Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года оставила вопрос о роли международных обычаев в правовой системе государства открытым.
Следует отметить, что, согласно пункту 2 статьи 4 Конституции РК, Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Статья 4 и статья 8 Конституции Республики Казахстан определяют место международно-правовых обычаев в правовой системе Казахстана. В частности, пункт 1 статьи 4 определяет, что «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики». С. Ж. Айдарбаев полагает, что формулировка «иные обязательства Республики» может подразумевать только международные обычаи, ибо политические обязательства государства никак нельзя отнести к категории действующего права. Статья 8 Конституции Республики гласит, что «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы». Как уже отмечалось выше, под «общепризнанными принципами и нормами международного права» законодатель имеет в виду именно нормы международного права, закрепленные в форме международного обычая. Среди таких норм отдельно выделены принципы ввиду их особой значимости. Тем не менее ст. 8 Конституции Республики Казахстан не определяет возможность применения международно-правового обычая на практике. Так, в данной статье не определено место общепризнанных принципов и норм в правовой системе Казахстана, а именно их соотношение с внутригосударственными нормами. В рассматриваемом контексте примечательна статья 8 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Международный суд ООН неоднократно выражал мнение, что универсальные принципы и нормы международного права, как правило, существуют и действуют в качестве принципов и норм общего международного обычного права. В решении по делу о Никарагуа Международный Суд исходил из того, что общепризнанные принципы международного права, провозглашенные в Декларации принципов МП 1970 г., есть не что иное, как обычные нормы международного права. Таким образом, под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать общеобязательные правила поведения, признаваемые большинством государств, основным источником которых является международный обычай. Вышеуказанные обычные нормы общего международного права в соответствии со статьей 8 Конституции Республики Казахстан определяют международно-правовые обязательства Казахстана. Отсылки к международным обычаям достаточно часто встречаются в международных договорах и соглашениях, в том числе ратифицированных Республикой Казахстан. Таким образом, в Республике Казахстан складывается двойственная ситуация в сфере международных обычаев. С одной стороны, международный обычай не регламентирован в качестве составляющей действующего права Республики Казахстан Конституцией Республики Казахстан. С другой стороны, в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан международный обычай имплементирован в ряд действующих нормативных правовых актов Республики Казахстан. Нам представляется, что указанное противоречие будет устранено в рамках Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, направленной на «развитие и дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе в контексте его гармонизации с международными обязательствами и стандартами». ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
|