Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При отделке поверхностей песком и крошкой рабочие должны работать в защитных очках, а при пневматическом распылении красок и лаков использовать респиратор.
20 Декоративно-художественная отделка поверхностей Рельефный декор выполняют обработкой древесины или других материалов резанием (различные виды резьбы, гравирование) или давлением (тиснение). По характеру и манере выполнения различают плосковыемчатую, контурную, рельефную, ажурную или прорезную, скульптурную и комбинированную резьбу, а в зависимости от сюжета— геометрическую, резьбу с животным или растительным стилизованным орнаментом и комбинированную. Материалом для резьбы служит древесина мягких или твердых лиственных пород. Легче поддается обработке древесина липы, ольхи, клена, груши, несколько труднее — древесина березы, ореха и дуба. Резьбу выполняют вручную или механизированным способом. Первый способ предпочтительнее с точки зрения художественной ценности изделий при условии высокой квалификации исполнителя. Мелкий рельефный рисунок может быть получен путем обработки поверхности древесины давлением с помощью гравированного металлического штампа с " негативным изображением (тиснение). Для повышения пластичности поверхностный слой увлажняют или химически обрабатывают растворами кислот или щелочей. Орнаментальный декор заключается в отделке поверхности мебели выжиганием или росписью клеевыми, темперными, масляными и другими красками. Обработка поверхности мебели выжиганием может выполняться тремя способами: пиротипией (горячее печатание), пиро-графией (горячее рисование) и обработкой кислотами. В первом случае рисунок наносят на отделываемую поверхность механизированным способом путем оттиска или проката нагретыми гравированными плитами или валиками. Характер цветного тона рисунка и фона определяется давлением и про должительностью контакта. Обработанную поверхность в дальнейшем отделывают прозрачными лакокрасочными материалами. Во втором случае рисунок наносят вручную электротермо-каустерами (приборами с нагреваемой электрическим током иглой) или открытым пламенем газовой или жидкостной горелки. Выжигание кислотами связано с нанесением на обрабатываемую поверхность парафина, выскабливанием рисунка, травлением, промывкой и нейтрализацией — операциями, выполняемыми в основном вручную. В связи с этим способ выжигания нашел ограниченное применение в производстве сувенирных изделий. Отделка орнаментальной росписью характерна для народных промыслов и является одним из наиболее распространенных и самобытных способов декоративно-художественной отделки изделий из древесины. В Центральной России давно возникли загорская, хохломская и городецкая росписи; на Украине— петраковская роспись; в Средней Азии — узбекская и казахская росписи. Значительный интерес представляют росписи в Прибалтике и на Севере. Наибольшими художественными и техническими достоинствами обладает хохломской способ, применяемый мастерами Горьковской области (г. Семенов, фабрика художественных изделий «Хохломская роспись») для отделки токарных декоративных изделий и мебели. Процесс отделки состоит в порозаполнении и грунтовании изделий, шлифовании, покрытии натуральной олифой в смеси с масляным лаком 4С и подсушке покрытия " до отлипа", по которому наносится слой алюминиевого порошка (лужение) с последующей росписью масляными красками. Характер росписи определяется размерами и формой изделия. Для хохломского способа характерны несколько видов росписи: «по фону», «травка», «Кудрина», отличающиеся большим разнообразием орнаментальных мотивов. После высыхания роспись лакируют и подвергают термообработке при высокой температуре (60—80°), придающей покрытию стойкость к температурно-влажностным воздействиям и истиранию и характерный цветовой оттенок, получивший поэтическое название " золотой хохломы". Наборный декор (мозаика, интарсия, инкрустация и маркетри) — наиболее распространенный в прошлом вид декоративно-художественной отделки предметов быта. Под ним подразумеваются особые способы художественной отделки мебели, заключающиеся в соединении между собой отдельных пластинок ценных пород древесины, металлов, слоновой кости, перламутра и других материалов в сложные орнаментальные или сюжетные рисунки. Отличительными признаками различных видов набора являются: ассортимент материалов, входящих в набор (древесина, металлы, стекло, черепаха, перламутр и т. д.), характер рисунка (геометрический, орнаментальный, сюжетный) и способ связи с основным фоном обрабатываемой поверхности. Интарсия (лат. врезка)—контурный набор из пластинок древесины, металла, слоновой кости, перламутра которые врезают в основной фон, располагая в одной плоскости с основной. Разновидность ее — индийская интарсия, представляющая собой контурный орнамент из металла, впрессованный в древесину заподлицо с поверхностью. Мозаика — орнаментальный набор из разноцветных кусков однородных материалов (дерева, смальты, металла, минералов), соединенных между собой связующими составами. Разновидностями является блочная и чертозианская мозаика, представляющие собой склеенные блоки из древесины различных пород или других материалов, распиливаемых впоследствии на пластинки с повторяющимся орнаментом. Инкрустация —орнаментальный или сюжетный набор из различных материалов (металла, черепахи, слоновой кости, перламутра), полностью скрывающий основу. Маркетри — орнаментальный или сюжетный набор тонких пластин древесины (строганого или лущеного шпона различных пород), скрывающий отделываемую поверхность.
21 Технологические карты по малярным работам Малярные работы – нанесение окрасочных составов на поверхности конструкций зданий и сооружений с целью увеличения срока их службы, улучшения санитарно-гигиенических условий в помещениях и придания им красивого внешнего вида. К малярным относятся и обойные работы, которые также выполняют маляры. Основной задачей капитального строительства является создание и ускоренное обновление основных фондов народного хозяйства, предназначенных для развития общественного производства и решение социальных вопросов, кардинальные повышения эффективности строительства. Снизить стоимость строительства в расчете на единицу вводимых в действие мощностей. Существенно поднять качество строительства.
22 Производственная санитария Для предупреждения профессиональных заболеваний маляры, в соответствии с приказом Рабочие, применяющие при пневматическом и ручном окрашивании вредные или ядовитые вещества, подвергаются медицинским осмотрам каждые 3 мес. Для предупреждения вредного воздействия на организм различных токсичных веществ, применяемых при малярных работах, необходимо пользоваться спецодеждой и предохранительными приспособлениями: респираторами, скафандрами, очками, рукавицами, перчатками и т. д., а также защитными мазями и составами. Ремонт и стирку выдавамых рабочим спецодежды и спецобуви выполняют за счет организации. При попадании значительного количества лакокрасочного материала на спецодежду ее немедленно заменяют чистой. Запрещена стирка спецодежды в бензине, керосине и других растворителях в домашних условиях; спецодежду и спецобувь брать домой не разрешается. Для защиты органов дыхания при выполнении малярных работ используют респираторы и марлевые повязки. Марлевые повязки относят к простейшим типам респираторов для защиты от грубой пыли (при шлифовании, зачистке прошпатлеванной поверхности и т.п.). Наиболее употребляемый респиратор — ШБ-1 (лепесток). Применяют также ПРБ-1К, РПР-1, РН-21, Ф-46 и др. При наличии в воздухе значительных концентраций вредных газов, паров и пыли рекомендуется применять фильтрующие (типа БКФ) или рукавные (ПШ-1 и ПШ-2) противогазы. Для маляров выпускают специальные респираторы РМП-62. Для предохранения слизистой оболочки глаз необходимо надевать защитные очки. Они должны плотно прилегать к лицу, но не вызывать раздражение кожи. Для малярных работ применяют очки № 5, ОЗ-Н, ПО-1 и № 1396 1/2. Для предотвращения запотевания стекол их обрабатывают карандашом ТЭЖЭ или специальными растворами. Менять очки следует быстро и в местах, не загрязненных пылью или аэрозолем. После работы очки очищают от пыли и краски и промывают теплой водой. Перед приемом пищи и после окончания работы необходимо тщательно вымыть в теплой воде руки щеткой, мылом или другими моющими средствами. При сильном загрязнении масляными красками или составами на органических растворителях следует пользоваться ацетоном, этилцеллозольвом, керосином, которыми пропитывают ветошь. Запрещается для очистки кожи применять высокотоксичные растворители — бензол, этилированный бензин, четыреххлористый углерод и т. п. После обработки и мытья кожи ее смазывают специальной мазью на основе ланолина, вазелина или касторового масла.
23 Противопожарные мероприятия Ввиду того что при малярных работах применяют большое количество различных пожароопасных растворителей и составов, следует обращать особое внимание на организацию и содержание в постоянной готовности всех средств пожаротушения — ящиков с песком, асбестовых кошм, пенных огнетушителей, багров, лопат и другого инвентаря. Оборудование должно быть легкодоступным для пользования и окрашено в ярко-красный цвет. Общие требования противопожарных мероприятий приведены в СНиП Ш-4-80. К специальным требованиям можно отнести следующие: переливать и транспортировать органические растворители и материалы, содержащие их, следует только при хорошем естественном освещении;
|