Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постреквизиты
Патологическая анатомия 2, патологическая физиология-2, пропедевтика внутренних болезней, визуальная диагностика, общая хирургия, введение в клинику-2, общая иммунология.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематический план лекций
№
| Тема
| Форма проведения
| К-во часов
| 1.
| Патологическая анатомия, ее содержание и задачи. Патологоанатомическая служба, её роль и место в системе здравоохранения.
| Обзорная лекция
|
| 2.
| Повреждение (альтерация). Дистрофия. Клеточные и внеклеточные механизмы трофики. Причины развития дистрофий. Морфогенетические механизмы. Классификация. Возрастные особенности.
| Обзорная лекция
|
| 3.
| Паренхиматозные дистрофии: диспротеинозы, липидозы, гликогенозы.
| Обзорная лекция
|
| 4.
| Стромально-сосудистые дистрофии (диспротеинозы). Морфология прогрессирующей дезорганизации соединительной ткани. Амилоидоз.
| Обзорная лекция
|
| 5.
| Смешанные дистрофии. Общие закономерности развития. Классификация. Клинико-морфологическая характеристика эндогенных пигментаций.
| Обзорная лекция
|
| 6.
| Некроз. Апоптоз. Сущность понятий. Морфогенез. Классификация.
| Обзорная лекция
|
| 7.
| Нарушения кровообращения. Понятие об общих и местных расстройствах кровообращения, их взаимосвязь, классификация. Морфология острой и хронической недостаточности.
| Обзорная лекция
|
| 8.
| Тромбоэмболический синдром. Шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдром). Причины, виды, морфологическая характеристика, исходы и значение.
| Обзорная лекция
|
| 9.
| Сущность, биологическое и медицинское значение компенсации и адаптации (приспособления). Фазный характер процессов компенсации и приспособления. Приспособительные реакции. Клинико-морфологическая характеристика, значение.
| Обзорная лекция
|
| 10.
| Регенерация. Сущность и биологическое значение. Клеточная и внутриклеточная формы регенерации. Общие и местные условия, определяющие характер течения регенераторного процесса. Морфогенез регенераторного процесса. Возрастные особенности.
| Обзорная лекция
|
| 11.
| Воспаление. Определение. Сущность и биологическое значение воспаления, закономерности развития. Морфология кинетики воспалительной реакции. Воспаление и иммунитет. Возрастные особенности.
| Обзорная лекция
|
| 12.
| Пролиферативное (продуктивное) воспаление. Определение. Виды пролиферативного воспаления. Клинико-морфологическая характеристика.
| Обзорная лекция
|
| 13.
| Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные синдромы первичные и вторичные. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). ВИЧ-инфекция. Морфологическая характеристика.
| Обзорная лекция
|
| 14.
| Общая морфология инфекционного процесса. Биологические и социальные факторы в развитии инфекционных болезней. Принципы классификации инфекционных заболеваний. Патоморфоз инфекционных заболеваний. Чума, туляремия, бруцеллез, сибирская язва.
| Обзорная лекция
|
| 15.
| Сепсис как особая форма инфекции. Классификация сепсиса. Пупочный сепсис.
| Обзорная лекция
|
| 16.
| Общее учение об опухолях. Морфогенез и гистогенез опухолей. Свойства опухолевой клетки.
| Обзорная лекция
|
| 17.
| Опухоли. Определение и сущность опухолевого процесса. Современные теории канцерогенеза. Современные теории опухолевого роста. Понятие опухолевой прогрессии. Предопухолевые (предраковые) состояния и изменения. Дисплазия и рак.
| Обзорная лекция
|
| 18.
| Строение опухоли. Рост опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Критерии злокачественности. Метастазирование. Понятие о рецидиве. Классификация опухолей.
| Обзорная лекция
|
|
| Всего часов:
|
|
|
Тематический план практических занятий
№
| Тема
| Форма проведения
| К-во часов
| 1.
| Патологическая анатомия: объекты и методы исследования. Аутопсия. Патология клетки как интегративное понятие.
| Демонстрационное вскрытие.
|
| 2.
| Паренхиматозные диспротеинозы: гиалиново-капельная, гидропическая, роговая. Паренхиматозные липидозы. Жировая дистрофия миокарда, печени, почек. Паренхиматозные углеводные дистрофии (гликогенозы).
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 3.
| Стромально-сосудистые диспротеинозы: мукоидное набухание, фибриноидное набухание (фибриноид), гиалиноз. Амилоидоз. Стромально-сосудистые липидозы: общее ожирение (тучность), истощение (кахексия). Стромально-сосудистые гликогенозы.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 4.
| Нарушения обмена хромопротеидов. Нарушения обмена гемоглобиногенных пигментов. Нарушения обмена протеиногенных пигментов. Нарушение обмена липидогенных пигментов.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 5.
| Нарушения обмена минералов. Нарушения обмена кальция - кальцинозы. Образование камней. Причины и механизм камнеобразования. Виды камней. Последствия камнеобразования.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 6.
| Некроз. Клинико-морфологические формы некроза, исходы. Апоптоз. Сравнительная характеристика некроза и апоптоза.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 7.
| Полнокровие. Артериальное полнокровие. Венозное полнокровие. Ишемия. Кровотечение. Плазморрагия. Стаз.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 8.
| Тромбоз. Эмболия. Инфаркт.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 9.
| Морфологическая характеристика процессов адаптации и компенсации: атрофия, гипертрофия (гиперплазия), организация, перестройка тканей, метаплазия и дисплазия. Регенерация отдельных тканей и органов. Заживление ран.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 10.
| Рубежный контроль.
| 1. Тестовые задания
2.Ситуационные задачи
|
| 11.
| Экссудативное воспаление.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 12.
| Пролиферативное воспаление: межуточное (интерстициальное), воспаление с образованием полипов и остроконечных кондилом.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 13.
| Пролиферативное гранулематозное воспаление. Кинетика гранулемы. Клинико-морфологическая характеристика гранулематозов на примере туберкулеза, сифилиса, проказы, сапа, риносклеромы, эхинококкоза, актиномикоза. Сифилис. Первичный, вторичный третичный периоды.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 14.
| Сепсис как особая форма инфекции. Клинико-анатомические формы сепсиса: септицемия, септикопиемия, септический (бактериальный) эндокардит, хрониосепсис.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 15.
| Гистогенетическая классификация опухолей. Органонеспецифические и органоспецифические эпителиальные опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 16.
| Мезенхимальные опухоли. Опухоли детского возраста.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 17.
| Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Опухоли меланинобразующей ткани.
| 1. Опрос и обсуждение темы занятия.
2. Описание макропрепаратов
3. Просмотр и зарисовка микропрепаратов
|
| 18.
| Рубежный контроль.
| 1. Тестовые задания
2.Ситуационные задачи
|
| 19.
| Итоговая консультация (перед экзаменом)
|
|
|
| Всего часов:
| |
|
Тематический план самостоятельной работы студентов (СРС)
№
| Тема
| Форма проведения
| К-во часов
| 1.
| История развития предмета патологической анатомии.
| Презентация
|
| 2.
| Смерть, признаки смерти. Танатогенез. Посмертные изменения.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 3.
| Наследственные и приобретенные липидозы.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 4.
| Наследственные и приобретенные гликогенозы.
| Реферативное сообщение на тему: «Гликогеноз печени»
|
| 5.
| Нарушения обмена нуклеопротеидов: подагра, мочекаменная болезнь, мочекислый инфаркт. Нарушения обмена фосфора: рахит, нефрогенная остеопатия, реальный нанизм, гипервитаминоз Д. Нарушения обмена меди: Гепато-церебральная дистрофия (болезнь Вильсона-Коновалова).
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 6.
| Нарушения лимфообращения: недостаточность лимфообразования, лимфедема, лимфостаз, лимфоррея. Нарушение содержания тканевой жидкости: отек, водянка полостей, отек у плода и новорожденного, эксикоз.
| Написать учебно- иллюстрированную лекцию по теме
|
| 7.
| Иммунопатологические процессы. Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза. Тимомегалия как выражение врожденного иммунного дефицита. Реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа. Реакции трансплантационного иммунитета.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 8.
| Сифилис. Врожденный сифилис (ранний, поздний).
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 9.
| Морфология нарушений иммуногенеза. Изменения тимуса и периферической лимфоидной ткани при нарушениях иммуногенеза.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 10.
| Доброкачественные и злокачественные опухоли органов дыхания.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 11.
| Доброкачественные и злокачественные опухоли органов пищеварения.
| Заполнение таблиц дифференциальной диагностики
|
| 12.
| Доброкачественные и злокачественные опухоли эндокринной системы.
| Учебная научная статья.
|
| 13.
| Доброкачественные и злокачественные опухоли мочеполовой системы.
| Подготовка и защита реферата
|
|
| Всего часов:
|
|
|
2.8 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ
Лекции: обзорные.
Практические занятия: работа в малых группах, разбор клинического случая, дискуссии, описание макропрепаратов и микропрепаратов, решение тестовых заданий и ситуационных задач.
Самостоятельная работа студентов: работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий; самостоятельное заполнение таблиц дифференциальной диагностики; подготовка рефератов; консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
|