Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ №15
1. Особенности возведения набрызг-бетонной и анкерной крепи в тоннелях, применяемое поддерживающее и подъемное оборудование. Технология крепления горных выработок — это совокупность приемов и операций по возведению инженерных конструкций, предназначенных для обеспечения устойчивого состояния подземных сооружений в течение всего срока их службы. Учитывая, что крепь горных выработок оказывает воздействие на протекание геомеханических процессов в породном массиве, вмещающем выработку, можно целенаправленно влиять на происходящие в нем процессы, устанавливая конструкции крепи на различном расстоянии от забоя выработки и через определенные промежутки времени после создания породного обнажения. Поэтому время и место установки крепи относят к важнейшим технологическим параметрам крепления горных выработок. Возведение набрызгбетонной крепи. Набрызгбетонную крепь возводят путем нанесения на обнаженную породную поверхность бетонной смеси под воздействием направленного воздушного потока. По способу подачи бетонной смеси к месту укладки набрызгбетонные машины делятся на два типа: для сухого и мокрого набрызгбетонирования. В первом случае бетонную смесь к месту производства работ обычно подают по трубопроводу в сухой смеси, а затворение ее водой перед укладкой производят в камере смешения бетономашины. Во втором случае к месту производства работ подают уже затворенную водой смесь, а нанесение ее на поверхность обнажения производят сжатым воздухом. Машины для сухого способа по конструктивным признакам разделяются на камерные, с шлюзовым (роторным) барабаном и шнековые. Технология работ по возведению набрызгбетонной крепи заключается в следующем. Цемент и инертные заполнители (песок, щебень) перемешивают в бетономешалке и загружают в машину для набрызгбетона в сухом виде. Сухая смесь сжатым воздухом транспортируется от машины по шлангу в сопло-смеситель, куда по шлангу поступает также вода. В дальнейшем увлажненная бетонная смесь с большой скоростью выходит из сопла-смесителя и наносится равномерным слоем толщиной 5-7 см на породную поверхность выработки. Таким образом, при возведении набрызгбетонной крепи в одном технологическом процессе объединяются приготовление и затворение смеси, перемешивание, транспортирование, укладка и уплотнение бетонной смеси. Набрызгбетонную крепь нередко применяют в сочетании с анкерами или анкерами с металлической сеткой.При возведении набрызгбетонной крепи применяют комплекс оборудования, позволяющий механизировать работы по транспортированию сухой смеси, загрузке ее в машину и подаче смеси к соплу. Такой комплекс оборудования изображен на рис. 10.17. В этом комплексе транспортирование смеси производят в специальных вагонетках с опрокидным кузовом, а загрузку машины осуществляют шнековым перегружателем. В качестве основного оборудования для возведения набрызгбетонной крепи используют машины БМ-68, БМ-70, ПБМ и др.Расстояние между торцом выходной насадки и породной поверхностью рекомендуется принимать в следующих пределах: на среднем участке вертикальной стенки (шириной около 1 м на расстоянии 0, 5—0, 8 м от почвы выработки) — 1, 1 — 1, 3 м, на нижнем и верхнем участках вертикальной стенки — 0, 9—1, 1 м, на кровле выработки 0, 7—0, 9 м. Угол встречи струи и бетонной смеси с закрепляемой поверхностью должен быть близким к 90°. Подачу смеси к соплу необходимо вести равномерно, без перерывов и пульсаций. Шланги и сопло периодически продувают сжатым воздухом. Нанесение бетонной смеси на вертикальную поверхность целесообразно производить прямолинейно, перекрещивающимися движениями, на своде выработки — круговыми. Толщина одного слоя зависит от сроков начала и конца схватывания и крупности заполнителей. При использовании обычных цементов (без добавок ускорителей) и мелкого заполнителя толщина одновременно наносимого слоя составляет на стенках 4—6 см (в кровле 2—3 см, «отскок» до 20%). При применении двухкомпонентных смесей на базе специальных быстросхватывающихся и быстротвердеющих цементов толщина одновременно наносимого слоя увеличивается в стенах до 8—10 см («отскок» 8-10%) и в своде до 5-6 см («отскок» 11 — 13%). В трехкомпонентных смесях на обычных цементах без химических добавок со щебнем крупностью до 10 мм величина «отскока» достигает 25-30%, а с фракцией крупностью до 20 мм — до 30-35%. В тех же смесях, но приготовленных на быстросхватывающихся цементах, величина «отскока» уменьшается в 1, 5 раза. Контроль за качеством кабрызгбетонных работ включает проверку качества исходных материалов (цемента, песка, щебня), соблюдение расчетной дозировки в процессе приготовления смеси, испытание образцов бетона на прочность и соблюдение технологии покрытия. Качество набрызгбетонного покрытия контролируют путем замеров толщины наносимого слоя и потерь материалов в виде «отскока». Проверку состояния набрызгбетонного покрытия производят при наружном осмотре и простукивании молотком. Глухой звук указывает на неплотное прилегание покрытия к породе. В этом случае отслоившаяся часть бетона должна быть обобрана и восстановлена повторным набрыз-гом. Покрытие, нанесенное на основе быстросхватывающихся цементов, через 10—15 мин теряет воду, поверхность приобретает блеск, образуется твердая корка, которая через 15—20 мин не разрушается при надавливании пальцем. Это свидетельствует о схватывании и приобретении прочности на сжатие не менее 0, 5 МПа. Возведение анкерной крепи. Анкерную крепь можно применять как временную, так и постоянную, в виде самостоятельной крепи, а также в сочетании с металлической сеткой, набрызгбетоном и металлическими и деревянными подхватами. Возведение анкерной крепи включает работы по бурению шпуров и установке анкеров. Бурение шпуров под анкеры производят электросверлами, телескопическими перфораторами и бурильными установками. Ручные электросверла применяют при бурении шпуров в слабых и средней крепости породах. Телескопические перфораторы применяют при бурении вертикальных шпуров в крепких породах. Перед началом крепления забой должен быть приведен в безопасное состояние: нависшие куски породы обирают, кровлю остукивают для выявления отслоившихся плит. Через отслоившиеся плиты бурение шпуров для установки анкеров недопустимо. Расположение и параметры (глубина и диаметр) шпуров должны строго соответствовать паспорту крепления, глубину шпуров при этом контролируют при помощи колец ограничителей, закрепленных на буровой штанге, или метки на ней. Глубина шпура должна быть на 5—7 см больше длины анкера с опорными плитами. Расстояния между анкерами в ряду и между рядами зависят от крепости пород, типа анкера, ширины выработки, их определяют расчетом. После установки и закрепления анкера производят их натяжку.
2. Порядок проведения испытаний взрывчатых материалов. Порядок выдачи разрешений на проведение испытаний взрывчатых материалов
7. Разрабатываемые взрывчатые материалы подвергают следующим видам испытаний: - контрольным испытаниям в экспертных организациях по безопасности работ в области взрывного дела, имеющих лицензию в соответствии с действующим законодательством, или на месте изготовления с обязательным участием разработчика и экспертной организации; - предварительным и приемочным или только приемочным в производственных условиях. Условия проведения предварительных и приемочных испытаний должны охватывать всю область применения взрывчатых материалов, заявленную в технической документации. 8. Контрольные испытания проводятся с целью определения соответствия разработанных взрывчатых материалов требованиям, установленным в технической документации, а также выявления возможности и целесообразности проведения предварительных и приемочных или только приемочных испытаний. 9. Для проведения контрольных испытаний организация-разработчик представляет экспертной организации следующую документацию: - комплект технической документации на взрывчатые материалы в соответствии с типом взрывчатых материалов; - акт-отчет с основными характеристиками нового взрывчатого материала и заключением комиссии о соответствии опытного образца технической документации. 10. Экспертная организация согласовывает с разработчиком взрывчатого материала показатели, по которым необходимо провести контрольные испытания, место их проведения, массу опытного образца (количество изделий). 11. Результаты контрольных испытаний взрывчатого материала оформляются актом и заключением экспертной организации о достаточности установленных в технической документации мер безопасности, возможности и целесообразности допуска взрывчатого материала к предварительным испытаниям или только к приемочным испытаниям с указанием условий и области применения. 12. Предварительные испытания взрывчатых материалов проводят в производственных условиях (в организациях-потребителях) или на специальных полигонах (в условиях, максимально приближенных к производственным) с целью определения их эффективности, уточнения области применения, необходимости разработки дополнительных мер безопасности и установления целесообразности проведения приемочных испытаний. 13. Приемочные испытания взрывчатых материалов проводят только в производственных условиях (в организациях-потребителях) для определения возможности получения разрешения на их постоянное применение. 14. В разрешении на проведение предварительных или приемочных испытаний взрывчатых материалов указываются условия, объем, сроки испытаний и, при необходимости, дополнительные меры безопасности. Разрешение направляется заявителю, организациям-потребителям, в которых будут проводиться испытания, и территориальным органам Госгортехнадзора России, осуществляющим надзор в организациях, на объектах которых будут проводиться испытания. 15. Для получения разрешения на проведение предварительных или приемочных испытаний заявитель представляет письмо-ходатайство каждой организации-потребителя, акт контрольных испытаний (акт предварительных испытаний, если они предшествовали приемочным), экспертное заключение, комплект документации в соответствии с типом взрывчатых материалов, программу и методику испытаний, разработанную организацией-потребителем, согласованную с разработчиком, экспертной организацией и, при необходимости, другими заинтересованными организациями. Перечень вопросов, которые рекомендуются для включения в программу и методику испытаний, указан в приложении 4. При этом масса опытной партии взрывчатых веществ, устанавливаемая в программе и методике испытаний, должна составлять: - для взрывчатых веществ, предназначенных для подземных работ при ручном заряжании шпуров и скважин, не менее 1 т на предварительные и 3 т на приемочные испытания; - для взрывчатых веществ, предназначенных для подземных работ при механизированном заряжании шпуров и скважин, не менее 30 т на предварительные и 100 т на приемочные испытания; - для предохранительных взрывчатых веществ не менее 1 т на предварительные и 3 т на приемочные испытания; - для взрывчатых веществ, предназначенных для открытых работ, не менее 100 т на предварительные и 300 т на приемочные испытания. Количество средств инициирования, зарядов и зарядных комплектов для прострелочных и взрывных работ масса опытной партии взрывчатых веществ для специальных работ устанавливается в программе и методике по согласованию с Госгортехнадзором России и экспертной организацией. 16. Предварительные и приемочные испытания проводят комиссии, образованные организациями, проводящими эти испытания. В состав комиссий должны также входить представители разработчика взрывчатых материалов, экспертной организации, выдавшей заключение, изготовителя взрывчатых материалов (по согласованию), территориального органа Госгортехнадзора России. 17. Результаты предварительных и приемочных испытаний оформляют актом. В акте испытаний комиссия дает рекомендации о возможности проведения приемочных испытаний (применения взрывчатых материалов в конкретных производственных условиях, согласовывает проект технической документации на взрывчатый материал) или с иным решением. В случае получения неудовлетворительных результатов экспертная организация обязана в акте изложить свои замечания. Форма акта приведена в приложении 5. 18. Если в процессе проведения предварительных и приемочных испытаний взрывчатых материалов выявится угроза безопасности проведения работ, то испытания должны быть прекращены, о чем экспертная организация обязана уведомить Госгортехнадзор России. 19. В тех случаях, когда испытания не закончены в установленные разрешением сроки, организация, проводящая испытания, вправе обратиться в Госгортехнадзор России с ходатайством о продлении срока их проведения, представив при этом данные о выполненных объемах и результатах работ с объяснениями причин невыполнения сроков. 20. Разработчик взрывчатых материалов на основании акта приемочных испытаний и экспертного заключения согласовывает технические условия с Госгортехнадзором России и регистрирует их в установленном порядке.
3. Понятие компетенции. Управление отношениями недропользованию органами специальной компетенции. Органы государственного управления горной промышленностью. . Разграничение компетенции органов власти по регулированию недропользования Органы государственной власти и государственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию. В систему органов государственной власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения (гг. Москва и Санкт-Петербург), органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций). Систему органов специальной компетенции государственного управления отношениями недропользования в соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» образуют федеральными органами управления государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ) и государственного горного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор РФ или Госгортехнадзор РФ). В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят: • разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения МСБ путем разработки и реализации федеральных программ; • установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых; • создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств; • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; • составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; • распоряжение недрами континентального шельфа РФ; • введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды; • заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76 ч. 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Совместная компетенция органов государственной власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общая и специальная компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает: • распоряжение государственным фондом недр (кроме участков, находящихся в исключительном ведении РФ); • определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров об условиях СРП; • определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения; установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят'. • принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах; • участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения МСБ РФ; • разработка и реализация территориальных программ развития и использования МСБ; • создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов; • участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; • составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполъзуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; • определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах; • установление порядка пользования недрами в целях разработки МОрПИ, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; • государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком; • регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76, ч. 4, 6) вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76, ч. 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недрополъзования, в частности, входят: • участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; • развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; • предоставление разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых (МОрПИ), а также на строительство подземных сооружений местного значения; • введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Кроме государственных органов управления фондом недр (РФ и ее субъектов) и негосударственных органов местного самоуправления, в вопросами управления недрополъзования в пределах мест исконного проживания имеют право участвовать представители коренных малочисленных народов. Они имеют право (ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав...», 1999): • участвовать в осуществлении контроля за использованием полезных ископаемых; • участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использовании природных ресурсов; • участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресурсов в местах их традиционного проживания 4. Виды каменных кладок и область их применения.
|