![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важнейшие характеристики личности
1. Устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации. 2. Единство (целостность) личности – это теснаясвязь и взаимозависимость психических процессов и психических свойств личности. Формируется, воспитывается всегда личность в целом. 3. Активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание). Процесс становления личности длительный, сложный и имеет исторический характер. Так как личность является продуктом общественного развития, ее изучают различные науки: философия, социология, педагогика, психология, медицина и др., но каждая наука изучает ее в своем аспекте. Психология изучает закономерности развития и формирования личности. Человек – существо биосоциальное. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации. Существуют различные подходы к изучению соотношения биологического и социального в человеке. Приверженцы биологизма считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Так, Э. Кречмер, представитель немецкой «конституциональной психологии», разрабатывал проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, в первую очередь сексуальными. В противоположность биогенетическому подходу, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Согласно теории научения, жизнь личности, ее отношения - это результат подкрепляемого научения (бихевиоризм), усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Теория ролей исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является «теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства». Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие психических процессов. В нем можно выделить три течения. 1.Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). 2.Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.). 3.Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.). Современная психология считает, что личностьбиосоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, но огромное влияние на личность оказывает также социальная среда. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Личность - очень сложное целое, в котором можно выделить три основных блока (стороны).
Основные стороны личности.
1.Направленность личности - система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. 2.Возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). 3.Стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе. Каждый из нас сочетает в себе как общие, так и индивидуальные характеристики одного и того же параметра. Каждому человеку необходимо находить свою норму сочетания индивидуального и общего – чтобы, с одной стороны, не быть просто чьим-то подобием, а с другой – не вносить дезорганизацию в общественную жизнь, не мешать свободе проявления других индивидуальностей. Все психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют ее направленность, определяющую цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. В поведении человека существуют две взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждения обеспечивают активацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, каким оно будет от начала и до конца. Психические процессы, явления и состояния (ощущения, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции) обеспечивают регуляцию поведения. Исходными побуждениями человека к деятельности являются потребности. Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активностьличности и направляется на удовлетворение потребностей. Выделяют потребности: - естественные (природные) или физиологические; - духовные.
Естественные (биологические) или физиологические потребности непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище как средствах защиты от неблагоприятных температурных влияний и создания элементарных удобств существования, сексуальные потребности. Способ удовлетворения человеческих потребностей зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды (носит социальный характер). Духовные потребности – это потребности в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, культурные потребности. В основе направленности личности лежит возникшая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. Мотивационная сфера личности включает в себя систему потребностей, интересов, установок, ценностные ориентации, идеалы. Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает взросление семь классов потребностей. Низший уровень иерархической структуры потребностей составляют физиологические потребности (в еде, сексе и др.). Второй уровень составляют потребности в безопасности. Третий уровень – это потребности в привязанности и любви. Четвертый уровень занимают потребности в уважении. Пятый уровнь – познавательные потребности (знать, уметь, понимать). Шестой уровень - эстетические потребности (в гармонии, красоте). На самом высоком уровне находятся потребности в самовыражении, самоактуализация. Эти потребности побуждают человека к деятельности, в которой он может раскрыть свой духовный и творческий потенциал. В психологии потребности понимаются как ощущение человеком недостатка в чем-либо, который отражается в сознании и вызывает стремление к его устранению. Признаки потребностей:
1. Любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда является осознанием нужды в чем-то. 2. Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. 3. Потребность обладает способностью воспроизводиться. Непосредственный источник человеческих действий, направленных на удовлетворение потребностей, - это интересы. Интерес – этоспецифическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мотив – это осознанное побуждение для определенного действия, это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Выделяют осознанные и неосознанные побуждения (мотивы). К неосознаваемым мотивам относят влечения и установки. Влечение – это стремление удовлетворить малоосознаваемую или неосознаваемую потребность, другими словами, - это побуждение, которое неточно знает свой предмет. Влечение непостоянно, изменчиво. Включенная в него потребность или постепенно угасает, или осознается и тогда становится желанием. Мотивы, которые реализуются автоматически, на основе усвоенного личностью прошлого опыта, представляют собой систему установок. В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответна воздействия внешней среды. Сам термин «установка» означает: 1)физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2)поза человека в смыслемоторного или умственного предрасположения. В отечественной психологии теоретические основы установки разработал грузинский психолог Д.Н.Узнадзе. В структуре установки выделяют три подструктуры: - когнитивная состоит из мнений и убеждений человека и определяет то, что он готов познать и воспринять; - аффективная или эмоциональная состоит из положительных и отрицательных эмоций, симпатий и антипатий к объекту установки, которые придают ему положительную окраску; - поведенческая представляет собой совокупность поведенческих реакций, готовность определенным образом действовать, осуществлять волевые усилия. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности. Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные (моральнаяосновахарактера личности) - влияют на отношение к себе, к людям, к делу, к вещам; б) общественные - усваиваются в процессе социализации, проявляютсяво взглядах личностина принятые в обществе моральные нормы, обычаи, формируюттакие черты характера, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.; в) материальные - строятся на восприятии материальных объектов: вещей, денег, собственности и воспитывают у человека соответствующие черты характера (аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д.); г) политические - определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни; д) идейные - охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей. Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее в силу эмоциональной привлекательности. Интерес может выражать стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание. К осознаваемым мотивам относятся: желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Существенная сторона мотивации поведения человека - направленность личности. Основная роль в направленности личности принадлежит именно осознанным мотивам. Направленность - это система доминирующих личностных ориентаций человека, подчиняющаясебе всю его мотивационную сферу.Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Характеристика иерархических форм направленности. 1. Влечение – это стремление удовлетворить малоосознаваемую или неосознаваемую потребность (это побуждение, которое неточно знает свой предмет). 2. Желание – отражающее переживание человека, для которого характерна осознанность образа того, к чему человек стремиться. 3. Стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. 4. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на познание действительности. 5. Склонность – это внутренняя направленность сознания субъекта на определенные объекты, предметы или же действия, опосредованные личностной потребностью (целью, задачей, интересом). Возникает при включении в интерес волевого компонента. 6. Идеалом называют конкретизированную в образе или представлении цель склонности (это основные жизненные цели, заключенные в образах или представлениях). 7. Мировоззрение – система философских, эстетических и др. взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения – существенный показатель зрелости личности. 8. Убеждение – высшая форма мотивационной сферы личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, ценностными ориентациями, мировоззрением. Под индивидуальностью понимают личность данного человека в ее неповторимом сочетании своеобразных психологических особенностей (темперамента, характера, способностей, потребностей и интересов, познавательных и эмоционально-волевых качеств). Психология изучает индивидуальность человека со стороны его действий (исполнительной системы) – телосложение (конституцию) и темперамент, со стороны переработки информации (интеллектуальной системы) – когнитивные стили, тип и темп этой переработки и со стороны оценки, ценностей, выработки отношения ко всему, что он делает или о чем думает – характер, а также способности – индивидуальное сочетание возможностей человека во всех этих сферах, уровень развития его качеств – двигательных, интеллектуальных и нравственно-эмоциональных. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность. В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.
|