Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 1. В таблице помещены ключевые понятия и их определения






В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Социальная стратификация   1. Совокупность элементов общества: статусов, ролей, групп, организаций, социальных институтов.
Каста   2. Большая группа людей, характеризующаяся своим местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способами получения и размерами общественного богатства.
Маргинальность   3. Группа, ценности которой являются значимыми для индивида, с которой он соотносит себя как с эталоном.
Социальная структура   4. Совокупность людей, которые имеют общий социальный признак и выполняют общественно необходимую функцию в общей системе разделения общественного труда и деятельности
Социальная группа   5. Группа, характеризующаяся формальностью общения, создается для достижения инструментальных целей.
Первичная группа   6. Группа, члены которой связаны происхождением и правовым положением, принадлежность к которой является наследственной и пожизненной.
Вторичная группа   7. Группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Референтная группа   8. Группа, характеризующаяся интимностью общения, цель ее создания – общение как таковое.
Класс   9. Наслоение, напластование групп, имеющих различный доступ к социальным благам в силу своего положения в общественной иерархии.
Сословие   10. Состояние личности, группы или всего общества, находящихся на стыке разных культур.

Задание 2

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. Современная Украина – общество с закрытой стратификацией?    
2. В закрытом обществе контроль за соблюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом?    
3. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике, подчеркивающей статусную принадлежность?    
4. Эмигранты и иммигранты составляют социально-территориальную структуру общества?    
5. Социально-демографическая структура включает в себя общественные организации и политические партии?    
6. Низший высший класс состоит из недавно разбогатевших индивидов?    
7. Мелкая буржуазия характеризуется наличием и управленческих функций, и собственности на средства производства?    
8. Мобильность – это перемещение людей в обществе?    
9. Повышение квалификации – пример горизонтальной мобильности?    
10. Политические изменения, государственные перевороты, революции и войны могут изменить статусы огромных масс людей помимо их воли и желания?    

Задание 3.

Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность - это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива? Объясните свой выбор (письменно).

Задание 4.

Вспомните, что такое социальная мобильность и проанализируйте, к какому виду социальной мобильности (горизонтальной или вертикальной) можно отнести тот или иной социальный процесс. Объясните свой ответ (письменно):

1. студент, ощущая социальный дискомфорт в группе, переходит с разрешения деканата в другую группу;

2. студент, получив три двойки на экзаменах, отчисляется из университета;

3. студент за отличную учебу и активную общественную деятельность награждается именной стипендией и выбирается в совет университета;

4. студент, работая официантом в свободное от учебы время, переходит на работу в другой ресторан, потому что он расположен ближе к дому;

5. студент выпускного курса, работая в свободное от учебы время по плавающему графику в одной из фирм менеджером-стажером, получив диплом специалиста, зачисляется в этой фирме менеджером;

6. студент выпускного курса по результатам рейтинга за все время обучения среди 28 студентов получает 17 место, и, в результате, лишается права поступления в магистратуру, про которую мечтал с первого курса.

Задание 5.

Определите к каким историческим типам закрытых и открытых стратификационных систем относятся приведенных ниже общества:

1. Древняя Греция.

2. Киевская Русь Х в.

3. Россия ХVIII-XIX вв.

4. Советская Украина.

5. США В ХХ в.

6. Древний Египет.

Задание 6.

Разделите следующие параметры, действующие в современном украинском обществе, на 2 группы - номинальные и ранговые: раса, образование, власть, этническая принадлежность, вероисповедание, язык, административная должность, происхождение, политическая ориентация, возраст, престиж, доход, богатство.

Ранговыми являются те социальные характеристики, на основе которых происходит распределение людей в системе стратификации, а номинальные параметры служат только для описания различий между группами. Объясните свое мнение (письменно).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал