снизить, во втором – увеличить. В этом движении цен заключается механизм цен, стихийно регулирующий рынок. 13. Величина спроса на товары может зависеть от цены. Степень изменения величины спроса от степени изменения цен определяется понятием эластичности спроса по цене и рассчитывается путем определения коэффициента эластичности. Он равен отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены. Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %. Если эластичность меньше 1, объем спроса изменяется относительно меньше, чем цена, а спрос называется слабо эластичным или неэластичным. Если эластичность больше 1, объем спроса изменяется относительно больше, чем цена, а спрос называется эластичным. 14. Эластичность предложения по цене определяет изменение объема предложения от изменения цены. Как правило, эластичность предложения зависит от рассматриваемого временного промежутка. Предложение более эластично в долгосрочном, чем в краткосрочном периоде. Мерой изменения предложения в зависимости от изменения цены является коэффициент эластичности предложения. Он рассчитывается как отношение объема предложения, выраженного в процентах, к росту цен, выраженному в процентах. Если эластичность меньше 1, объем предложения изменяется относительно меньше, чем цена и предложение называют неэластичным. Если эластичность больше 1, объем предложения изменяется относительно больше, чем цена, а предложение называют эластичным. 15. Важнейшей характеристикой рыночного хозяйства является конкуренция, которая означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Рыночная конкуренция заставляет производителей применять новейшую технику и технологии, что снижает издержки производства, обеспечивает высокую производительность труда, а в конечном итоге рост эффективности используемых ресурсов. Стремясь получить наиболее высокую прибыль, предприниматели, конкурируя друг с другом, производят те товары, которые в данный момент более всего нужны обществу. Личные и общественные интересы совпадают. 16. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. При совершенной конкуренции на рынке присутствует много продавцов и покупателей, что исключает возможность влиять на цены, выпускаемый продукт однороден, ресурсы абсолютно мобильны. Однако совершенная конкуренция в значительной степени абстракция, что позволяет говорить о несовершенной конкуренции. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция или дифференциация продуктов. 17. Существование рынков несовершенной конкуренции приводит к многим негативным последствиям: недопроизводству, завышению цен, неэффективному производству и другим. Для ограничения монополистических злоупотреблений страны осуществляют антимонопольное регулирование, направленное на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство.
Вопросы, предлагаемые для изучения на семинарском занятии
|