Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Остановка зимняя зарисовкаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тексты на партах Как он был х орош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, о громные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые чулки. (О лосе.)слайд 9 Орфоэпическая работа Прочитаем склонение слова лось согласно правилам орфоэпии (слайд 10)
– Какие слова помогли вам узнать л о ся? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.) – К какой части речи относятся слова, описывающие животное? – Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по: (слайд 11) а) цвету: темно-бурый, белые; в) размеру: длинная, огромные; высокие;
- Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку. -Не случайно прилагательное говорит о себе: (слайд12) Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! Остановка зимняя зарисовка -Послушайте, как описывает зимнюю природу русский писатель В. Бианки. Слайд 13 (Ученик читает текст). Долгая морозная зима вошла в полную силу. Земля, вода и лес погружены в мертвый сон. Лед сковал буйные реки, снежное покрывало укутало лес и землю. – -Можем ли мы сказать, что это текст? почему? -Докажите. -Тип речи описание или повествование? -Какова тем текста? -основная мысль? -Придумайте название по группам: 1 -заголовок выражает т ему (зима), 2- заголовок выражает основную мысль (зима - волшебница) -Найдите в тексте имена прилагательные и выпишите их с именами существительными, признаки которых они обозначают. Поставьте вопросы к прилагательным. (Один ученик выполняет задание на доске). дать лист с текстом
- Обратимся к словосочетаниям, которые вы выписали: Морозная зима В полную силу В мертвый сон Буйные реки Снежное покрывало - Обратите внимание: какую часть речи поясняет прилагательное? (слайд 14) - Можно ли сказать что прилагательное прилагается к существительному? (да) - Значит Митрофанушка в чем- то был прав: прилагательное должно быть приложено, а мы выяснили, что приложено к существительному - Обратимся к этимологии имени прилагательного 4-«Этимологическая страничка». (слайд15) Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
-Почему к именам существительным? (существительное обозначает предмет, а прилагательное - признак предмета) - Не случайно прилагательное говорит о себе (слайд 16) У существительных подчас Не жизнь, а просто мука! Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить!
- Обратимся к нашим словосочетаниям. (выходит тот же ученик) - из каких частей состоит словосочетание? (главное и зависимое) - поставим вопросы к прилагательным (записываем в тетрадь) Итак, сделаем вывод: (слайд) 17 Прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? 5 Остановка «Подари предмету признак». (слайд 18)по командам и группам - За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. (слайды 19-24) охарактеризуйте предмет с разных сторон Пока учащиеся работают, звучит вальс Е.Дога. - Послушайте. Опишите- устно - музыку (какая она?) именами прилагательными 1 группа – заяц слайд19-22 2 группа – лиса слайд20-23 3 группа – волк слайд21-24 Каждый представитель группы зачитывает слова, другая группа команды добавляет Рыжая, хитрая, ловкая... Косой, слабый, трусливый... Голодный, злой, серый.. 6-Остановка «волшебные следы» (Слайд 25) - Какие морфемы мы видим на слайде?»? (Слай26 ) (Окончания полных имен прилагательных.) ая яя ий ый ой ое ее ые ие - запишите, разбив окончания простым карандашом на 4 группы Дети делят так: - Объясните свои действия. (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.) -Что необходимо сделать, чтобы правильно написать падежные окончания прилагательного? Слайд 27
|