![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комплекты заданий для контрольных работ и методические рекомендации к ним
Контрольные работы являются неотъемлемой частью самостоятельной подготовки студентов-заочников, обучающихся по специальности «Политология». Студенты первого курса заочной формы обучения в соответствии с учебным планом обязаны написать контрольную работу по курсу «Отечественная история». По содержанию и оформлению контрольная работа должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. В идеале контрольная работа по истории должна быть итогом изучения и обобщения студентом рекомендуемой литературы по определенной теме, в которой он смог бы раскрыть свое умение отбирать и анализировать конкретный исторический материал, делать из него правильные выводы и обобщения. Рекомендуемый объем контрольной работы – не менее 12 листов ученической тетради в клетку. Оформление контрольной работы начинается с титульного листа, на котором указывается название министерства, вуза, кафедры, на которой она выполняется. В центре титульного листа помещается название контрольной работы. В правой части нижней половины титульного листа, как правило, указываются имя, отчество и фамилия автора работы, его курс и группа, домашний адрес с почтовым индексом. Все страницы должны быть пронумерованы. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер «1» на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным или написанным номером будет номер «2» на втором листе работы, на котором помещается план с указанием страниц, с которых начинаются параграфы. Отсюда следует, что основной текст работы начинается как минимум на третьей странице (листе). Номера страниц необходимо проставлять сверху в середине листа либо в правом верхнем углу листа (страницы), между номером и текстом желательно оставлять пустую строку. Заголовки следует располагать симметрично к тексту, между заголовками и текстом оставляется 3-4 пустых строки. В плане работы необходимо предусмотреть введение, в котором делается обоснование выбора темы, раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы. Далее следует основная часть, состоящая из параграфов, заключение, список литературы. Все вопросы плана повторяются еще раз непосредственно в самом тексте. Текст, расположенный между введением и заключением, является основной частью. Он должен быть разделен на параграфы. Деление на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему. Введение может быть изложено на двух страницах, а заключение на одной. Параграфы обозначаются знаком «§» и имеют свой номер. Параграфы следует выделять продуманно, то есть в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. При написании текста нужно следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы, то есть так называемая «красная нить». Следует постоянно контролировать соответствие содержания параграфов их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее необходимо либо вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения мысли. Следует постоянно проверять, носит ли аргументация логически стройный характер. Здесь можно воспользоваться таким правилом: в идеале каждый параграф и даже абзац должны быть такими, чтобы их можно было заменить тезисами. Желательно, чтобы конец каждого параграфа или абзаца имел логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф подведением определенных итогов, выводами, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы, которая последует в новом параграфе. Если контрольная работа не отпечатана на пишущей машинке или не оформлена на компьютере, ее можно представить и в рукописном варианте, но почерк при этом должен быть разборчив, ибо в противном случае преподаватель имеет право возвратить контрольную работу, не рецензируя ее. Рукописная контрольная работа должна быть выполнена темными чернилами (синими, черными, фиолетовыми) через строчку. Все дополнительные страницы должны быть приклеены или вшиты в тетрадь. Необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя. Правилом хорошего тона при оформлении контрольной работы является обязательная ссылка на использованные научные работы. В библиографических ссылках указывают произведения печати, упомянутые или цитированные в основном тексте, в которых автор нашел сведения о предмете, пояснительный и дополнительный материал. Ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, ее заголовка, места и года издания и номера страницы. Подстрочные сноски и примечания располагаются под строками основного текста и отделяются от него небольшой горизонтальной линией. Подстрочные примечания связываются с соответствующим местом основного текста арабскими цифрами, набранными мелким шрифтом. Нумерация подстрочных примечаний может быть как сквозной, так и постраничной. При работе над научным аппаратом важное значение имеет тщательное составление списка использованной литературы. Он может называться: «Список литературы», «Список основной использованной литературы», «Список использованной литературы и источников» и т.п. Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала по фамилиям авторов либо по названию сочинений, если автор не указан). Список литературы имеет порядковую нумерацию; это необходимо для формальной оценки объема изученного материала. Элементы библиографического описания книг (однотомников) располагаются в следующем порядке: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие книги; в) место издания; г) издательство; д) год издания; е) общее количество страниц. При описании многотомников указываются: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие; в) место издания; г) издательство; д) год издания; е) объем (количество томов). При описании отдельного тома из многотомного издания: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие; в) общее количество томов; г) место издания; д) издательство; е) год издания; ж) том и его номер; з) общее количество страниц. При описании собраний сочинений: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие произведения; в) после знака «//» дается описание книги. Если фамилия автора отдельного произведения и собрания сочинений или сборника одна и та же, то в описании книги ее опускают. При описании статей из сборника: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие сборника после знака «//»; г) сведения о редакторе или организации, ответственной за выпуск после знака «/»; д) место издания; е) издательство; д) год издания; е) номера первой и последней страниц статьи. При описании статей из журналов: а) фамилия и инициалы автора; б) заглавие статьи; в) заглавие журнала после знака «//»; г) год издания; д) номер выпуска; е) номера первой и последней страниц статьи. В описании источников следует сокращать названия городов: Москва, Ленинград, Петроград, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону (М., Л., Пг., СПб., Ростов н/Д), названия других городов не сокращают. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, слушатель обязан представить ее на повторную рецензию. 1. В России история как наука сложилась в: а) XVIII в; б) XIX в.; в) XX в. 2. Какой из перечисленных признаков не характерен для цивилизационного подхода к истории: а) учет экономических, социальных, духовных факторов в истории человечества; б) зависимость политического строя от господствующих экономических отношений; в) акцентирование внимания на человеке как главном критерии прогрессивности любого строя. 3. Что такое менталитет? а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; б) мышление, присущее людям определенной профессии; в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности. 4. Определите, по какому принципу подобраны исторические источники и уберите лишний, на Ваш взгляд: а) орудия труда; б) ювелирные украшения; в) дневниковые записи; г) предметы одежды. 5. Что предполагает принцип историзма при изучении истории: а) рассмотрение событий на конкретно-историческом фоне; б) рассмотрение факторов и событий во взаимосвязи друг с другом; в) рассмотрение факторов и событий в развитии; г) справедливо все перечисленное. 6. Византийские, немецкие и арабские авторы термином «Русь» называли сложившееся на рубеже VIII-IX вв. государственное образование в районе: а) Буга; б) озера Ильмень; в) Среднего Поднепровья; г) Прикарпатья; д) междуречья Оки и Волги. 7. Норманнская теория происхождения Русского государства появилась в: а) XII в.; б) XVI в.; в) XVIII в.; г) XIX в.; д) ХХв. 8. Выбор христианства в качестве официальной религии был предопределен: а) традиционными культурными связями Киевской Руси и Византии; б) наличием богослужебной литературы на славянских языках; в) отсутствием у православия стремления к политической власти; г) справедливо все вышеперечисленное. 9. Какое из событий произошло раньше: а) княжение Владимира Мономаха в Киеве; б) крещение Руси; в) разгром Хазарского каганата. 10. Продолжите фразу: «В 30-е гг. XII в. на Руси, во II половине XIV в. в Орде, в XI-XII вв. во Франции... а)... происходят народные восстания; б)... наступает феодальная раздробленность; в)... свирепствует голод. г)... происходит смена архитектурных стилей. 11. Назовите традиционную дату установления ига Золотой Орды на Руси: а) 1242 г.; б) 1240 г.; в) 1223 г. 12. Какая из русских земель в период раздробленности составила основу будущей российской (московской) государственности: а) Галицко-Волынская земля; б) Новгородская земля; в) Владимиро-Суздальская земля. 13. Какое из произведений древнерусской литературы отразило реальные события одного из походов русский князей на половцев в 1185 г.: а) «Песнь о Вещем Олеге»; б) «Слово о полку Игореве»; в) «Повесть временных лет»; г) «Задонщина». 14. Образование единого (Московского) государства произошло: а) раньше аналогичных процессов в Англии и Франции; б) в одно время с крупнейшими государствами Европы; в) позднее аналогичных процессов в Англии и Франции. 15. Какую причину русская историческая школа считала определяющей для появления в России самодержавия: а) внешнеэкономические условия, главным образом борьбу с монголо-татарским игом; б) экономические условия, в первую очередь сохранение патриархального хозяйства и крепостного права; в) ориентацию России на Восток и его формы государственного устройства. 16. Когда и в связи с чем в России утвердилась мысль о ее богоизбранности и мессианском предназначении: а) с принятия христианства в качестве религии на Руси около 988 г.; б) после захвата турками Константинополя в 1453 г.; в) с выходом страны к Балтийскому морю в 20-е гг. XVIII в. и провозглашением страны империей. 17. Общественно-политическая теория «Москва – третий Рим»: а) обосновала религиозное единство российской и древнеримской цивилизаций; б) подчеркнула этническое сходство российской и древнеримской цивилизаций; в) объявила Москву единственным оплотом православия. 18. Первый русский царь был венчан на царство в: а) 1547 г.; б) 1462 г.; в) 1533 г.; г) 1505 г. 19. При каком русском царе в России появилась сословно-представительные учреждения: а) при Борисе Годунове; б) при Иване Грозном; в) при Петре I. 20. Какая из перечисленных территорий вошла в состав России в XVI в.: а) Казанское ханство; б) Левобережная Украина; в) Камчатка. 21. Покровский собор (Собор Василия Блаженного) в Москве был построен в честь: а) победы на Куликовском поле; б) взятия Казани; в) освобождения от монголо-татарского владычества. 22. XVII в. в истории России – это: а) время окончательного закрепощения крестьян; б) эпоха крупных народных движений, в) время реформы культовой системы; г) справедливо все вышеперечисленное. 23. Церковная реформа патриарха Никона середины XVII в. была необходима для: а) упрочнения самобытности русской православной церкви, б) унификации церковных правил и обрядов; в) определения степени подчиненности церкви светским властям. 24. Раскол Русской православной церкви произошел в царствование: а) Б. Годунова; б) В. Шуйского; в) Михаила Федоровича; г) Алексея Михайловича; д) Петра Великого. 25. Из приведенных ниже событий XVII в. выберите то, которое относится к политике протекционизма: а) введение Новоторгового Устава в 1667 г.; б) воссоединение Украины с Россией в 1654 г.; в) проведение церковной реформы. 26. При Петре I в России: а) был сделан шаг на пути интеграции в европейскую систему, б) усилились элементы восточного типа цивилизации; в) справедливы оба высказывания. 27. Из достижений науки и просвещения России первой половины XVIII в. выберите не относящиеся к данному периоду: а) создание казенных общеобразовательных школ и специальных учебных заведений; б) введение гражданского алфавита; в) появление российской типографии. 28. В отечественной историографии деятельность Петра I оценивалась негативно: а) западниками; б) славянофилами; в) марксистами. 29. Русская православная церковь стала частью государственного аппарата в годы правления: а) Екатерины II; б) Петра I; в) Николая II. 30. Благодаря какому документу выходцы из «подлых» сословий в XVIII в. могли рассчитывать на получение дворянского титула: а) «Жалованная грамота дворянству»; б) «Табель о рангах»; в) Соборное Уложение 1649 г. 31. Теорию «крестьянской революции» развивали: а) кадеты; б) народники; в) западники; г) марксисты; д) либералы. 32. Кому принадлежала инициатива преобразований в России в 60-70 г. XIX в.: а) крестьянству; б) дворянству; в) монарху и либеральному чиновничеству.
|