![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие нормы психического развития. Критерии нормального развития.
Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.). Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой. Мы считаем ребенка нормальным: · когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является; · когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения; · когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости. Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.
7. Понятие «отклоняющееся развития». В современной дефектологии вряд ли можно найти исчерпывающие однозначные критерии отклоняющегося развития. Особенно это необходимоприопределении степени, характера отклонения при ответе на вопрос: лежит ли оно в пределах нормы или является патологическим. Критерии оценки отклонений в детском возрасте 1.При оценке развития ребенка необходимо учитывать, что дифференциация нормального и аномального поведения не может бытьабсолютной. 2.Важно учитывать степень отклонений. Отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем целый ряд симптомов одновременно. Особого внимания требует категория детей со множественными расстройствами психического развития, когда нарушение одной сферынегативно сказывается на развитии других сфер. 3. Частота проявления и тяжесть симптомов. Необходимо выяснить частоту и длительность проявления тех или иных неблагоприятныхсимптомов. Для детского возраста более характерными считаются умеренно проявляющиеся отклонения, чем серьезные, часто повторяющиеся расстройства. 4.Ситуационная изменчивость симптома. При выявлении отклонений в развитии необходимо обращать внимание на ситуацию, в которойпроявляется отклонение. И хотя этот критерий считается далеко не самым важным, он может оказать неоценимую помощь при прогнозединамики развития ребенка с отклонениями в развитии. 5.В процессе анализа развития ребенка необходимым является сравнение особенностей его развития не только с особенностями, характерными для всех детей данной возрастной группы, но и с особенностями, характерными для этого ребенка. Существенное вниманиеследует уделять тем проявлениям в развитии, наличие которыхтрудно объяснить законами нормального созревания и развития. 6. Отдельным критерием является учет возрастныхособенностей и половой принадлежности ребенка. Как отмечают специалисты, некоторые особенности поведения являются нормальными только для детей определенного возраста. 7.Длительность сохранения определенного отклонения в развитии. Если наблюдаемое отклонение продолжается в течение нескольких месяцев, то под воз действием определенной коррекции его можно сгладить. Если же отклонение длится более года и коррекционные усилияоказываются малоэффективными, то это должно вызвать тревогу. 8.Развитие ребенка никогда не проходит гладко: оно всегда имеет свои пики и свои падения. Также проявление различных отклонений вразвитии зависит от обстоятельств жизни ребенка. Неблагополучная семья, потеря родителей, частая смена мест жительства, двуязычнаясистема воспитания, постоянные длительные стрессы - все это может легко стать причиной отклонения в развитии. Как считает М. Раттар, решая вопрос об отклонениях от нормы в развитии ребенка, необходимо учитывать комбинацию всехвышеперечисленных критериев. Однако в некоторых случаев и их оказывается недостаточно. Как подчеркивал известный отечественныйпсихолог В. В. Зшыюяоай, «мы никогда неможем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется совсем испорченным...»
|