Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушение речи.
Наиболее частыми причинами, вызывающими недоразвитие мозга и приводящими к тяжелым нарушениям речи, являются инфекции и интоксикации матери во время беременности, родовая травма, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности крови, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. При алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи (ОНР) у этих детей сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью. Если неблагоприятное воздействие на речевые зоны мозга ребенка произойдет в период, когда речь его уже сформировалась, может случиться ее распад – афазия. Общее недоразвитие речи обычно является следствием законченного патологического процесса. Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих других). По сравнению с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, у детей с выраженной речевой патологией в основном наблюдаются остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД). В этиологии нарушений речи особое место занимает перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее в период родов. В зависимости от степени выраженности и локализации органической и функциональной недостаточности центральной нервной системы при нарушениях речи могут наблюдаться: 1) локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры головного мозга), при котором нарушения познавательной сферы вторичны; 2) сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочных областей коры головного мозга), в структуру которого входят нарушения познавательной сферы и речи.
Виды и варианты нарушений анализаторов. Анализатор – совокупность центральных и периферических образований, воспринимающих и анализирующих изменения внешней и внутренней сред организма. При непосредственном воздействии различных факторов окружающей среды с участием анализаторов в организме возникают ощущения (отражение свойств предметов объективного мира). Особенность ощущений – модальность (совокупность ощущений, обеспечиваемых каким-либо одним анализатором (пр: зрение, слух, и т.д.)). Внутри каждой модальности в соответствии с видом (качеством) сенсорного впечатления можно выделить разные качества, или валентности (пр: зрение различение цвета; вкус ощущение горького, сладкого, соленого, и т.д.). ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ: В основу классификации могут быть положены различные признаки: природа действующего раздражителя, характер возникающих ощущений, уровень чувствительности рецепторов, скорость адаптации, роль и др. По назначению (по роли). 1. Внешние анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внешней среды. Их возбуждение воспринимается субъективно в виде ощущений. –зрительный; –слуховой; –обонятельный; –вкусовой; –тактильный; –температурный. 2. Внутренние (висцеральные) анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса. Колебания в пределах нормы у здорового человека обычно не воспринимаются субъективно в виде ощущений. Однако информация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутренних органов, обеспечивая приспособление организма к различным сторонам его жизнедеятельности. 3. Анализаторы положения тела – воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела друг относительно друга. –вестибулярный; – двигательный (кинестетический). Импульс доходит до нашего сознания. Представив наглядную структуру анализатора, нетрудно понять, что повреждение его, врождённое или прижизненное, может реализовываться в трёх вариантах: 1. повреждение рецептора, - примером которого может служить попадание осколка снаряда в глаза или разрушение барабанной перепонки вследствие мощного взрыва недалеко от человека; 2. повреждение нервного волокна, соединяющего рецептор с центром, примером которого может служить неврит слухового нерва, приводящий в наиболее тяжёлых случаях к абсолютной потере слуха; 3. повреждение корковой части анализатора вследствие травмы, инфекционного процесса, сосудистых или онкологических факторов. В данном случае речь идёт о корковой слепоте или глухоте.
|