Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая и частная риторика






§ 3. Риторика подразделяется на общую и частную. К общей риторике относятся общие принципы построения речи, которые не зависят от того, в какой сфере оратор выступает с речью. Частные риторики касаются специфики употребления этих общих принципов в определенной сфере общения. Действительно, несмотря на то, что в целом система работы над судебной речью совпадает с системой работы над политической речью, обвинительная речь прокурора не похожа на митинговую речь, а проповедь создается не так, как академическая лекция. Как писал Н.Ф. Кошанский: " Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. — Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель." [47, 8]

Все многообразие частных риторик объединяется в две ветви — гомилетику и ораторику. (см. об этом: [91]) Гомилетика предполагает возможность многократного воздействия оратора на аудиторию. К ней относятся церковное и академическое красноречие. В последнее время сюда же стали относить пропаганду в средствах массовой информации. Так, выступая с курсом лекций, преподаватель не обязан каждый раз сообщать задачу своего курса, показывать важность изучаемого предмета и т. п. Достаточно сделать это на первой лекции. Каждая следующая лекция вносит нечто свое в решение общей проблемы, является фрагментом в общей картине, создаваемой выступающим.

Ораторика рассчитана на однократное воздействие на аудиторию, поэтому каждая речь здесь должна быть достаточно завершенной (ср., например, судебную речь). Ораторика традиционно подразделялась на а) судебное, б) бытовое, в) социально-политическое красноречие. В наше время последняя ветвь весьма сильно разрослась, так что стало возможным разделить социально-политическое красноречие в свою очередь на административную риторику, дипломатическую риторику, парламентскую риторику и т. д.

Важно также обратить внимание на то, что бытовое красноречие вполне вписывается в предложенную схему, его специфика не настолько велика, чтобы выводить его совсем за рамки частных риторик, как это иногда предлагают. (Здесь ситуация похожа на положение в стилистике, где одно время предлагали вывести разговорный стиль из системы функциональных стилей. Однако каждый стиль имеет свою специфику, наличие уникальных черт у стиля не предполагает его исключения из общей системы).

Таким образом, в системе профессионального образования необходимо изучать соответствующую частную риторику, т. е. сосредоточиться на специфике создания речи исключительно в административной (судебной, политической и т. п.) сфере, предъявить систему соответствующих жанров речи и указать особенности построения каждого из них. Но поскольку учащиеся и студенты, как правило, не знакомы даже с основными законами построения речи, мы не можем пойти этим путем и вынуждены начать с рассмотрения общих принципов построения любой речи (т. е. общей риторики). Однако учебник построен с таким расчетом, чтобы стать начальным этапом для изучения частных риторик, ориентированных на профессиональное деловое общение.

Включение в название определения «современная» вызвано тем, что в последнее время усилилась тенденция возрождения античного и классического понимания как риторики в целом, так и отдельных ее категорий. В частности, предлагается возродить отношение к риторике как науке о создании и строении любой речи (в том числе художественной и научной литературы, фольклора, сценической речи и даже надписей на монетах и штампах), как было принято в античности. Однако очевидно, что филология (как и другие науки) прошла с тех пор огромный путь, и с выделением поэтики, стилистики, лингвистики текста и т. д. и т. п. риторика потеряла универсальный характер и не может претендовать на всю речь, а ограничивается изучением речи, созданной с определенной целью и адресованной конкретной аудитории. Ориентация риторических текстов на целесообразное воздействие на аудиторию делает их особым явлением среди текстов, что проявляется и в содержании (системе аргументации), и в построении (композиции), и в стиле (словесной оболочке), и в соответствующем способе произнесения. Поэтому некоторые виды речи полностью относятся к риторике (публичная речь, пропаганда, письма). Из других видов речи относится лишь то, что соответствует заданным риторикой условиям (документы, научные сочинения, массовая информация). А некоторые виды не относятся совсем (надписи на штампах и монетах, фольклор). Точное описание соотнесенности видов речи со сферой риторики еще предстоит сделать, однако общий принцип отграничения риторических текстов от прочей литературы определен уже сейчас совершенно четко. Именно поэтому, например, стихотворение " Белеет парус одинокий" должно быть признано нериторическим текстом, поскольку оно является средством самовыражения автора и не имеет целью непосредственное воздействие на определенную аудиторию; в то же время " На смерть поэта" может быть отнесено к риторике, поскольку в нем есть определенная задача (заклеймить позором убийц Пушкина) и виден конкретный адресат речи. Наука, занимающаяся общими проблемами специфики и построения речи, а также ее видами и формами, могла бы называться теорией словесности.

Наиболее актуальными и востребованными практикой в настоящее время являются административная, коммерческая и судебная частные риторики, однако соответствующие учебники до сих пор не разработаны. Осознание важности этого положения, наличие социального заказа, правда, способствовало появлению нескольких учебников по риторике, написанных однако специалистами по другим предметам. В этом случае чаще всего вместо систематического изложения материала имеем наборы правил и советов, списки приемов и типов без всяких комментариев и объяснения, как эти перечни должны быть использованы на практике. Так, в учебнике В.И. Андреева " Деловая риторика" [2]можно встретить " Правила для регулирования голоса, жестов и мимики" (С.104), " Правила деловой переписки" (С.66), " Приемы стимулирования внимания и интереса" (С.88), " Типы участников спора" (С.111) — причем ни в одном случае не указано, с какой целью эти приемы и правила предлагаются. Особенно интересны с этой точки зрения " Принципы и правила ведения спора" (С. 119), где умение вести дискуссию сводится к назидательным наставлениям. Однако сколько бы автор ни внушал " не спеша, шаг за шагом разрушайте спекулятивную и некорректную аргументацию" и " стремитесь аргументированно переубедить своего оппонента", эти советы останутся невыполненными, т. к. у аудитории именно нет умения строить аргументацию. Требуется не декларировать, а показать, научить, как нужно аргументированно переубеждать оппонента. Это же относится к большинству других советов: " Не бойтесь мыслить и действовать рискованно и неожиданно для вашего оппонента", " Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются" и т. п. Никому не приходит в голову заменить изучение геометрии советами типа: " не допускайте ошибок в решении задач", " хорошо решайте задачи", " правильно доказывайте теоремы". Каждому ясно, что если не было систематического изложения теоретического материала и не объяснена методика решения задач, то подобные советы ни к чему не приведут. Однако вполне возможно вместо научного описания принципов построения дискуссионной речи обнаружить " Десять правил ведения дискуссии-спора". (С. 163) На недопустимость подобного подхода к составлению «риторик» указывал еще в прошлом веке крупный теоретик судебной риторики П.С. Пороховщиков. Рассуждая о частях судебной речи, он писал: " Но в чем же должны заключаться эти основные положения? Когда говорят: само дело укажет, вы сами увидите, разве это ответ? Перед нами самый существенный из вопросов судебного красноречия — о чем надо говорить, и вместо определенных и ясных указаний нам отвечают: это так просто, что не требует пояснений. Это насмешка, а не ответ. Такое возражение может сделать только совершенно несведущий и неопытный человек." [96, 98]

И еще два замечания. 1) Разумеется, риторическими можно считать как письменные, так и устные тексты, соответствующие указанным критериям (созданные с определенной целью и адресованные конкретной аудитории). Однако для деловой сферы письменные тексты имеют совершенно отдельное, самостоятельное значение и рассматриваются в рамках " Информационного менеджмента" в разделе " Основы документоведения и делопроизводства". В юриспруденции всевозможная документация также изучается соответствующими специальными дисциплинами (гражданский процесс, уголовный процесс, криминалистика и т. д.). 2) Риторику интересует как монолог, так и диалог. Дискуссии о том, что из них первично, иногда напоминают споры о том, что появилось сначала: курица или яйцо. Понятно, что на вопрос, поставленный в такой форме, ответа нет. Однако если разбить проблему на части, ответ может быть найден. Для речевой культуры общества в целом первичен диалог. Как указывал М.М. Бахтин, любое высказывание — лишь реплика в непрерывном диалоге людей. Однако в учебных целях знакомство с риторикой необходимо начинать с монолога, поскольку диалог — это чередование монологов. Необходимо сначала научиться строить свое собственное высказывание, а уже потом говорить о правилах взаимодействия этих высказываний. Поэтому в настоящем пособии мы ограничиваемся лишь описанием принципов построения устной монологической деловой речи.

Научившись выступать с публичными речами, овладев всеми премудростями риторики, человек может приобрести над аудиторией огромную власть. Всегда ли во благо он будет ее использовать? Вопрос ответственности оратора перед обществом издавна волновал риторов, побуждая к уточнению роли этики в ораторской практике. Вот, например, что пишет по этому поводу Цицерон: " Часто подолгу размышлял я наедине с собой о том, добра ли более или зла принесло людям и государствам красноречие и глубокое изучение искусства слова. И в самом деле: когда задумаюсь о бедах, что терпит наша республика, и вспомню о несчастьях, что постигли самые цветущие города, везде вижу, что большею частию в бедах этих виновны люди речистые. Но когда, поверяя историей, восстанавливаю перед мысленным взором времена давно минувшие, вижу, как мудрость, а еще более — красноречие, основывают города, гасят войны, заключают длительные союзы и завязывают священную дружбу между народами. Так что по зрелом размышлении сам здравый смысл приводит меня к заключению, что мудрость без красноречия мало приносит пользы государству, но красноречие без мудрости зачастую бывает лишь пагубно и никогда не приносит пользы. Поэтому, если человек, забыв о мудрости и долге, отбросив и чувство чести и доблесть, станет заботиться лишь об изучении красноречия, такой гражданин не добьется ничего для себя, а для родины окажется вредоносным; если же вооружится он красноречием для того, чтобы защищать интересы государства, а не чтобы на них нападать, тогда станет полезен и себе, и своим близким, и разумным начинаниям в своем отечестве, и заслужит любовь сограждан." [107, 52]

Этот аспект, на самом деле, чрезвычайно важен и потребовал описания личностной парадигмы оратора, в которой определялись бы основные составляющие ораторской деятельности. Она включает этос, логос и пафос оратора. " Этос, логос и пафос существуют в любой публичной речи и являются ее объективными свойствами. Оратор вольно или невольно проявит в своей речи нрав, который будет импонировать аудитории или вызовет недоверие. Он обязательно приведет факты и рассуждения, которые убедят или будут оценены скептически. Речь непременно вызовет у слушателей чувства, благоприятные или препятствующие целям выступающего." [20, 6] Таким образом, этос — это нравственная (этическая) основа речи; логос — это идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос — это средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи). Вот что пишет об изучении этих категорий в общей и частной риторике А.А. Волков. Об этосе: " В общей риторике изучаются условия этической оценки образа ритора аудиторией по результатам речи. Смысловые позиции этой оценки, так называемые ораторские нравы, означают одновременно и нравственные задачи, которые ритор ставит перед собой"; о логосе: " В частной риторике изучаются приемы аргументации, свойственные конкретным видам словесности, например, аргументация богословская, юридическая, естественнонаучная, историческая. В общей риторике изучается метод построения аргументации в любых видах слова"; о пафосе: " Эмоции, которые ритор формирует в аудитории и эмоциональный образ речи взаимосвязаны. Они по-разному проявляются в конкретных формах словесности, но и роман, и философский трактат, и ораторская речь, и проповедь могут быть выдержаны в сентиментальном, романтическом, героическом духе и вызвать различные риторические эмоции — гнева, сострадания, патриотизма, солидарности и т. д. Но сентиментальная речь не может побудить аудиторию к решительным действиям, а героический пафос не способствует состраданию к ближнему. Это значит, что в общей риторике изучаются технические приемы создания литературного пафоса и риторических эмоций." [18, 17–18]

Описанию особенностей логоса и пафоса посвящен фактически весь раздел " Изобретение речи", поэтому остановимся здесь более подробно только на этосе.

Возвращаясь к рассуждению Цицерона, отметим, что из опасения обучить безнравственных людей способам воздействия на аудиторию, иногда призывают отказаться вообще от идеи преподавания риторики. С этим нельзя согласиться, потому что безнравственный оратор может ведь обучиться риторике и самостоятельно, а широкая аудитория в этом случае будет лишена возможности правильно оценить степень спекулятивности средств, применяемых говорящим. Наоборот, только широкое обучение риторике, воспитание сознательных слушателей может привести к нейтрализации безнравственных ораторов, к уменьшению степени их воздействия на аудиторию.

Основной критерий отличия нравственного оратора указал Н.Ф. Кошанский: " Красноречие всегда имеет три признака: силу чувств, убедительность и желание общего блага. Первые два могут быть и в красноречии мнимом; последний существенно отличает истинное красноречие." [47, 11] Таким образом, именно стремление к общему благу определяет оценку нравственно-ценностной ориентации оратора (этоса), которая проявляется во всем: в выборе темы речи, определении задачи общения, в предмете выступления, в отборе средств аргументации, в атмосфере встречи и т. п. Даже употребление приемов, которые логика считает софизмами, как мы увидим дальше, может принимать как спекулятивную, так и допустимую форму в зависимости от нравственной ориентации оратора. Через этос осуществляется воздействие внутреннего мира говорящего на внутренний мир слушателей.

В нашей стране долгое время деловые контакты в уп­равленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть админист­ративно-командной системы. Возможность предприни­мательской деятельности потребовала от начинающих биз­несменов умения находить партнеров, сотрудничать с ними, контактировать с чиновниками, то есть активно общаться. Отсутствие навыков делового общения не раз ставило в трудное положение даже того, кто в своей обла­сти считается профессионалом! А ведь общается каждый из нас постоянно. В чем своеобразие делового общения по сравнению с привычным нам приятельским, дружеским?

Обычно общением называют делового «...процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Из этого определения мы будем исходить в нашем курсе.

Общение в широком смысле слова не обязательно означает совместную деятельность. Взаимосвязь, кон­такт между людьми может реализоваться в понимании, сочувствии, сопереживании, как, например, в дружеских отношениях. Общением можно считать и красноречивое молчание влюбленных, и сцену безмолвного примирения супругов.

В узком же смысле слова общение — это взаимодействие людей, имеющих общие или взаимодопол­няющие интересы либо потребности. Потребностью на­зывают нужду, необходимость в чем-либо. Осознанные потребности представляют собой интересы человека. Например, потребность в переквалификации вызывает интерес к курсам, где обучают новым специальностям. Поступив на курсы, человек начинает общаться с пре­подавателями, слушателями и др.

Деловые контакты образуются между людьми, которых связывают интересы какого-либо определен­ного дела. Деловое общение всегда имеет целевую направленность. В отличие от дружеского, «деловое общение — это вид межличностного общения, направ­ленного на достижение какой-то предметной догово­ренности». Конечно, при этом деловые отношения не исключают дружеских, и наоборот. Хотя бывает и так, что как только друзья становятся деловыми партнерами, их отношения портятся. И обратное — из деловых отношений вырастает дружба.

В повседневной жизни мы окружаем себя теми людьми, которые нам приятны. В деловой — вынуждены общаться с теми, кто нам нужен. Прекрасно, когда это совпадает! Но так бывает далеко не всегда. И если в своей личной жизни мы можем перестать встречаться с приятелем, чем-то рассердившим нас, то в деловом мире контакты не прерываются по прин­ципу «не хочу — не буду». Хорошим работникам нередко прощают недостатки характера (замечено, кстати, что это охотнее делают руководители-муж­чины).

Важнейшая особенность делового общения со­стоит в том, что нужно уметь строить отно­шения с разными людьми, добиваясь максималь­ной эффективности деловых контактов.

Еще одна особенность делового общения: вступая в деловой контакт, мы должны отчетливо представлять, что партнера по общению интересует прежде всего то, насколько мы ему можем быть полезны. При этом при прочих равных условиях всякий предпочтет того, с кем приятно общаться, кому хочется пойти навстречу. Самое заманчивое для партнера предложение можно «про­валить» своим хмурым видом или невоспитанностью. Ну, а если самого делового предложения нет? Возьмем ха­рактерную ситуацию: молодая симпатичная женщина приходит по объявлению о проведении конкурса на дол­жность, связанную с работой с людьми. Ее спрашивают: «Почему вы пришли к нам?» Она доверительно, с при­ятной интонацией и милым выражением лица расска­зывает: «Я на своей работе так мало получаю! Живу одна с ребенком, муж давно алименты не платит. Я уже даже газеты не выписываю. Покупаю только иногда. Вот как раз купила, а там ваше объявление». «А работой с людьми вам приходилось заниматься?» — «Да нет, но, я думаю, попробую, может и получится. Все равно у нас на работе должно быть сокращение, боюсь, и меня сократят». Результат такой презентации нетрудно предсказать.

 

 

3. Понимание специфики делового общения приво­дит к мысли о том, что ему нужно учиться.

Что значит Одно из значений слова «культура» — «уровень развития какой- либо отрасли хозяйственной или владеть

Культурой делового общения умственной деятельности»

1.

Под культурой делового общения следует понимать высокий уровень умения общаться в деловом мире.

Из приведенного выше определения общения сле­дует, что культура делового общения предполагает:

1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать.

2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.

3. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на осно­ве обоюдных интересов.

Стороны делового общения взаимосвязаны: уме­ние правильно воспринимать и принимать партнера или аудиторию помогает найти нужные доводы, а владение ораторским искусством — их изложить. Все это необходимо для успешного делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответ­ствующий уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами обще­ния в деловом мире.

Пониманию сути делового общения способствует схема структуры общения (рис.1). Эта же схема уп­рощенно отражает процесс публичного выступления, который с полным основанием считается специфичес­ким видом делового общения. Ведь и в этом случае людей связывают общие интересы их дела. Аудиторию можно назвать коллективным собеседником. Благо­даря явлению подражания поведению людей в кол­лективе, а также реакции психического заражения аудитория часто ведет себя как один человек. Конеч­но, есть особенности в общении с единственным собеседником и коллективным. Но сам процесс об­щения в обоих случаях имеет одинаковую структуру.

воздействие

В общение вступают субъекты А и Б. Предполо­жим, А обращается к Б. Это может быть деловое пред­ложение, а если Б символизирует группу людей — сообщение или доклад. Воздействие А вызывает ре­акцию у Б. А учитывает реакцию Б и корректирует свою речь. Б снова реагирует, и общение продолжа­ется. О таком процессе говорят как о системе с об­ратной связью.

Вступая в контакт, А и Б хотят плодотворного вза­имодействия, определенного результата. В каком слу­чае субъект А добьется желаемого? Достаточно ли для этого просто предложить то, в чем нуждается парт­нер или аудитория? Практика показывает, что все­гда при прочих равных условиях предпочтение от­дается тому, кто обнаруживает высокий уровень умения общаться в деловом мире.

Глава 1

Понятие о культуре делового общения

Это значит, что партнер А:

1) является компетентным специалистом и про­изводит хорошее впечатление на своего партнера Б, имеет привлекательный имидж (блок 1 схемы);

2) подготовил такое деловое предложение или вы­ступление, которое способно заинтересовать партнера или аудиторию (блок 2 — удачное содержание выступления);

3) в совершенстве владеет ораторским искусст­вом, то есть смог найти наилучшую форму выраже­ния содержания своего сообщения для конкретных собеседников или аудитории (блок 3);

4) умеет правильно выбрать и объективно оценить партнера или аудиторию (блок 4).

5) ведет разговор при благоприятных условиях. Добиться цели в общении с партнером можно,

используя различные приемы психологического дав­ления. Называются они заманчиво, например: «Де­сять способов заставить партнера сказать «да»». По­добные советы часто встречаются в пособиях зару­бежных специалистов, начиная с Д. Карнеги. По сути они выражают взгляд на партнера как на некий объект, которым можно управлять в своих интере­сах. Такое отношение к партнеру отражает не луч­шие стороны некоторых представителей зарубежного бизнеса. Надо понимать, что результат общения — это не только нечто материальное: подписанный договор, заключение соглашения или сделки. Те чувства, с которыми расстаются люди после делового контакта, и те, что остаются в душе, — тоже результат, и немаловажный! Ведь они могут привести к тому, что контакты будут продолжаться или, увы, обо­рвутся...

Положительный результат процесса общения, яв­ляющегося подлинным взаимодействием, это еще и внутренняя удовлетворенность, ощущение радости от самого процесса общения, чего не добиться ника­кими манипулятивными техниками, одурачивающи­ми партнера на время контакта.

Встречаются бизнесмены, которые не могут похва­стать высокой культурой, но уверены при этом, что ведут себя «по Карнеги». Выглядит это порой трагико­мично. Вот зарисовка с натуры. Широко улыбаясь, в офис входит с иголочки одетый молодой человек. Сек­ретарь за компьютером не обращает на него ника­кого внимания. Он, не смущаясь, направляется пря­мо к ней. «Девушка, вы сегодня такая красивая!» Сек­ретарь не реагирует. Молодой человек извлекает из кармана шоколадку и шлепает ее на стол: «Это вам небольшой презент». Секретарь, наконец, поднима­ет глаза: «Вы, собственно, что хотите?» В разговоре выясняется, что по объективным причинам просьба посетителя не может быть удовлетворена. Улыбка мгновенно слетает у него с лица. Он протягивает руку, чтоб забрать свой «презент», но спохватывает­ся, зло оглядывается вокруг, сквозь зубы обзывает девушку и, шаркая ногами, уходит. Можно возра­зить, что так могут себя вести только невоспитан­ные «мелкие сошки». К сожалению, на более высо­ком уровне, когда внутренняя культура и уважение к партнеру отсутствуют, схема поведения примерно та же. Коммуникативные умения и профессиональ­ные знания, достойный внешний вид принесут на­стоящий успех деловому человеку только будучи по­множены на его высокие нравственные качества.

Подлинная культура делового общения пред­полагает и высокую этическую культуру, умение видеть в деловом партнере не только нужную тебе, но и интересную, полноценную личность.

Глава 7

Понятие о культуре делового общения

7 5

Принципам деловой этики и вытекающим из них правилам делового этикета посвящены многочислен­ные исследования наших и зарубежных специалистов (см. список рекомендуемой литературы в конце кни­ги). Первой и самой важной ценностью специалист по этике и психологии бизнеса профессор Ф.А. Кузин называет честность и порядочность в деловых отно­шениях. «Требование честности в бизнесе, — пишет Ф.А. Кузин, — вытекает из его природы. Обман не может служить основой для нормального экономичес­кого процесса... Сейчас без честности и порядочности в отношениях между промышленными предприяти­ями, банками, отдельными людьми цивилизованное предпринимательство просто невозможно. Миллионы тон нефти и нефтепродуктов, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются и покупаются на товарных и фондовых биржах За­пада на основе устных сделок без свидетелей.

Честность и порядочность были присуши и рус­скому купечеству. На Руси был известен обычай «бить по рукам», что означало формальное заключение сделки» 1. Грустно, конечно, что об этой традиции прихо­дится говорить в прошедшем времени. Сейчас мы переживаем эпоху первоначального накопления ка­питала, когда для многих предпринимателей получе­ние прибыли — вопрос выживания, со всеми вытека­ющими отсюда последствиями. «Отечественный биз­нес пока еще не стал цивилизованным. Подавляющая часть наших банкиров, биржевиков, промышленни­ков и других предпринимателей еще очень далека от следования принципам деловой жизни в цивилизо­ванном мире... Многие отечественные бизнесмены заботятся больше о своих карманах, чем о своей ре­путации. Отсюда случаи недобросовестного исполне­ния обязательств, пренебрежение интересами парт­нера, а иногда й откровенное стремление обмануть его», — с сожалением констатирует Ф.А. Кузин.

Однако не следует считать ситуацию безнадеж­ной: «Жизнь убеждает современных предпринимате­лей, что прочное процветание бизнеса возможно лишь при соблюдении этических норм, сформировавших­ся в ходе эволюции общества».

Хочется верить, что в недалеком будущем и на­шим бизнесменам будет присуща принятая во всем мире деловая обязательность, что и наши деловые лю­ди будут стремиться следовать формуле успеха запад­ных предпринимателей3:

преуспевание = профессионализм + порядочность

Другой основополагающий принцип деловых вза­имосвязей — терпимость, которая означает осозна­ние невозможности преодолеть «с наскока» слабости и недостатки партнеров.

Отметим также необходимость тактичности, спра­ведливости, требовательности к себе, принципиаль­ности и уважения к мнению других в деловых кон­тактах.

Говоря о культуре делового общения, имеют в виду и определенное «качество» общения, умение создать благоприятную атмосферу делового разговора, спо­собствующую взаимопониманию и взаимодействию.

Глава 1

Понятие о культуре делового общения

Из всех возможных способов передачи информации (с помощью общении жестов, мимики, пантомимы,

зрительного контакта) речь — самое универсальное средство, так как она позволяет точнее всего пере­дать смысл сообщения.

Речь в деловом

Выступление на совещании, заключение догово­ра, посредническая и рекламная деятельность — все это требует красноречия — умения ясно и убедительно выражать свои мысли. Косноязычному бизнесмену трудно сделать карьеру. Известный американский ораторовед Фрэнк Снелл призывает: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собесед­ники нарисовали ложную картину ваших способно­стей. Заставьте вашу речь работать на вас»1.

Особых знаний, умений и навыков требует искусст­во выступать публично — ораторское искусство. Сооб­щение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Безразличие — тоже сво­его рода реакция. Отклик на свои слова выступаю­щий читает по выражению лиц, позам, репликам. Он в свою очередь реагирует на настроение аудитории.

Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто. Великий римский оратор Цицерон заметил: «Красно­речие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и ста­раний». Эти слова никогда не утратят актуальности. Знание теории красноречия, изучение психологии людей, постоянная практика выступлений и упор­ная работа над словом — вот что дает возможность влиять на аудиторию или партнера.

Теоретические основы ораторского искусства мы находим в логике, психологии, лингвистике, этике. Знание прикладных особенностей этих наук по­зволяет правильно строить выступление, умело уп­равлять аудиторией, говорить образным, живым язы­ком, рационально готовиться к выступлению.

Постижение риторики, рожденной в Древней Гре­ции теории и практики ораторского искусства, ста­новится необходимостью.

Вопросы

1. Как вы оцениваете собственную культуру делового общения?

2. Кто из окружающих (либо всем известных) людей может служить для вас примером в деловом общении?

Задание

Проанализируйте сильные и слабые стороны своего умения общаться.

Логика в речи оратора

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал