Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Меланхолик.
У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию (" опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.
Определение преобладающего типа темперамента (А.Белов) Назначение теста Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них. Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента. Инструкция к тесту Внимательно прочитайте перечень свойств и поставьте знак (+), если считаете, что это свойство Вам присуще, и знак (–) – если оно у Вас отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставьте. Тестовый материал 1. Блок Неусидчивость, суетливость. Невыдержанность, вспыльчивость. Нетерпеливость Резкость и прямолинейность в отношениях с людьми. Решительность и инициативность. Упрямство. Находчивость в споре. Неритмичность в работе. Склонность к риску. Незлопамятность, необидчивость. Быстрота и страстность речи. Неуравновешенность и склонность к горячности. Нетерпимость к недостаткам. Агрессивность забияки. Выразительность мимики. Способность быстро действовать и решать. Неустанное стремление к новому. Обладание резкими, порывистыми движениями. Настойчивость в достижении поставленной цели. Склонность к резкой смене настроения.
2. Блок Жизнерадостность. Энергичность и деловитость. Недоведение начатого дела до конца. Склонность переоценивать себя. Способность быстро схватывать новое. Неустойчивость в интересах и склонностях. Легкое переживание неудачи и неприятностей. Легкое приспособление к разным обстоятельствам. Увлеченность любым делом. Быстрое остывание, когда дело перестает интересовать. Быстрое включение в новую работу и переключение с одного вида работы на другой. Тяготение однообразной, будничной, кропотливой работой. Общительность и отзывчивость, не скованность в общении с другими людьми. Выносливость и работоспособность. Громкая, быстрая, отчетливая речь. Сохранение самообладания в неожиданной, сложной ситуации. Обладание всегда добрым настроением. Быстрое засыпание и пробуждение. Частая несобранность, поспешность в решениях. Склонность иногда скользить по поверхности, отвлекаясь.
3. Блок Спокойствие и хладнокровие. Последовательность и обстоятельность в делах. Осторожность и рассудительность. Умение ждать. Молчаливость, нежелание болтать по пустякам. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. Сдержанность и терпеливость. Доведение начатого дела до конца. Умение применять свои силы в дело (не растрачивать их по пустякам). Строгое придерживание выработанного распорядка жизни, системы в работе. Легкое сдерживание порывов. Маловосприимчивость к одобрению и порицанию. Незлобивость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. Постоянство в своих отношениях и интересах. Медленное вовлечение в работу и переключение с одного вида работы на другой. Ровность в отношении со всеми. Аккуратность и порядок во всем. Трудное приспособление к новой обстановке. Обладание выдержкой. Постепенное схождение с новыми людьми.
4. Блок Стеснительность и застенчивость. Растерянность в новой обстановке. Затруднительность в установлении контактов с незнакомыми людьми. Неверие в свои силы. Легкое перенесение одиночества. Чувство подавленности и растерянности при неудачах. Склонность уходить в себя. Быстрая утомляемость. Обладание тихой речью, иногда снижающейся до шепота. Невольное приспособление к характеру собеседника. Необходимо зарегистрироваться
Обработка результатов теста Подсчитать количество плюсов по каждой карточке отдельно. Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
Х = (А1 / А) * 100%; С = (А2 / А) * 100%; Ф = (А3 / А) * 100%; М = (А4 / А) * 100%; где X, С, Ф, М – типы темперамента; A1, A2, A3, A4 – число положительных ответов по карточкам соответствующего блока; А – общее число положительных ответов по четырем карточкам. В конечном виде «формула темперамента» приобретает, например, такой вид: Т = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М;
Это значит, что данный темперамент на 35% – холерический, 30% – сангвинический, 14% – флегматический и 21% – меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирующий. Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного типа выражены достаточно ярко. Если результат 20–29%, то средне выражены. При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого типа темперамента выражены в малой степени.
Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Шкалы: уровень лидерских качеств Назначение теста: представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером. Инструкция к тесту Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.
Тест
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? 1. да; 2. нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? 1. да; 2. нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? 1. да; 2. нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? 1. да; 2. нет. 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо? 1. да; 2. нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? 1. да; 2. нет. 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? 1. да; 2. нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? 1. да; 2. нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? 1. да; 2. нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? 1. да; 2. нет. 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? 1. да; 2. нет. 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? 1. да; 2. нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? 1. да; 2. нет. 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? 1. да; 2. нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов? 1. да; 2. нет. 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: 1. будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; 2. возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца. 17. Какое из двух мнений вам ближе? 1. настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; 2. настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 18. С кем вы предпочитаете работать? 1. с покорными людьми; 2. с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? 1. да; 2. нет. 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? 1. да; 2. нет. 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? 1. да; 2. нет. 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите? 1. предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; 2. просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? 1. да; 2. нет. 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? 1. да; 2. нет. 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? 1. да; 2. нет. 26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? 1. самый компетентный человек; 2. тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? 1. да; 2. нет. 28. Уважаете ли вы дисциплину? 1. да; 2. нет. 29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? 1. тот, который все решает сам; 2. тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? 1. коллегиальный; 2. авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? 1. да; 2. нет. 32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас? 1. человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; 2. человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны? 1. промолчите; 2. будете отстаивать свое мнение. 34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь? 1. да; 2. нет. 35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело? 1. да; 2. нет. 36. Что бы вы предпочли? 1. работать под руководством хорошего человека; 2. работать самостоятельно, без руководителей. 37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов? 1. согласен; 2. не согласен. 38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности? 1. да; 2. нет. 39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими? 1. да; 2. нет. 40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями? 1. опускаете руки; 2. появляется сильное желание их преодолеть. 41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают? 1. да; 2. нет. 42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки? 1. да; 2. нет. 43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию? 1. введу нужные изменения немедленно; 2. не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю. 44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо? 1. да; 2. нет. 45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? 1. да; 2. нет. 46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся? 1. да; 2. нет. 47. Кем бы вы предпочли стать? 1. художником, поэтом, композитором, ученым; 2. выдающимся руководителем, политическим деятелем. 48. Какую музыку вам приятнее слушать? 1. могучую и торжественную; 2. тихую и лирическую. 49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми? 1. да; 2. нет. 50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша? 1. да; 2. нет.
Обработка и интерпретация результатов теста. Ключ к тесту Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.
За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае – 0 баллов. Интерпретация результатов теста • Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. • Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. • Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. • Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.
Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:
• Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели. • Настойчив, умеет разумно рисковать. • Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу. • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим. • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями. • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям. • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи. • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу. • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. • Надежен, держит слово, на него можно положиться. • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок. • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами. • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам. • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя. • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.
Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров Физиологические качества Приятные внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность, представительность Психологические качества Тип личности: экстраверт, интроверт. Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик. Властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество Интеллектуальные качества Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора Деловые и личностные качества Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность
|