Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания участникам игры.
Задание группе «учёных» – выделить характерные черты научного мировоззрения, научной картины мира на основе определения науки как системы рациональных, логически обоснованных знаний. Цель науки – это достижение объективной истины, то есть знания, адекватного окружающему миру, на основе человеческого разума. Ø Главная задача науки – выявление объективных законов мира. Ø Важный принцип науки – объективность, т.е. максимальная независимость знания от воли и сознания человека. Ø Наука ориентирована на применение своих достижений в практике, на творческое преобразование мира. Ø Наука непрерывно воспроизводит и самообновляет свою систему знаний: понятия, теории, гипотезы, законы (т.е. свой концептуальный аппарат). Ø Наука использует в качестве инструментов познания как материальные (приборы, оборудование), так и духовные (формальная логика, диалектика, системный, синергетический и другие общенаучные методы) средства. Ø Для науки характерно наличие строгой доказательности, обоснованности, достоверности выводов, с одной стороны, и догадок, гипотез – с другой. Ø Объектом исследования науки являются и сами методы, средства, приемы познания мира. Современная научная картина мира Представление о механической, жестко детерминированной Вселенной (ньютоновская, картезианская картина мира) под влиянием теории относительности сменилось новой картиной мира, в которой: Ø пространство не трехмерно; Ø время не линейно, не однородно, и его ход не равномерен; Ø представления о материи как атомах и пустоте сменились на теорию возникновения частиц из находящегося в состоянии динамики энергетического поля; Ø принцип жесткого детерминизма уступил место принципу первичной динамической неопределенности; Ø все существующие системы мутируют в направлении большей сложности; Ø Вселенная едина во всех своих пластах; она развивается и восходит на новые ступени бытия. Задание группе Теологов – религиозная картина мира. Ø Религия – это тип мировоззрения и образ жизни людей, основанный на вере в существование Силы (Бог, Дух) или сил сверхъестественных, господствующих над миром и человеком; вера в возможность общения с ними через жертвоприношение и молитву. Ø Цель теистической религии – спасение души человека, обретение им бессмертного блаженства в Боге. Ø Основа познания Бога и Мира – божественное откровение, разум; человек слаб и, в лучшем случае, разум заводит человека на путь гордыни, заблуждения и зла. Ø Бог – это личный абсолют. В христианстве Бог – единое существо (сущность), но проявляется в трех ипостасях – Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, которые нераздельны. Ø Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: все происходит по Воле Бога. Создав человека, Бог наделил его свободой воли: стремиться к Богу как к своему Бессмертному, дающему вечную жизнь началу или предаваться злу. Не обладая свободой воли, человек был бы бездушным механизмом. Ø Пространство в религии двустороннее: наряду с видимым человеком миром, существует и потусторонний мир, населенный сверхъестественными силами. Существует иерархия сил, во главе которой стоит Бог. В этом же мире находятся рай и ад. Ø Время в христианстве линейно. История – это путь, выстроенный и направленный Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа, а затем второе пришествие и Страшный Суд, после которого мир преобразуется, наступит вечное Царствие Христа. Задание группе философов – определить черты различия и сходства между наукой и религией; проанализировать их противоречивое взаимодействие. 1. Наука и религия являются способами познания мира. Причем их базовые познавательные установки тесно связаны друг с другом. Ø Научное знание не основано полностью на экспериментальной или теоретической доказательности. Ø Целый ряд положений в науке принимается на веру в качестве аксиоматической базы, поскольку они считаются очевидными для познающего разума. Ø В свою очередь, религиозное мировоззрение не сводится лишь к принятию на веру определенных установок. Ø Религиозные идеи также представляют собой систему обобщенного знания, опирающегося на определенные способы доказательности и рациональной аргументации. Рациональное обоснование религиозных положений в системе вероучения получило название теологии и богословия. Ø И религия, и наука стремятся объяснить все явления в мире, хотя и с различных исходных позиций. 2. Наука опирается на разум в познании мира. Религия также в определенной степени апеллирует к человеческому разуму, подчеркивая самоочевидность тех или иных постулатов, религиозных предписаний. 3. Наука систематизирует, обогащает знание о мире. В свою очередь, религиозное вероучение является строго определенной системой представлений. 4. И наука, и религия стремятся влиять на поведение людей, регулировать направленность социокультурного развития. Не менее значительны и различия между наукой и религией. 1. Религиозное знание основано на вере в существование сверхъестественного мира, на вере в Бога, определяющего развитие природы и человека. Главным источником религиозного мировоззрения выступает откровение, т.е. сверхъестественное знание, данное человеку свыше. Научное познание основано на разуме человека, на его рациональных познавательных способностях. Источник научного знания – представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. 2. Если наука исследует реально воспринимаемое и непротиворечиво мыслимое бытие, то религия выделяет в изучении мира, в первую очередь, то, что связано со смыслом нашего существования. 3. Наука рациональным и опытным путем познает мир, законы его развития, чтобы объяснить, как устроен мир, как он функционирует и развивается. Религия отвечает на вопрос, почему мир устроен именно так, а не иначе, в чем смысл и цель человеческого бытия. Осмысливая эти вопросы, религия направляет человека к идее Творца мира, Бога. 4. В практическом плане наука ориентирована на познание и преобразование мира для удовлетворения материальных потребностей человека, для обустройства его материального существования. Религия стремится дать человеку представления о долженствующем, о Боге, о добре и зле, о нормах человеческих взаимоотношений, об отношении человека к Богу, к миру, природе. Таким образом, наука изучает сущее, религия говорит о должном. 5. Научное познание ограниченно, оно связано с данным уровнем развития средств познания и накопленного опыта. Наука не дает ответа на важнейшие вопросы человеческого бытия. Эти вопросы освещает религия. Причем осознание человеком ответов связано не с экспериментальным подтверждением, а с универсальной, хотя и глубоко индивидуальной спецификой человеческого переживания. Так, осознание человеком опасности, скрытой в неконтролируемом прогрессе науки, стремление поставить науку под социокультурный, нравственный контроль подчеркивает важность взаимодействия религии и науки. Религия способна дать нравственные ориентиры деятельности ученых, а также своевременно указать на опасность тех или иных научных исследований, выявить гуманитарные проблемы, заложенные в развитии науки. Примерные выводы, которые должны прозвучать в ходе обсуждения: Ø Оценивая отношения религии и науки в современном мире, можно отметить, что они взаимодействуют по принципу взаимодополнительности формально-рационального и интуитивно-этического способов познания и освоения мира. Для культуры сегодня необходимо взаимодействие, взаимодополнение и равновесие науки и религии как единство веры и знания. Ø В современных условиях отчетливо проявляется и разрушительные тенденции прогресса науки. Создание оружия массового уничтожения, обострение глобальных проблем современности в результате развертывания НТР, проникновение науки в тайны человеческой психики и наследственности, развитие генной инженерии, попытки клонирования живых существ, в том числе, и человека особенно остро ставят перед обществом вопрос о необходимости гуманизации процесса развития науки. Смысл гуманизации науки заключается в соответствии научного прогресса социокультурному, нравственному измерению. Научные достижения и знания должны использоваться только на благо человечества. Список литературы 1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд, перераб. и доп. М., 2002. 2. Катасонов В.Н. Два града. Диалог науки и религии. Калуга, 2002. Разд. I – II. 3. Культурология. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2002. Гл. IX. 4. Философия для технических вузов / Авт. колл. Голубинцев В.О. и др. Ростов-н/Д., 2001. Гл. 8-9. 5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений / под ред. Т.И. Кохановского. Ростов-н/Д., 2000. 6. Философия. Часть I. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2000. Гл. I. 7. Философия. Часть II. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2001. Гл. VI-VIII. СПОСОБСТВУЕТ ЛИ РАЗВИТИЕ НАУК И ИСКУССТВА МОРАЛЬНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧЕЛОВЕКА? (Полемика между Вольтером и Руссо в контексте глобальных проблем современности) Цель игры: усвоение понятий: прогресс, социальный прогресс, технический прогресс, прогресс в сфере искусства и морали; усвоение взаимосвязей технического прогресса и глобальных проблем современности; технического прогресса и демократии. Установка на проведение игры. Преподаватель должен объяснить студентам цель игры, раскрывая важность обсуждаемых вопросов не только для эпохи Просвещения, но и для дальнейшего существования всего человечества. Студентам должны четко уяснить позиции, которые они будут отстаивать, для чего надо познакомиться с рекомендованной преподавателем литературой и найти собственные аргументы для обоснования отстаиваемой точки зрения. Все участники игры должны понимать, что единственно правильного, тем более заранее заданного ответа на обсуждаемый вопрос не существует.
|