Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культуры






Ранняя бронза (18в - 14в) / Средняя (14в -12в) / Поздняя (12в - 8в)

нуринская алакульская бегазы-дандыбаевская

федоровская атасуйская замараевская

 

Бегазы-дандыбаевская культура – центральный Казахстан, изучена ученым Маргуланом.

Андроновская культура (18в - 8в\д; от Енисея до Урала) признаки: серьги (медные кольца), подвески, обряд погребения, металлургия, глиняная посуда, селекционерство. Большинство поселений на берегах рек. Центральный К: медь, 30 поселений, 150 могильников. Образ жизни – оседлый (до 1т), хозяйство – смешанное: скотоводство (главное), рыболовство, земледелие – вспомогательная роль (в горах и степи – 5-4т\д), ремесла, металлургия. Типы скотоводства: пастушеское, полукочевое (яйлажное 50 -80км; отгонное 80-100 км), кочевое (в поздний период). Появление кочевого и переход к нему → увеличение стада. Основные животные: лошади (3 типа), овцы (особенно в степных районах), козы, КРС (при кочевом нет, в лесостепи). Разводили двугорбых верблюдов (бактрианов) (приручен во 2т\д). Свиноводства нет. В 10в - 9в преобладает коневодство. Мотыжное земледелие играло вспомогательную роль. Пища: молоко, мясо. Обработка металла: ковка, литье, шлифовка, чеканка, теснение. Плавильные печи – река Атасу. В рыхлых породах земли – кайлование, плотных – «огневая проходка» (подбой). Инструменты: молоты, отбойники, лопаты, ступы, песты. Ремесла: ювелирное (), гончарное (символы, магический смысл на керамике, орнамент против порчи, ребро-уступ), ткачество (краситель – фиолетовый, ярко-красный; станок, веретено). Головной убор – шапочка с наушниками. Защитные амулеты из клыков и раковин. Крушения матриархата. Появились племена на смену родам (2т – 1т). Зарождение семейной, частной собственности и имущественного неравенства. Особая роль – жрецам (традиции, знания). У жрецов деревянная чаша и особая шапка. Народное собрание решало важные вопросы. Символ плодородия – домашний бык. Культ предков (мертвых соплеменников) - представление о загробной жизни. Политеизм (многобожие): Яма – бог смерти, Анги – бог огня (козла в жертву), Митра (бык) – бог солнца. В ранней бронзе – кремация (сожжение) трупов (культ огня), поздней – погребение в согнутом, скорченном виде. Возможно сожжение вместе с мавзолеем (мавзолей Тегискен: сырцовый кирпич). Этим отржаетя их сложная религиозная система. Умерших ориентируют головой на запад и юго – запад. Хоровод – символ солнца. Изображали сцены охоты, поклонения Митре, колесницы, геометрический орнамент. Палица – священное оружие. В Семиречье (то же что Жетысу) много петроглифов. Популярный андроновский наскальный сюжет – бык-тур*. Боги на колесницах. Для хорошего урожая – обряд первой борозды (её делал царь). Аркаим – прототип древних городов (на границе кустанайской области и челябинской). Жилье: землянки. Для строительства: в лесостепи – дерево, степи – камень. Священное место в доме – очаг (для огня брали кизяк, дрова, кустарник). Округлое жилище – прототип юрты. Самые большие жилища бронзы – Бугулы и Акбаур.

Андроновцы – европеоидный тип, по происхождению – индо-иранцы.

Стоянки: Алексеевская и Садчиковская (р. Тобол) – сев. К, в Приишимье, вост К.

Памятники: Атасу, Канай, Алексеевское

Знай:

Череп лошади – в Айдабол. Кумыс - молоко кобыл (лошадей). Тебеневка – добыча животными корма из-под снега. Скань – крученая проволока. Инкрустация – врезка камней. В Тамгалы (крупнейшее скопление петроглифов, Семиречье) – рисунки 49 колесниц. * «Излюбленный сюжет эпохи бронзы в наскальном искусстве» - двугорбый верблюд. Наскальное изображение быка – символ могущества и силы.

 

Карта Республики Казахстан

Альтернативные названия

Сырдарья: Яксарт, Сейхун Амударья: Оксус, Джейхун Волга: Итиль, Едиль Урал: Жаик, Яик

Эмба: Жем Дешт-и-Кипчак: позже Сарыарка, Токмак (у монголов) Семиречье: Жетысу

3. Эпоха железа (1т\д)

Открытие и использование железа в К - 8в - 7в\д. Широко используются орудия из бронзы. Широкое распространение получило кочевое скотоводство, первые кочевники (номады). Больше всего могильников в районах зимних пастбищ. «Степной путь» - по словам Геродота, этот торговый путь шел (с 1т\д) от Причерноморья до Алтая. Китай начал экспортировать шелк на Запад в 5в\д. Шелковый путь действует с середины 2в\д до 15в\н (лазурит: Памир – Иран – Месопотамия, нефрит: Кашгария – Китай). В Сырдарье найдены памятники зороастризма. Письменность в К возникла в 4в\д.

Саки (8в – 4в\д)

Это первый племенной союз. Оседло – кочевой образ жизни (кочевники – зап. и центр. К; полукочевники – Семиречье и вост. К). Прямая преемственность от андроновцев. Освоение огромных пространств, господство различных форм скотоводства. В 1т занимали основную часть территории К.

Сведения о саках содержатся у персидских царей, Геродота (массагеты), Птолемея. Их называют «азиатские скифы». В дворце Ксеркса есть изображение саков с остроконечными шапками (тиграхауда). О памятниках Приаралья сообщает Страбон (Чирик-рабат, Бабиш-мулла (жилые постройки), Баланды). Саков называют: персы – «могучие мужи», иранцы – «туры с быстрыми конями» (книга «Авеста» - самое древнее упоминание).

Хозяйство – оседло-кочевое. Оседлость и земледелие (просо, пшеница, ячмень) у саков была на Сырдарье (оросительные каналы). Коневодство – важнейшее направление скотоводства (два типа коней). Есть верблюдоводство – на западе и юге К. Высокое развитие ремесел, металлообработки (бронза). Очень хорошие стрелки и наездники. Основные животные кочевника – лошадь, овца и верблюд

Сакский правитель – царь (верховный вождь, солнечное божество) избирался из сословия воинов советом вождей, также проводил «первую борозду» на пахоте. Саков делят на 3 группы: воины (привилегированное сословие – красный цвет), жрецы (белый цвет) и общинники (желтый или синий). Тип общественного устройства – военная демократия. Государственные дела обсуждает народное собрание. Патриархальная семья – в ее руках имущество. Пастбища распределяли вожди племен. Женщины имеют равные с мужчинами права (даже на войну).

Племена: массагеты, даи, каспии, аппасиаки («водные»), исседоны. Распложение: Хаомоварга (напиток «хаома») – река Мургаб, тиграхауда (раука, острые шапки) – Сырдарья, Семиречье, парадарайя («заморские») – Приаралье, массагеты, - на востоке «за Сырдарьей». Столица аппасиаков – Чирик-Рабат (пустыня Кызылкум, Кызылорда) – здесь храм, и хоронят знатных особ.

Культ царя-вождя (главный), огня. «Высокое развитие материальной культуры» – это ремесло и торговля. Ювелиры используют золото, гривна – шейное украшение. Коня в мифологии связывали с солнцем и огнем, кабана – с громом, быка – с богатством. Царская эмблема – пара золотых крылатых коней с козлиными рогами и 4 золотыми стрелами (части света). «Золотой человек» (царь от тиграхауда) найден возле города Иссык (Алматинская область) в 1969г, относится к 5в – 4в\д, в нем больше 3 тысяч золотых украшений, 26 знаков (земля обозначена конем, части света – стрелами, небо – птицей, подземный мир – козлом). «Храмы огня» - в Семиречье. Самый крупный и древний курган – Бесшатырский (середина 1т\д) – долина реки Или. Жертвенники (бронза – юг, камень – центр, восток). Скопления сакских могильников (в т.ч. царских) есть на берегах Таласа, Чу, Или, предгорных районах Алатау. Курганы чаще всего возле рек.

Изображение зверей помогало войнам. Звериный стиль искусства (существовал с 7в\д и до 3в\н – позже стал орнаментной схемой). Зверей считали своими предками. На искусство саков большое влияние оказал Ахеменидский Иран. Пленные саков работали в домашнем хозяйстве.

Томирис правила массагетами в 6в\д, другие сакские царицы– Зарина, Аморга (Скунха). Томирис победила персидского царя Кира (540г – первый поход, 530г – второй). Персидский царь Дарий I подчинил саков в 519г -518г\д и они вместе с персами выступили против греков в Марафонской битве (490г). Сакский пастух Ширак завел персов в пустыню. В 4в\д Александр Македонский построил город Александрия Эсхата – пограничный опорный пункт на Сырдарье, но был остановлен саками. Всенародное восстание в Ср. Азии (330г) вызвала жестокость греко-македонских войск.

Сарматы (3в\д – 6в\н)

Западный К. Греческий историк Диодор («опустошили Скифию»). Племена: роксоланы, аланы, аорсы, сираки. Основное хозяйство – кочевое скотоводство (кони и овцы). Рыбьи клей. В захоронениях сарматов есть вещи из Греции и бог Дионис. Хоронили в вытянутом положении головой на юг (колеса, оси символизировали погребальную повозку). Ботал – колокольчик с шеи животного. Большое греческое культурное влияние. В 1в\д сарматы вместе с Митридатом воюют с Римом. В 49г\д римляне с аорсами победили сираков. Аланы вместе с гуннами доходят до Испании. До прихода гуннов (тюркизация) сарматы были ираноязычными. Ираноязычными также были андроновцы и саки, остальные – тюрки.

Усуни (3в\д – 6в\н)

Государство. В 3в\д пришли в Семиречье на смену сакам – тиграхауда. Верховный правитель – Гуньмо («князь над князями»). Столица усуней – Чигучен (город красной долины) на берегу Иссык-Куля. Язык – древне-тюркский. Широкие связи с Китаем. Жилище – юрта. Богатые усуни содержали до 5000 лошадей. Частная собственность. Хозяйство – комплексное (скотоводство и земледелие). Жилища из кирпича и камня, у кочевников – юрта. Плавили железо на орудия. Печати: золотые, медные – у «больших» людей, каменные, глиняные – «мелких». Метод зерни – это напаивание золотых шариков. Религиозные представления усуней отображены в оружии, украшениях. Диадема с моделью вселенной Каргалинского ущелья – 1в\д - 2в\н (крылатые кони обозначали солнце, в центре - дракон) + 400 украшений. Древний историк о усунях (и гуннах и кангюях) – Сыма-Цянь. Посол У-ди пишет о 630т усуней с 188т воинами. Название “уйсун” носит одно из крупных казахских племен. Состояли в дипломатических и родственных отношения с Китаем. Воевали с кангюями и гуннами за пастбища (с 1в\д).

Кангюй (канлы) (2в\д - 5в\н)

Ошибочно называть канглы (это 12в\н). В 3в\д это племенное объединение («княжество») появилось в долине Сырдарьи и горах Каратау (южный К). Столица – Битянь на Сырдарье. Контролировали Шелковый Путь. Были связаны с Китаем, Парфией, Римом, Кушанской империей, Закавказьем, Хорезмом, не были - с Финикией. Власть переходит по наследству. Культ предков и природы. Хум – сосуд для зерна. Кангюйцы изображены на костяных пластинах. Города Кокмардан, Чоль – Тобе, Кос-Тобе. Могильник Мардан-куик в Отрарском оазисе (2в - 5в\н), печати - геммы.

Гунны (хунны, сюнну) (3в\д – 5в\н)

В 3в\д во главе – Модэ шаньюй (шаньюй – титул). 203г – 202г\д – поход на Алтай, Саяны. Модэ заключил с Китаем договор «О мире и родстве». Разделение на север – юг – 55 г\д. Придя из Центр. Азии вторглись в К в 47г\д («первая волна»), у власти – Чжи-Чжи (ходил на усуней, римские воины обороняли его город, пленен Китаем). Территория: от Забайкалья до Тибета. Чжи-Чжи помогал правитель кангюйцев – дал кавалерию. 1200 воинов отданы усуням и ферганцам. В 93 г\н с переселения гуннов началось «Великое переселение народов» 2в - 5в\н («вторая волна»). В 4в\н дошли до Дуная и остановились в Венгрии. При походах на Европу возглавлял Аттила (Едиль-батыр), подкосивший Римскую империю. Гунны – это прототюрки. Положили начало тюркизации иранских племен. Язык - древнетюркский. Скотоводство – главная роль (без заготовок корма на зиму). Кочевые семьи жили в юртах. Три раза в год народное собрание. Высокого уровня достигло военное дело. Основа войск – конница с луками и стрелами. Рабы в качестве домашней прислуги. Шаньюю подчинялись князья («темники»: «тьма» - десять тысяч) из числа близких родственников. Форма устройства – военно-административная. В 3в\н – 5в\н приходит полихромный стиль искусства на смену звериному. Золото – основной материал. Патриархально–родовые отношения начали разлагаться → возникновение государства. Число родов – 24 (4 аристократических). Во главе родов - «начальники поколений» - старейшины. Постоянные жилища – на зимних стоянках. Есть частная собственность. Скот в семейной собственности. Считается, что у усуней, кангюйцев и гуннов складывается государство.

 

4. Тюркский период (6в - 12в): Раннефеодальные государства

Каганат – раннефеодальное государство (в них верховный правитель – каган). Впервые этноним «тюрк» упоминается в китайских источниках в 542г (их считали потомками гуннов). Главная цель набегов – захват рабов. Смещение тюркоязычных народов с Востока на Запад → появление тюркских государств. Самое многочисленное племя – Теле (Терек). Тюркские луки составные. Каганаты в средние века назывались «империя царя коней». В 546г к тюркам на Алтае (прародине тюрков) присоединилось войско племени теле (50 тысяч кибиток).

Тюркский каганат (552г – 603г)

С 6в земли К под властью Тюркского каганата (династия Ашин). В 552 году Тюркский каганат основал Бумын – каган (разгромив с теле аваров). При Мукан – кагане (553г – 572г) Тюркский каганат достиг политического господства в Центральной Азии. После завоевания Средней Азии стали контролировать Шелковый Путь. Вместе с Ираном (Персия – то же самое) в 561-563г воевали с эфталитами. Основные силы эфталитов были разбиты тюрками под Бухарой в 587г. Тюрки (и согдийцы - их подчиненные) желали прямых торговых связей с Византией (но мешал Иран). Иран выплатил 40 тысяч золотых тюркам за отвод войск (граница – река Амударья). Каган Дизабул в 568г основал посольство в Константинополе (Юстиниан II) в главе с купцом Маниахом для торговых и военных (против Ирана) соглашений, в Таразе – ответное посольство во главе с Земархом (это первое упоминание Тараза). Истеми-каган – походы на Кавказ, торговые посльства в Иран. Тюрксанф захватывает Крым. В 588г Иран нанес поражение тюркам под Гератом. Термины «култегин-лабан», «яланшах» - титулы правителей городов. В 603г завершился процесс разделения тюркского каганата на запад-восток (из-за междоусобиц). Хозяйство – кочевое скотоводство. Аристократия внедряла буддизм (семиреченские храмы).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал