![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация АИС ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В связи с тем, что АИС относятся к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС (табл. 1.4). 1. Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентирована та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют три отрасли: 1) информация (базы данных и системы предоставления информационных ресурсов пользователям), в том числе: • деловая; • научно-техническая и информация для специалистов; • потребительская и развлекательная;
2)электронные сделки (системы электронной торговли, банковские, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и пр.); 3)электронные коммуникации (электронная почта и передача данных). 2. Вид информации отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС: • библиографические данные; • полнотекстовые документы; • справочные БД (указатели); • численные БД; • графические БД — основную долю составляет растровая или векторная графическая информация. 3. Методы взаимодействия с пользователями определяют две группы информационных систем: • системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ и основной задачей администраторов и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников; • системы обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу — обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений. СОГР сочетают коммуникационную, вычислительную технологии и технологию принятия решений для облегчения формулирования и решения неструктурированных проблем группой лиц. Системы, рассматриваемые в настоящем пособии —Lotus Notes и АИС электронной коммерции, — в принципе относятся к данному разряду. 4. Типы принимаемых решений характерны для информационных систем, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на двух различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределенности и уровнях руководства. По степени неопределенности могут быть выделены четыре способа решений в зависимости от неопределенности целей и структуры взаимосвязи элементов организации: • формально-логический вывод (вычисление или использование ЭС); • коллективное обсуждение; • использование рыночного механизма; • интуитивное решение. По уровням руководства выделяют: стратегические, административные, оперативные решения. Отдельный класс составляют ИСУ, предназначенные для контроля за исполнением решений. Среди систем обеспечения управления различают: - системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляют доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области; - СОПР (системы обеспечения принятия решений) и системы обеспечения руководства (СОР) обеспечивают принятие решений по специфическому классу проблем; СОР предназначены для руководителя или группы управляющих. 5. Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционирования системы, спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков. Различают следующие классы АИС: • организации или ее подразделения; • локальные (региональные или отраслевые); • глобальные (межотраслевые и, как правило, межрегиональные). Основным типом глобальных АИС являются онлайновые службы (хост-службы), предоставляющие доступ удаленным пользователям по телекоммуникационным сетям к некоторому множеству БД. 6. Тип организации, использующей АИС, также является основанием для типизации систем; соответственно могут быть выделены следующие АИС: • различных видов производств; • административно-управленческих организаций; • библиотек и информационных центров (АИБС); •. вузов (АИС ВУЗ); • медицинских учреждений и пр. 7. Классификация по типу используемого программного обеспечения. Во-первых, программные реализации БД различаются по типам БД и структурам данных, их образующих: • табличные, текстовые, графические БД, что соответствует основным видам данных в ЭВМ; • документальные и фактографические БД, что соответствует в принципе табличным и текстовым БД; • реферативные и полнотекстовые, как разновидности документальных БД. Во-вторых, для реализации документальных БД могут быть использованы по крайней мере два альтернативных средства: • универсальные оболочки (ISIS, Irbis), относительно закрытые для расширения силами пользователей; • специальные разработки в среде реляционных или постреляционных СУБД (системы программирования Foxpro, ORACLE, ADABAS), открытые для развития. 8. Классы интерфейсов конечного пользователя. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих функций: • получение справки о базах данных, доступных пользователю данной АИС; • получение информации о структуре БД (структура документа/записи, типы полей — доступ к словарю БД); • информирование пользователя о спектре значений данных в БД (доступ к частотному словарю БД); • формулирование запроса (поискового выражения, предписания, критерия) и выполнение поиска; • просмотр результатов поиска в различных представлениях (подсхемах) — фиксированных или произвольных; • использование полученных результатов для их статистической или содержательной обработки и/или их встраивания в документы, над которыми работает пользователь. Эти возможности интерфейсов могут реализовываться в рамках следующих основных классов АИС (см. табл. 1.4): • с языковым интерфейсом — предусматривает взаимодействие с пользователем в рамках некоторой системы команд (является ранней формой интерфейсов и в настоящее время обычно используется в профессионально ориентированных системах, рассчитанных на высококвалифицированных пользователей); • с интерфейсом форматированного экрана (иногда именуется Query By Example — QBE — поиск по шаблону); • с интерфейсом системы меню, где фрагменты словаря данных и частотных словарей образуют рубрики меню, отмечая которые курсором или указывающим устройством, пользователь комбинирует поисковое выражение; • с комбинированными оконными интерфейсами, которые включают форматированный экран, меню, фрагменты командного языка, а также элементы графического пользовательского интерфейса или виджеты (кнопки, флажки, списки, полосы прокрутки, радиокнопки и др., см. [29]). 9. Применяемые в контуре АИС модели являются необязательной компонентой и могут использоваться для поддержки принятия решения пользователем. В зависимости от вида моделей выделяются специфические (интеллектуальные или интеллектуализированные) видыАИС: • системы обеспечения принятия решений (СОПР) — системы, использующие модели объекта управления, опирающиеся на вычислительные или имитационные модели и расчетные методы. К данному классу относятся и так называемые интегральные корпоративные информационные системы (КИС), базирующихся на принципах методологии планирования потребности в материалах или планировании производственных мощностей. системы автоматизированного проектирования (САПР) — в отличие от СОПР содержат в качестве процедурной или описательной модели предметной области данные и связи, характерные для проектируемого класса объектов (машины и механизмы, электронные схемы, архитектурные сооружения и пр.); • экспертные системы — базируются на логической модели предметной области, реализованной в форме базы знаний и механизма логического вывода. В последнее время все чаще становятся средством обеспечения СОПР и САПР; • географические информационные системы (ГИС) — применяют цифровые модели местности (ЦММ) в различных разновидностях. • АИС по законодательству (профессионально ориентированные, документальные, справочные или полнотекстовые, реализованные в универсальных оболочках или реляционных БД); • офисные АИС (универсально функциональные, интегрированные, документальные или табличные БД); • системы электронной коммерции (табличные БД, универсальные интерфейсы, специализированные оболочки); • библиотечные АИС (табличные и текстовые БД, универсальные и специализированные оболочки, поддерживают тип организации, интерфейсы типа меню).
|