Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоги выполнения государственной комплексной программы по энергосбережению за 2006-2010 годы.






Респ. программой энергосбережения на 2006–2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137, поставлена задача добиться снижения энергоемкости ВВП в 2010 году по отношению к уровню 2005 года не менее чем на 31 процент при темпах роста ВВП 156 процентов.
Фактически ВВП в 2009 году по сравнению с 2005 годом вырос на 31, 9 процента, а с учетом прогноза на 2010 год его рост за 2006–2010 годы планируется на уровне 42 процентов. Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов (далее – ВПТЭР) в 2005–2008 годах увеличилось на 4, 3 процента, а в 2009 году в связи с экономическим кризисом уменьшилось на 4, 8 процента по отношению к 2008 году и на 0, 7 процента – по сравнению с 2005 годом. Уровень снижения энергоемкости ВВП за 2006–2009 годы составил 24, 8 процента.
Основным фактором, обеспечившим низкие темпы роста потребления ТЭР при значительном росте ВВП и, как следствие, снижение энергоемкости ВВП, явилась реализация мероприятий по энергосбережению. В рассматриваемый период ежегодно формировались и реализовывались региональные и отраслевые программы энергосбережения.

В настоящее время потенциал низкозатратных и краткосрочных энергосберегающих мероприятий практически исчерпан, получение значительной экономии ТЭР возможно при условии проведения технического переоснащения основных производств, замены энергоемкого оборудования, внедрения новых энергоэффективных технологий. Данные мероприятия требуют вложения значительных объемов финансовых средств и реализуются в течение более продолжительного времени.
В 2006–2010 годах в республике велась активная работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с актуальными задачами энергосбережения. Так, в сфере регулирования вопросов энергосбережения принято более 100 нормативных правовых актов различных органов государственного управления. Наиболее значимым в области законотворческой деятельности было принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства», которая существенно повысила статус вопросов, решаемых в сфере энергосбережения.

В то же время энергоемкость ВВП (по паритету покупательной способности) в республике в 1, 2–1, 9 раза выше, чем в Канаде, Финляндии, Швеции, Польше (страны со схожими климатическими условиями). Вместе с тем по прогнозу в 2010 году величина энергоемкости ВВП в Беларуси может составить 0, 27 т.н.э./тыс. долларов США (по паритету покупательной способности в ценах 2000 года). Эти данные свидетельствуют об эффективности принимаемых мер в Республике Беларусь в сфере энергосбережения.

34.Основные приоритеты и задачи республиканской программы энергосбережения на 2006-2010 годы.
При оценке современной социально-экономической ситуации в республике в Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы в числе важнейших проблем и факторов-ограничений экономического роста отмечается высокая энергоемкость выпускаемой продукции и недостаточная обеспеченность ТЭР (около 85 процентов энергоресурсов импортируется), что приводит к снижению конкурентоспособности белорусских товаров ввиду более высоких цен по сравнению с предприятиями Российской Федерации.
Приоритетные направления энергосбережения являются основой для проведения государственной политики в сфере энергосбережения в республике и ежегодно уточняются Комэнергоэффективности совместно с другими республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.Приоритетные технические направления реализовываются путем инвестирования энергоэффективных проектов в рамках отраслевых, региональных программ энергосбережения и перечня мероприятий по энергосбережению республиканского значения.
К приоритетным направлениям в области энергосбережения относятся:
Организационно-экономические направления
1. Разработка и принятие закона об использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.2. Усовершенствование нормативной правовой базы в сфере производства и использования местных видов топлива.3. Развитие новых рыночных механизмов финансирования энергосбережения в государственном секторе.4. Повышение эффективности механизма разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения.5. Совершенствование государственной экспертизы энергетической эффективности развития отраслей экономики и проектных решений.6. Обеспечение контроля за своевременным выполнением мероприятий, запланированных по результатам энергетических обследований. Развитие системы прогрессивных норм расхода ТЭР.7. Сертификация продукции по энергоемкости и энергопотреблению.8. Увеличение доли финансирования энергосберегающих мероприятий из средств инновационных фондов на возвратной основе.9. Создание условий для расширения использования банковских кредитов для реализации энергоэффективных инновационных проектов.10. Активное внедрение новых энергоэффективных технологий, оборудования и материалов, разработанных в рамках научно-технических программ.11. Внедрение повсеместного институционального и персонального стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из бюджетов, и в государственных организациях.12. Создание экономических и институциональных условий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для их последующего масштабного внедрения.13. Повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, а также информационного обеспечения деятельности по энергосбережению в Беларуси и иностранных государствах.
Технические направления
1. Внедрение новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики.2. Модернизация электрогенерирующих источников. Ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных. Создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива.3. Экономически целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения.4. Повышение эффективности работы тепловых сетей, оптимизация схем теплоснабжения. Передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс.5. Замена электрокотлов и электронагревателей с преимущественным замещением их котельными установками на местных видах топлива.6. Модернизация и повышение эффективности работы котельных.7. Внедрение регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой.8. Внедрение энергоэффективного оборудования в производстве и использование сжатого воздуха, холода.9. Автоматизация технологических процессов и внедрение автоматизированных систем управления потребления ТЭР.10. Внедрение систем непрерывного контроля за выбросами оксида углерода в атмосферный воздух на котельных мощностью свыше 50 МВт.11. Внедрение энергоэффективных светильников и автоматических систем управления освещением.12. Применение инфракрасных излучателей для локального отопления и в технологических процессах.

 

35. Направления повышения энергоэффективности как приоритетный составляющей ресурсосберегающей деятельности
Белорусская экономика характеризуется, с одной стороны, низкой энергоэффективностью (т.е. потреблением электроэнергии на единицу ВВП), а с другой – наличием достаточно высокого неиспользованного потенциала для сокращения издержек за счет снижения энергопотребления. Принимая во внимание необходимость уменьшения зависимости экономики Беларуси от энергоресурсов, поставляемых из России, проблема повышения энергоэффективности приобретает особую остроту.
Три направлений, повышения энергоэффективности. Однако следует отметить, что максимальный эффект будет получен только в случае если данные направления будут реализовываться в рыночной среде:
• Когенерация тепловой и электрической энергии является более энергоэффективной, чем раздельное производство каждой из них, при этом Беларусь обладает значительным потенциалом для когенерации. Принимая во внимание относительно низкие издержки производства тепла при когенерации, данный потенциал может быть наилучшим образом использован путем стимулирования оптовой конкуренции и связывания жилищно-коммунальных служб обязательствами предоставлять тепло, основываясь на наименьших издержках.
• Торговля эмиссиями в перспективе может служить существенным источником финансирования проектов, направленных на повышение энергоэффективности. Однако для привлечения так называемых «зеленых инвестиций» необходимо подтверждение экономической жизнеспособности проектов, на которые они будут направляться, что, в свою очередь, невозможно без проведения общей реформы энергетического сектора.

• Участие частного сектора является не только перспективным источником получения дополнительного финансирования, но также имеет большой потенциал повышения энергоэффективности, в случае если партнер из частного сектора нацелен на получение дополнительных доходов за счет снижения ценна энергию. Однако данный потенциал может быть реализован только в томслучае, если частному сектору будет позволено получать прибыль, что, в свою очередь, требует незамедлительного проведения рыночных реформ.

 

36. Оценка состояния мировой энергетики
Из всех отраслей хозяйственной деятельности человека энергетика оказывает самое большое влияние на нашу жизнь. Просчеты в этой области имеют серьезные последствия. Тепло и свет в домах, транспортные потоки и работа промышленности – все это требует затрат энергии.
Основой энергетики сегодняшнего дня являются топливные запасы угля, нефти и газа, которые удовлетворяют примерно девяносто процентов энергетических потребностей человечества.
Наиболее универсальная форма энергии – электричество. Оно вырабатывается на электростанциях и распределяется между потребителями посредством электрических сетей коммунальными службами. Потребности в энергии продолжают постоянно расти. Наша цивилизация динамична. Любое развитие требует, прежде всего энергетических затрат и при существующих формах национальных экономик многих государств можно ожидать возникновения серьезных энергетических проблем.
ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ На ГЭС в 63 странах мира вырабатывается 50 % всей электроэнергии и более, в том числе в 23 странах — свыше 90 %. Суммарная мощность гидроэлектростанций в мире составляет около 700 ГВт, а их годовая выработка — 2600 ТВт•ч.
К настоящему времени в мире освоено лишь 18 % технического и 28 % экономически оправданного для использования гидроэнергетического потенциала. Таким образом, остается еще не используемым экономический потенциал, на базе которого можно построить гидроэлектростанции суммарной мощностью 1800 ГВт и годовой выработкой электроэнергии 6400 ТВт • ч.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Общее мировое производство электроэнергии достигло 13700 ТВт•ч, из них 62% были выработаны на тепловых энергостанциях на органическом топливе, по 18% на АЭС и ГЭС, а остальные 2% на нетрадиционных возобновляемых источниках энергии.

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА Здесь наблюдается снижение темпов ввода новых генерирующих мощностей из-за сокращения темпов роста спроса на электроэнергию и негативного отношения к АЭС общественности ряда стран. Несмотря на это, атомная энергетика продолжает свое развитие, увеличивая вклад в общий электроэнергетический баланс мира. Кроме того, на основе научно-технического прогресса повышается уровень ее безопасности. В мире действует более 440 атомных энергоблока суммарной установленной мощностью 355 ГВт. Во многих странах мира атомная энергетика позволяет обеспечить необходимый уровень энергетической безопасности, располагать эффективной структурой топливно-энергетического баланса, не допускать чрезмерной зависимости от импорта органического топлива и электроэнергии.

 

 

37. Проблемы и перспективы развития мировой энергетики
Повышение интенсивности хозяйственной деятельности человека, определяемое прежде всего продолжающимся возрастанием численности населения на Земле, диктует необходимость дальнейшего развития энергетики. Основу производства энергии все еще составляет использование углеводородного сырья, что порождает серьезные экологические последствия. Важный социально-экономический аспект происшедших за последние годы изменений — значительное повышение цен на нефть и природный газ. Проблемы энергоснабжения приобрели ключевое значение для дальнейшего развития цивилизации на планете. В этой связи возникает необходимость комплексного анализа состояния и перспектив дальнейшего развития мировой энергетики, имея в виду возможности ее диверсификации, меры в области сокращения энергопотребления, повышение эффективности производства энергии и минимизацию негативных экологических последствий (переход от углеводородной к «чистой» энергетике).
Перспективы замены угля (или природного газа) возобновляемыми источниками энергии все еще остаются очень отдаленными. Более реальные перспективы связаны с разработкой и внедрением «чистых» технологий, в том числе технологии IGCC (Integrated Gasification Gas Combined Cycles) — интегрального комбинированного цикла газификации каменного угля, состоящей в трансформации каменного угля в газ, используемый как топливо для турбин, что обеспечивает значительное снижение выбросов в атмосферу.
Водородная энергетика В 1970-х гг. появились первые прогнозы практической реализации возможностей использования водородного топлива уже с целью разработки технологии водородной энергетики и соответствующей инфраструктуры для обеспечения широкого внедрения автомобилей с двигателями на водородном топливе к 2020 г. Несомненно, однако, что практическому осуществлению программы в области водородной энергетики должны предшествовать серьезные проработки, касающиеся широкого диапазона проблем — от первоначального производства водорода до способов его хранения, распространения и конечного использования в топливных элементах или другим образом. Таким образом, на пути к массовому внедрению водородного топлива остается целый ряд технических препятствий, преодоление которых потребует серьезных вложений и усилий на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий.
Возобновляемые ресурсы Вклад возобновляемых источников энергоресурсов в производство электроэнергии остается в целом незначительным. Среди возобновляемых источников энергии преобладает гидроэнергия, но по ряду причин перспективы ее дальнейшего использования крайне ограниченны. На следующем месте располагается (с большим отрывом) ветроэнергетика, характеризуемая высокой степенью роста. Производство энергии за счет геотермальных источников остается на низком уровне..

Хотя с экологической точки зрения использование возобновляемых источников энергии обладает бесспорными преимуществами, они никак не могут стать энергетической «панацеей», прежде всего ввиду их сравнительно высокой стоимости. Роль возобновляемых источников энергии в будущем зависит от их конкурентоспособности с невозобновляемыми источниками. Решение этой задачи невозможно без серьезной финансовой поддержки.

 

 

38. Роль, значение и состав топливно-энергетического комплекса РБ.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – межотраслевая система, включающая добычу, переработку разных видов топлива и производство энергии, их транспортировку, распределение и потребление.
ТЭК включает в себя предприятия:
основного (топливной и энергетической отраслей); вспомогательного (специализированного машиностроения и транспорта); обслуживающего (специализированные строительно-монтажные, ремонтные и др. предприятия) производства, а также систему управления.
ТЭК обладает районообразующей особенностью, которая выражается в том, что вблизи источников энергии складывается промышленность, развивается производственная и непроизводственная инфраструктура.
Для ТЭК Беларуси характерны следующие особенности:
Наличие в эксплуатации неэффективного оборудования, что влечет повышенный расход топливно-энергетических ресурсов (более 50% оборудования морально устарело и отработало свой ресурс); Изменение структуры потребления энергетических ресурсов в силу уменьшения доли промышленности и увеличения доли коммунально-бытового сектора и сельского хозяйства; Зависимость от поставок топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) из одной страны(82% ТЭР поступает из России), что ставит уровень внутренних цен в зависимость колебаний их на внутрироссийском рынке; Недостаточно эффективная политика в области энергосбережения (энергоемкость ВВП в 2-4 раза превышает аналогичный параметр для стран ЕС). Правда, за последнее десятилетие энергоемкость ВВП имеет тенденцию к снижению; Высокий уровень монополизации в отраслях ТЭК, что ведет к необходимости жесткого государственного регулирования.
Наиболее острой проблемой развития топливно-энергетического комплекса является низкая обеспеченность Беларуси топливно-энергетическими ресурсами. С развитием народного хозяйства снижалась доля местных видов топлива, расширялся ввоз ТЭР извне.
Потенциально, кроме России, поставщиками ТЭР могут быть страны Ближнего Востока и Норвегия. Но в обозримой перспективе, по-видимому, основным поставщиком нефти и газа останется Россия, тем более, что через республику проходят три магистральных газопровода и один нефтепровод.
В настоящее время в Беларуси четко проявляется тенденция повышения удельного веса электроэнергетики. Это обусловлено в первую очередь ростом тарифов на электро – и теплоэнергию в результате резкого повышения цен на топливо (газ, мазут) и снижения объемов переработки нефти.

Топливная промышленность представляет собой совокупность отраслей промышленности по добыче и переработке разных видов топлива. Ее развитие в Беларуси базируется на местных видах топлива и импортируемых ресурсах.

 

 

39. Основные направления энергетической политики и тенденции развития топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь.
Основные направления развития отраслей топливно-энергетического комплекса (тэк) нашей страны определены директивой Президента Республики Беларусь №3 «экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; концепцией энергетической безопасности комплексной программой модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года.
Приоритетами развития организаций Минэнерго являются развитие и модернизация энергоисточников за счет внедрения высокоэффективных парогазовых технологий на действующем энергооборудовании, строительства новых парогазовых блоков, повышение эффективности за счет модернизации, установки паровых и газовых турбин в действующих котельных и преобразование их в мини-ТЭЦ; вовлечение в баланс ядерного топлива, каменного угля и местных видов топлива; наращивание объемов хранения природного газа; наращивание экспортных и транзитных возможностей; газификация страны; организация собственного производства.
Важнейшей задачей развития электроэнергетической отрасли на ближайший период является повышение эффективности энергетического производства за счет модернизации основных производственных фондов белорусской энергосистемы с применением новейших, в основном парогазовых технологий, а также ввода в топливно-энергетический баланс местных энергоресурсов.
Значимыми событием в энергетике республики является реконструкция Минской ТЭЦ-3 Это позволит повысить надежность энергоснабжения Минска, улучшит его экологическое состояние в связи с сокращением выбросов вредных веществ в атмосферу при производстве энергии, позволит ежегодно экономить около 130 млн. куб. метров природного газа и сократить затраты на закупку
С целью увеличения использования местных топливно-энергетических ресурсов будут построены две мини-ТЭЦ: г. Речица и в г. Пружаны а также Гродненская ГЭС на реке Неман.
В целях оптимизации топливно-энергетического баланса страны предусматривается сооружение к 2019 году атомной электростанции (первого энергоблока – 2016 году), а также строительство к 2015 году Зельвенской ТЭС работающей на каменном угле. В настоящее время завершается этап подготовительных работ и начинается практическая реализация проекта строительства АЭС – в республике создана необходимая инфраструктура для развития
ядерной энергетики, выбран проект атомной станции.

Повышение надежности и энергоэффективности работы отраслей станет существенным вкладом в обеспечение энергетической безопасности Республики Беларусь.

 

 

40. Концепция энергетической безопасности РБ и Директива № 3 – основа реформирования энергетической политики.
Принятая в 2007 году Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства» стала для правительства основным программным
документом по стабилизации и дальнейшему развитию нашей экономики.
Фактически в директиве поставлена задача развернуть все белорусское общество к проблемам энерго- и ресурсосбережения, так как значительные резервы сбережения энергетических и материальных ресурсов есть в каждой сфере нашей жизни.
Для реализации положений директивы Советом Министров утверждены план соответствующих мероприятий, перечень инновационных и инвестиционных проектов, программа развития в области энергосбережения.
Кроме того, в целях комплексного решения вопросов энергосбережения и экономии ресурсов в области производства, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, социальной сферы выработаны и доведены на места комплексные единые подходы и требования к реализации директивы.
Вопросы развития энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, энергоемких отраслей промышленности регулярно рассматриваются на заседаниях
Совета Министров и его президиума. Ежемесячно республиканской комиссией по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию рассматриваются вопросы выполнения государственными организациями установленных заданий по энергосбережению, увеличению объемов использования местных видов топлива и вторичных энергоресурсов. Организована разработка технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в основном гармонизированных с международными и европейскими стандартами.
Правительством налажена системная работа по экономии всех видов ресурсов в регионах. Облисполкомами, Минским горисполкомом разработаны региональные программы по реализации директивы. Программы энергосбережения разработаны и на уровне райисполкомов.
Для принятия оперативных решений Госстандартом реализуется система мер по повышению эффективности контроля за ходом осуществления мероприятий по энергосбережению, увеличению объемов использования местных видов топлива, вторичных энергоресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Заместители главы правительства контролируют решение данных вопросов в ходе регулярных поездок по регионам.

С момента принятия директивы прошло три года. За этот период в стране в целом созданы организационные условия для реализации ее требований. В частности, в развитие директивы доработан ряд нормативных правовых документов: Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь и комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы.

41. Цель, задачи, принципы государственного управления в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности
Основная цель - рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Беларуси и снижения энергоемкости ВВП.
Основной задачей является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах белорусской экономики, в том числе за счёт:
• запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Беларуси;
• реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
• осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
• разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
•приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
• создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
•повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
•осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
• создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
• реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
• информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
•обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

• создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

42. Объективная необходимость и предпосылки перехода к альтернативной энергетике
Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии района.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов с всё нарастающей остротой показывают неизбежность перехода к альтернативным источникам энергии. Они экологичны, возобновляемы, основой их служит энергия Солнца и Земли. К тому же возобновляемые энергоресурсы распределены относительно равномерно.
Актуальность и важность скорейшего перехода к АИЭ можно рассматривать в нескольких аспектах:
• Глобально-экологический: сегодня общеизвестен и доказан факт пагубного влияния на окружающую среду традиционных энергодобывающих технологий (в т.ч. ядерных и термоядерных), их применение неизбежно ведет к катастрофическому изменению климата уже в первых десятилетиях XXI веке.
• Политический: та страна, которая первой в полной мере освоит альтернативную энергетику, способна претендовать на мировое первенство и фактически диктовать цены на топливные ресурсы;
• Экономический: переход на альтернативные технологии в энергетике позволит сохранить топливные ресурсы страны для переработки в химической и других отраслях промышленности. Кроме того, стоимость энергии, производимой многими альтернативными источниками, уже сегодня ниже стоимости энергии из традиционных источников, да и сроки окупаемости строительства альтернативных электростанций существенно короче. Цены на альтернативную энергию снижаются, на традиционную - постоянно растут;
• Социальный: численность и плотность населения постоянно растут. При этом трудно найти районы строительства АЭС, ГРЭС, где производство энергии было бы рентабельно и безопасно для окружающей среды. Общеизвестны факты роста онкологических и других тяжелых заболеваний в районах расположения АЭС, крупных ГРЭС, предприятий топливно-энергетического комплекса, хорошо известен вред, наносимый гигантскими равнинными ГЭС, - всё это увеличивает социальную напряженность.

• Эволюционно-исторический: в связи с ограниченностью топливных ресурсов на Земле, а также экспоненциальным нарастанием катастрофических изменений в атмосфере и биосфере планеты существующая традиционная энергетика представляется тупиковой; для эволюционного развития общества необходимо немедленно начать постепенный переход на альтернативные источники энергии.

 

 

43. Оценка потенциала использования альтернативных источников энергии в мировой энергетике
Только альтернативные источники энергии, могут представлять реальную замену традиционным технологиям сегодня и в перспективе. Общее количество солнечной энергии, достигающее поверхности Земли в 6, 7 раз больше мирового потенциала ресурсов органического топлива. Использование только 0, 5 % этого запаса могло бы полностью покрыть мировую потребность в энергии на тысячелетия. Таким образом, потенциала солнечной радиации и ветровой энергии в принципе достаточно для нужд энергопотребления, как страны, так и регионов.
Валовой мировой потенциал геотермальной энергии в земной коре на глубине до 10 км оценивается в 18 000 трлн. т усл. топлива, что в 1700 раз больше мировых геологических запасов органического топлива.
Экологическая чистота установок возобновляемой энергетики может быть проиллюстрирована следующим примером. Одна установка (ветростанция, фотобатарея, малая ГЭС) мощностью 500 кВт в год вырабатывает не менее 1 млн. кВт.ч электроэнергии и тем самым предотвращает по сравнению с угольной станцией: эмиссию СО2 - 750-1250 тонн, двуокиси серы - 5-8 тонн, окислов азота - 3-6 тонн.

В результате анализа существующего состояния установлено, что по состоянию на конец 2000 г. общая установленная мощность АИЭ в мире составила по электроэнергии - 123 ГВт, по тепловой энергии - 230 ГВт (тепл.). А на конец 2010 г. установленная мощность составит соответственно 380-390 ГВт (эл.) и 400-420 ГВт (тепл.), т. е. установленная электрическая мощность возрастёт примерно в три раза, а тепловая - в два раза.

 

44. Виды, классификация, преимущества и ограничения в использовании возобновляемых и нетрадиционных источников энергии
К так называемым нетрадиционным источникам энергии относятся: тепло Земли (геотермальная энергия), Солнца (в том числе энергия ветра, тепла морей и океанов), а также «малая» гидроэнергетика: морские приливы и отливы, биогазовые, теплонасосные установки и другие преобразователи энергии. К недостаткам этих видов энергии можно отнести нестабильность, цикличность и неравномерность распределения по территории; поэтому использование солнечной и ветровой энергии требует, как правило, аккумулирования тепловой, электрической или химической. Однако возможно создание комплекса электростанций, которые отдавали бы энергию непосредственно в единую энергетическую систему, что дало бы огромные резервы для непрерывного энергопотребления.
Наиболее стабильным источником может служить геотермальная энергия. Энергоэффективность этого источника уступает многим другим, но это нужно учитывать, что это восполняемый источник энергии. Для постройки подобной станции необходимы определенные геологические условия, так что геотермальные электростанции не могут быть повсеместными. Один из серьезных минусов при использовании геотермальных источников в целях получения энергии – возможная просадка грунта и даже землетрясения.

Одним из самых перспективных видов альтернативной энергии является энергия водорода (получаемая как в результате его сгорания, так и в результате реакции термоядерного синтеза). Но, к сожалению, человечество еще не освоило технологий контролируемого термоядерного синтеза, поэтому этот вид альтернативной энергии пока не может составить достойную конкуренцию энергии солнца и энергии ветра, а вот водород как топливный элемент ТЭС, возможно, вытеснит традиционные источники энергии.

 

 

45. Экономическая и экологическая оценка использования гелио-, ветро- и изотермальной энергии в РБ. К 2020 г. Беларусь собирается снизить энергоемкость ВВП с 400 до 210-220 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долл. ВВП и выйти по этому показателю на уровень Швеции. К 2010 г. в Беларуси планируется уменьшить энергоемкость ВВП не менее чем на 31% и выйти на показатель 280 кг нефтяного эквивалента на 1 тыс. долл. ВВП (уровень Канады). В 2015 г. энергоемкость ВВП должна снизиться не менее чем на 50%, в 2020 г. – не менее чем на 60% к уровню 2005 г. Но пока в Беларуси энергоемкость ВВП в 1, 5-2 раза выше, чем в развитых странах со сходными климатическими условиями.
Для первоначального этапа развития ветроэнергетики Беларуси определены 1840 площадок для строительства как одиночных ВЭУ, так и ВЭС с потенциалом более 200 млрд кВтч. Выявленные на территории Беларуси площадки под ветроэнергетику – это, в основном, гряды холмов высотой от 20 до 80 м с фоновой скоростью ветра 5 м/с и более, на которых можно возвести от 5 до 20 ВЭУ.
Выборочные обследования зон опытной эксплуатации ветротехнического оборудования на территории Беларуси показали, что при оптимальном выборе строительной площадки для возведения ВЭУ (на возвышениях и открытой местности, на берегах водных массивов и т.п.) окупаемость ВЭУ при среднегодовой скорости ветра 6-8 м/с укладывается в срок около 5 лет.
Наиболее эффективно обеспечивается использование современной зарубежной ветротехники на территориях зон со среднегодовыми фоновыми скоростями не ниже 4, 5 м/с на холмистом рельефе. К таким регионам относятся: возвышенные районы большей части севера и северо-запада Беларуси, центральная зона Минской области, включая прилегающие с запада районы, Витебская возвышенность.
Основными направлениями использования энергии солнца будут гелиоводоподогреватели (ГВН) и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве. Стоимость оборудования для жилого дома или коттеджа варьируется в пределах 900-3500 долл.

Отдельный интерес представляет пассивное использование солнечной энергии методом строительства домов “солнечной архитектуры“. Расчеты показывают, что количества энергии, падающее на южную сторону крыши домов площадью 100 кв.м на широте Минска, вполне хватает даже на отопление зимой. Размеры дешевого гравийного теплового аккумулятора под домом вполне приемлемы.

 

 

46. Основными направлениями в производстве энергии из биомассы являются:
• Отходы растениеводства• Биогаз из отходов животноводства• Дрова и древесные отходы
• Фитомасса
Использование отходов растениеводства в качестве топлива является принципиально новым направлением энергосбережения для Белоруссии. Общий потенциал отходов растениеводства оценивается до 1, 46 млн т.у.т. в год.
Отходы животноводства особенно интересны тем, что без дополнительных энергетических затрат можно получить экологически чистые высококачественные органические удобрения и вследствие этого пропорционально сократить энергоемкое производство минеральных удобрений. Применение биогазовых установок позволит существенно улучшить экологическую обстановку вблизи крупных ферм и животноводческих комплексов, а также на посевных площадях, куда в настоящее время сбрасываются отходы животноводства. Потенциально возможное получение товарного биогаза от животноводческих комплексов составляет 160 тыс. т.у.т. в год.
В климатических условиях республики с 1 га энергетических плантаций собирается масса растений в количестве до 10 т сухого вещества, что эквивалентно примерно 5 т.у.т. При дополнительных агроприемах продуктивность гектара может быть повышена в 2 раза. Из этого количества фитомассы можно получить 5-7 т жидких продуктов эквивалентных нефти. Наиболее целесообразно использовать для получения сырья площади выработанных торфяных месторождений, на которых отсутствуют условия для произрастания сельскохозяйственных культур. Площадь таких месторождений в республике составляет около 180 тыс. га, которая может стать стабильным, экологически чистым источником энергетического сырья в объеме до 1, 3 млн т.у.т. в год.
Отсутствие опыта массового использования фитомассы для энергетических целей не позволяет сделать оценку затрат и будущих цен на топливо, т. к. для этой цели потребуется разработка специальной техники, дорожная инфраструктура, перерабатывающие предприятия и т.д. Однако по укрупненным расчетам цена составит около 35 долл./т.у.т.

В качестве сырья для получения жидкого и газообразного топлива можно применять периодически возобновляемый источник энергии фитомассу быстрорастущих растений и деревьев. В климатических условиях республики с 1 га энергетических плантаций собирается масса растений в количестве до 10 т сухого вещества, что эквивалентно примерно 5 тут. При дополнительных агроприемах продуктивность гектара может быть повышена в 2 раза. Из этого количества фитомассы можно получить 5-7 т жидких продуктов эквивалентных нефти. Наиболее целесообразно использовать для получения сырья площади выработанных торфяных месторождений, на которых отсутствуют условия для произрастания сельскохозяйственных культур. Площадь таких месторождений в республике составляет около 180 тыс.га, которая может стать стабильным, экологически чистым источником энергетического сырья в объеме до 1, 3 млн. тут в год. Отсутствие опыта массового использования фитомассы для энергетических целей не позволяет сделать оценку затрат и будущих цен на топливо, т. к. для этой цели потребуется разработка специальной техники, дорожная инфраструктура, перерабатывающие предприятия и т.д. Однако по укрупненным расчетам цена составит около 35$/тут За счет названного источника к 2005 г. может быть получено не более 20 тыс. тут. Вопросы цены и объемов требуют уточнения после освоения опытных площадей, которые засеяны в Гомельской области.

 

 

47. Модели и механизм содействия продвижению возобновляемых источников энергии. Принципы их функционирования.
Национальные механизмы содействия отличаются друг от друга, так как поддерживают различные направления — энергетическую безопасность, трудовую занятость, снижение выбросов вредных веществ или различные технологии.

Национальные механизмы часто являются комбинацией различных видов регулирования, которые отражают специфические национальные и региональные условия. В первую очередь это механизмы стимулирования инвестиций в ВИЭ в сочетании с дотациями производителям электроэнергии или механизмы стимулирования спроса, например, задание квот.

Часто эти механизмы связываются с другими политическими инструментами, такими, как программы дотирования, займы, налоговые льготы, информационные кампании и т.д. Важным фактором является то, что ВИЭ многообразны по технологиям, экономичности, стадиям развития и прочим аспектам. Поэтому в разные моменты времени используется различное регулирование.

Применяемые в государствах — членах ЕС модели и инструменты содействия продвижению возобновляемых видов энергии прежде всего опираются на следующие положения:
• фиксированные тарифы, покрывающие издержки производителей электроэнергии за гарантированное время/количество электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование количества: обязательные квоты определяются для удельной доли производства или потребления электроэнергии от ВИЭ;
• тендерные подходы: некоторое количество электроэнергии от ВИЭ выставляется на тендер. Участникам тендера, предложившим самую низкую цену, выплачивается гарантированная дотация в течение установленного периода времени.

. Развитие ВИЭ в отдельных европейских странах позволяет сделать вывод о том, что на степень проникновения на рынок возобновляемых видов энергии большое влияние оказывают различные модели содействия.
Так, наиболее распространенным инструментом содействия ВИЭ в электроэнергетике Европы являются фиксированные тарифы электроснабжения. Гарантированные дотации позволяют независимым производителям подавать электроэнергию в сеть по установленному тарифу в течение определенного периода времени. Главным аргументом в пользу гарантированных дотаций является минимизация финансового риска для независимых производителей электроэнергии.

Инструмент продвижения ВИЭ прежде всего должен быть эффективным, действенным и применимым на практике. То есть он должен при незначительных административных усилиях создавать минимум расходов и порождать лишь в незначительной мере злоупотребления льготами, ведя при этом к существенному наращиванию мощностей ВИЭ. Такой инструмент должен использовать возможное снижение затрат, обусловленное массовым производством. Применение соответствующих инструментов позволяет предотвратить ущерб от ухудшения климата, устранить отрицательное влияние внешних факторов, а также повысить энергетическую безопасность.
Как показывает опыт ЕС, по сравнению с другими инструментами модели бонусов и квот приводят к более высоким ценам за киловатт-час от ВИЭ. Это связано с тем, что при регулировании с помощью квот едва ли могут быть подсчитаны фактические доходы, т.к. сертификаты имеют достойную цену лишь до тех пор, пока не достигается установленная квота. Например, если в год, обильный осадками и сильным ветром, производится много электроэнергии, получаемой гидро- и ветроэлектростанциями, то продажа сертификатов за часть этой электроэнергии едва ли сможет принести доход. Предприятие, эксплуатирующее ВИЭ, вряд ли сможет оценить необходимость строительства дополнительных мощностей для достижения квот и возможность продажи сертификатов. Эта неопределенность приводит к повышенным процентам по кредитам и требованиям к окупаемости инвестиций эксплуатационного предприятия. В то же время в системе электроснабжения с гарантированным тарифом вполне ясно, какую дотацию за киловатт-час получит эксплуатационное предприятие.

При рассмотрении эффективности всех моделей учитываются также затраты на операции, определяемые самим инструментом содействия. Для моделей квот и тендеров затраты велики. Это связано с трудоемкими механизмами контроля, выдачи сертификатов и проведения аукционов, а также ведения документации о выполнении квот и наложении санкций.

 

48. Оценка целесообразности и экономической эффективности развития ядерной энергетики в РБ Решение о создании АЭС зависит от многих факторов, среди которых стоимость производства электроэнергии от АЭС по сравнению с другими методами, мощность энергосистемы, технологические и экономические возможности для осуществления ядерной программы, степень зависимости от дефицитных или импортируемых видов топлива. Но основным фактором, определяющим для Беларуси будущее ядерной энергетики после чернобыльской аварии, является широкое общественное мнение. После аварий на АЭС «Три-Майл-Айленд» и Чернобыльской АЭС в Беларуси появилось настороженное и скептическое отношение общественности к перспективности ядерной энергетики. Стало очевидным, что безопасность выходит за границы безопасного развития ядерной энергетики.
Тем не менее, исходя из объективных факторов, можно утверждать, что в условиях острейшего дефицита органических энергоносителей в Беларуси, ядерная энергетика может рассматриваться в качестве реальной альтернативы. Несмотря на привлекательность, широко пропагандируемой идеи использования экологически чистых энергоносителей (солнце, ветер, геотермальные воды и т. п.), в будущем они не могут серьезно повлиять на структуру энергобаланса республики. К тому же эти источники энергии вовсе не безопасны для человека. Согласно оценкам [5], вероятность гибели людей при производстве электричества от АЭС в 25 раз ниже, чем на ветровых, и в 10 раз ниже, чем на гелеоустановках. Существенно также влияние экономических возможностей Беларуси и необходимости импортирования ею ядерного топлива. Хотя в республике имеется опыт создания и успешной эксплуатации для исследовательских целей действующего ядерного реактора (Институт проблем энергетики НАНБ, п. Сосны), однако после событий последовавших после чернобыльской аварии все работы в этом направлении были приостановлены, а реактор был демонтирован. Таким образом, реальная перспектива развития ядерной энергетики в Беларуси, по крайней мере, в технологическом и экономическом аспекте, может рассматриваться только в неразрывной связи с предстоящим экономическим этапом объединения Беларуси и России. С учетом этого важно учитывать тенденции, наметившиеся в ядерной энергетике России и других ядерных стран. Так в выступлении президента России на саммите тысячелетия были предложены инициативы по совершенствованию ядерной энергетики [7, 8] с проведением работ в рамках международной программы [9, 10]. В частности предлагается «… исключение из использования в мирной ядерной энергетике обогащенного урана и плутония» в «… интересах кардинального повышения эффективности нераспространения ядерного оружия» [7, 8]. По оценкам специалистов [10] в этом контексте подразумевается не вообще обогащенный уран или плутоний, а высокообогащенный уран с содержанием 235U 20-90% и материал, например, природный или обогащенный уран с высоким (выше 20%) содержанием плутония, то есть материалы, пригодные для использования в качестве ядерных боеприпасов. В выступлении также прозвучал тезис об «окончательном решении проблемы радиоактивных отходов» [7]. Это означает, что в перспективной крупномасштабной ядерной энергетике (такой, как, например, в рамках предстоящего экономического объединения ряда стран СНГ, включая союз России и Белоруссии) необходимо модифицировать добычу урана, ввести трансмутационный замкнутый топливный цикл и улучшить упаковку наиболее опасных нуклидов из числа отходов перед их окончательным захоронением.
Концепция вводит в ядерную энергетику:
• более высокий уровень безопасности (исключение аварий, требующих эвакуации населения);
• новую технологию обращения с ядерными и радиоактивными материалами для решения проблем экологии (достижения радиационной эквивалентности отходов и сырьевых материалов);
• техническое решение нераспространения делящихся материалов (исключение - выделение в чистом виде плутония, 233, 235U);
• приемлемый уровень экологичности (стоимость реакторов нового поколения не должны превышать стоимость современных быстрых ядерных реакторов).
Таким образом, в целом реализация предложенных задач, включая разработку естественно-безопасного реактора на быстрых нейтронах, позволит решить проблему длительного и безопасного энергообеспечения за счет ядерной энергетики.
Для ее успешного развития традиционно необходимо решение двух основных проблем:
• Первая - проблема обеспечения безопасного пути развития. Аспекты решения этой проблемы тесно связаны с вышерассмотренной концепцией, предложенной президентом России.

• Вторая проблема – это экономическая эффективность отрасли.

49. Зарубежный опыт, перспективы развития ядерной энергетики и термоядерной энергетики в мире.
В 30 странах мира функционирует 440 ядерных реакторов, из которых 104 — в США, 59 — во Франции, 54 — в Японии, 31 — в России, 19 — в Германии. (данные 2005) К 2050 прогнозируeтся увеличение мощностей мировой атомной энергетики вдвое. Это означает строительство нескольких сотен ядерных реакторов и соответствующее наращивание производства ядерного топлива.
Сегодня центр экспансии ядерной энергетики переместился в Азию. Это Китай, Индия, Япония, Северная Корея, Тайвань. Мировые тенденции наращивания ядерной энергетики обусловлены рядом объективных факторов. Одним из них является значительное подорожание органического топлива и истощение его мировых запасов. У ядерной энергетики есть экономические преимущества: полная себестоимость электроэнергии АЭС ниже, чем у ТЭС, а в структуре себестоимости немало приходится на капитальные затраты, что обуславливает незначительную зависимость от стоимости собственно топлива. Так, удвоение стоимости топлива приводит к таким показателям роста стоимости единицы выработанной электроэнергии: для АЭС — 9%
В целом мировой рынок испытывает хронический дефицит природного урана, что послужило причиной роста спотовых цен на это сырье в 2004 году более чем в два раза. К 2015 году ожидается полное израсходование добытых запасов урана.

Термоядерная энергетика в отличие от ядерной, обладает практически неограниченными запасами топлива. В настоящее время многими странами мира ведутся исследования которые в будущем сделают возможным сооружение термоядерных электростанций.

 

50. Механизм государственной поддержки ресурсосберегающей деятельности в РБ.
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:
— проведение государственной политики в сфере энергосбережения;
— осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
— повышения эффективности использования энергоносителей в результате внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов и др.;
— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
— оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
* осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
* разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
* приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
* создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
* повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
* осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
* создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
* реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
* информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области, включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров;
* обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии, подготовка кадров;
* создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30 процентов валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30 процентов), научно-технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20 процентов).

Программными документами, определяющими пути реализации потенциала экономии энергоресурсов в Республике Беларусь, являются Республиканские программы по энергосбережению, утверждаемые в установленном законодательством порядке Правительством Республики Беларусь на 5 лет. Ежегодно определяются приоритетные направления в сфере энергосбережения на текущий момент и ближайшую перспективу, разрабатываются и выполняются региональные и отраслевые программы мероприятий по энергосбережению.

 

51. Методы прямого и косвенного регулирования деятельности хозяйственныхных субъектов в области ресурсосбержния и повышения ресурсоэффективности.
Методы регулирования:
- Платежи за природопользование

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды различа­ют общее природопользование, которое является бесплатным, и специальное природопользование, осуществляемое на плат­ной основе. Платежи за специальное природопользование взи­маются в форме налогов, сборов (пошлин), других обязатель­ных платежей и арендной платы.
В соответствии со ст. 8 Общей части Налогового кодекса Рес­публики Беларусь с 1 января 2010 г. в составе республиканских налогов и сборов к сфере природопользования относятся:
-земельный налог;
-экологический налог;
-налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

-сбор при ввозе на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ

- Экономический стимулы комплексного использования природных ресурсов

Эффективность экономического механизма комплексного использования природных ресурсов во многих отраслях сейчас снижается из-за отсутствия стройной системы стимулирования повышения комплексности освоения ресурсов

В развитие этого подхода в разработана методика стимулирования комплексного и рационального использования полезных ископаемых, позволяющая в большей степени экономически заинтересовывать трудовые коллективы предприятий в эффективном использовании сырья. При определении степени выполнения реализации товарной продукции с учетом обязательств по ставкам предлагается попутную продукцию учитывать по номенклатуре и в объемах, распределяемых в централизованном порядке/

- Экономическое стимулирование экономии сырьевых и материальных ресурсов

Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает. К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

В современных условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности основного звена промышленности -- предприятия -- открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на зкономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.На предприятия, допустившие перерасход материалов (природных рссурсов), возлагается обязанность перечислить в бюджет двукратную стоимость израсходованных ресурсов в месячный срок по истечении квартала, в котором допущен перерасход. С момента совершения платежа в бюджет предприятие вправе потребовать возмещения убытков поставщиками и снабженческо-сбытовой организацией, поставка продукции которой с отступлениями от условий договора послужила причиной допущенного перерасхода и применения мер хозяйственной ответственности.

При использовании предприятием выделенных ему материальных ресурсов не по назначению оно уплачивает в бюджет трехкратную стоимость.

- Плата за природные ресурсы

в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов.

Эти виды платажей должны устанавливаться, как правило из расчета на единицу расходуемого (применяемого) природного ресурса (1 т погашенных запасов, 1 га земли, 1 м2 воды) и дифференцироваться с учетом рентообразующих факторов.

Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов (в пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами (санкциями) за нарушение установлснных нормативов и лимитов природопользования.

- Платежи за загрязнениеокружающей природной среды

Конкретная экологическая ситуация территории, на которой размещено предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем более загрязнена территория, тем выше должны быть установлены предельно допустимые уровни выбросов (сбросов) -- ПДВ (ПДС). Порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит определяется между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение определяются на основе двух видов нормативов платы: за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов; за превышение допустимых объемов выбросов.

К сожалению на современном этапе развитие рыночно- хозяйственных отношений значительно опережает развитие законодательной базы, в том числе это относится и к стимулированию рационального природопользования. Но все же не будем торопиться с пессимистическими выводами, ибо уже несколько лет ведется разработка соответствующей законодательной базы, да и в сознании людей постепенно меняется отношение к окружающей среде и необходимости ее охраны. Экономические и правовые рычаги защиты природной среды и предупреждения ее загрязнения, описанные в моем реферате являются важным фундаментом для дальнейшего развития экономико-правовых отношений в области экологической безопасности.

 

52. Источники и структура финансирования мероприятий ресурсосберегающей направленности
Создан и функционирует Республиканский внебюджетный фонд " Энергосбережение" для финансирования отдельных энергоэффективных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере энергосбережения.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 504 от 31. 03. 98г. " О мерах по экономическому стимулированию деятельности субъектов хозяйствования, направленной на сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов и освоение энерго- и ресурсосберегающих технологий" поручено банкам республики предоставлять льготные кредиты для реализации имеющих приоритетное значение для республики по энер-госбережению.
Разработан и утвержден порядок образования и использования средств этого фонда.
В Минстройархитектуры создаются фонд развития строительной науки и инновационный фонд, из которых также финансируются энергосберегающие мероприятия.
О МЕРАХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СТИМУЛИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОКРАЩЕНИЕ
ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ОСВОЕНИЕ
ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В целях создания экономических условий для эффективного использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий было предложено банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы предоставлять в установленном законодательством порядке льготные кредиты субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и подчиненности, для реализации имеющих приоритетное значение для республики мероприятий по энергосбережению.
Было разрешено субъектам хозяйствования, независимо от форм собственности и подчиненности, включать в себестоимость продукции (работ, услуг) в течение года после внедрения энерго- и ресурсосберегающих мероприятий стоимость сэкономленных топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов относительно фактического уровня их расходования (при соблюдении установленных норм или лимитов) на единицу продукции (работ, услуг) за год, предшествовавший внедрению указанных мероприятий, и аккумулировать данные средства в создаваемом этими субъектами хозяйствования фонде " Энерго- и ресурсосбережение".
Установить, что средства фонда " Энерго- и ресурсосбережение" носят целевой характер и используются только на:
финансирование работ по внедрению энерго- и ресурсосберегающих мероприятий и технологий.
Финансирование научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и технологий, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение в народном хозяйстве республики;
возврат банкам полученных на цели энерго- и ресурсосбережения кредитов и уплату процентов за пользование ими;
подготовку и повышение квалификации кадров в области энерго- и ресурсосбережения;
премирование работников за внедрение энерго- и
ресурсосберегающих мероприятий.
Использованные не по целевому назначению средства фонда " Энерго- и ресурсосбережение" взыскиваются в установленном порядке налоговыми и финансовыми органами в доход соответствующего бюджета в бесспорном порядке. государство, испытывая дефицит финансовых ресурсов в сфере реализации мероприятий по энергоэффективности, могло бы взять в союзники частный бизнес. Нет должного экономического стимула в использовании альтернативных источников энергии, а монопольное положение государства в сфере энергетики не позволяет задействовать механизмы конкуренции.
В соответствии с Законом Республики Беларусь " Об энергосбережении" от 19 июня 1998г., подписанным Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, энер-госбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в стране. Закон предусматривает основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения, включая:
- осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
- разработку государственных и межгосударственных научно-технических, респуб-ликанских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
- приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;
- создание системы финансово - экономических механизмов, обеспечивающих заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс не-традиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
- повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
- осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности про-ектных решений;
- создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энерге-тических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
- реализацию демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
- информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганду передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
- обучение производственного персонала и населения экономии топлива и энергии;

- создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

 

 

53. Энергоаудит: понятие цель задачи, организация, процедура проведения и его эффективность.
Энергоаудит или энергоаудит контроль – это обследование объекта энергопотребления, поиск нерационального использования энергетических ресурсов, определение параметров повышения энергоэффективности и составление бизнес-плана по приведению исследуемого объекта в энергоэффективный и энергетически целесообразный вид, с учетом всех вышесказанных пунктов. Цель энергоаудита — оценить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и разработать эффективн


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал