![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания по выполнению контрольной работы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В данном разделе определяется порядок самостоятельной работы студента над теоретическими вопросами и практическими заданиями: • Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации, обозначенных в списке. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы. • Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. • Решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами). • Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту на доработку. В случае если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она преподавателем не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице. До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «незачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену по соответствующей учебной дисциплине. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование.
Варианты контрольных работ Контрольная работа по курсу «Органическая химия» включает 28 вариантов. Каждый вариант включает два теоретических вопроса и одно практическое задание. Вариант №1
а) Напишите структурные формулы четырех изомерных углеводородов состава С7Н16, главная цепь которых состоит из пяти углеродных атомов. Назовите их по международной номенклатуре. Поясните на примерах, что такое первичные, вторичные, третичные и четвертичные атомы углерода.
б) Как классифицируют полимеры по поведению при нагревании? Из фенола и формальдегида получите термопластичную смолу. Расскажите о ее применении.
Вариант №2
а) Напишите структурную формулу смешанного триглицерида, образованного остатками пальмитиновой, олеиновой и линоленовой кислот. Назовите его. Объясните то, от чего зависит консистенция жира? Проведите каталитическое гидрирование этого триглицерида и охарактеризуйте свойства исходного и полученного жиров.
б) Напишите схему образования триглицерида линолевой кислоты. Что такое высыхающие и невысыхающие масла? Объясните процесс высыхания олифы.
Вариант №3
3. Практическое задание.
а) Что такое изомеры? Напишите четыре изомера, относящиеся к диеновым и ацетиленовым углеводородам состава С7Н16. Назовите их по международной номенклатуре. На каждый изомер подействуйте одним молем Br2. б) Что такое линейный, разветвленный и сетчатый полимеры? Получите термореактивный полимер поликонденсацией фенола и формальдегида.
Вариант №4
а) Напишите схемы реакции гидратации для этина и бутина – 1 (реакция Кучерова). Назовите полученные соединения по международной номенклатуре.
б) Напишите схемы реакций получения полихлорвинила из: а) ацетилена; б) этилена. Коротко опишите его свойства и области применения. Вариант №5
а) Напишите 5 соединений с изолированными сопряженными и кумулированными двойными связями с общей формулой С5Н8. Напишите схемы реакций пентадиена – 1, 3 с 1 молем брома. Назовите полученные соединения по международной номенклатуре.
б) Перечислите известные механизмы полимеризации. Исходя из уксусной кислоты и ацетилена, получите винилацетат и затем поливинилацетат. Расскажите о его применении. Вариант №6
а) Из вторичного изоамилового спирта получите получите 2 – метилбутен – 2. Напишите четыре изомера полученного соединения и назовите их по международной номенклатуре.
б) Напишите схемы реакций получения азокрасителя из гексана и фенола, пользуясь схемой последовательных превращений: гексан → бензол → нитробензол → аналин → диазосоединение → азокраситель. Укажите диазо – и азосоставляющие этого красителя.
Вариант №7
а) Напишите структурные формулы спиртов: а) пропанола – 1; б) бутанола – 2; в) 3-метилпентанола-3. Укажите, какие из них являются первичными, вторичными и третичными. Напишите схемы реакций окисления каждого спирта. Назовите продукты реакции. б) Какие соединения называются белками? Поясните, почему белки являются амфотерными соединениями? Что такое изоэлектрическая точка данного белка? Напишите формулу тетрапептида аланил – глицил – серил – цистеина. Вариант №8
а) Первичный, вторичный и третичный спирты состава С5Н11ОН были подвергнуты окислению водным раствором бихромата калия в серной кислоте. Напишите схемы реакций окисления каждого спирта и назовите исходные и полученные вещества по международной номенклатуре.
б) Напишите схему получения тринитроцеллюлозы, используя формулы Хеуорса. Где применяют азотнокислые эфиры целлюлозы? Вариант №9
а) Напишите схемы реакций последовательного получения этилового спирта из ацетилена (через стадию гидратации ацетилена). Напишите схемы реакций, характеризующие свойства этилового спирта (окисление, внутри- и межмолекулярная дегидратация). Назовите все соединения.
б) При гидролизе какого полисахарида в качестве промежуточного продукта образуется целлобиоза? Напишите схему реакции получения целлобиозы в результате гидролиза, а так же схему окисления целлобиозы, используя формулы Хеуорса.
Вариант №10
а) Дегидратацией соответствующих спиртов получите следующие вещества: а) метилпропиловый эфир; б) бутиловый эфир; в) бутен – 2.
б) Напишите схему образования динитрата клетчатки (коллоксилина), используя формулы Хеуорса. К какому классу относится это соединение, и каково его промышленное значение? Вариант №11
а) Напишите схемы реакций окисления следующих спиртов: а) 2-метилбутанола-1; б) 3-метилпентанола-2; в) 2-метилпропанола-2. Назовите полученные соединения по международной номенклатуре.
б) Что такое вискоза и вискозный шелк? Напишите схемы реакций получения вискозного шелка из целлюлозы, используя формулы Хеуорса. Вариант №12
а) Напишите формулы молочной, яблочной, винной и лимонной кислот. Какова атомность и основность каждой из них? Напишите схемы реакций получения виннокислого калия и молочнокислого аммония. Напишите схему взаимодействия молочной кислоты с пропионовой кислотой (реакция этерификации).
б) Проведите омыление пальмитодиолеина. Напишите схему реакции полученного мыла с бикарбонатом кальция. Вариант №13
а) Осуществите следующую схему превращений: уксусная кислота → хлористый ацетил → ацетангидрид → пропилацетат.
б) Как химическим способом отличить растительное масло (например, подсолнечное, льняное, конопляное) от минерального (машинного, трансформаторного, солярного)? Напишите схему реакции на примере триолеина. Вариант №14
а) Исходя из первичного бутилового спирта, получите масляную кислоту и напишите схемы реакций взаимодействия ее с: а) аммиаком при нагревании; б) содой; в) метиловым спиртом в присутствии концентрированной серной кислоты. Назовите полученные соединения.
б) Что такое мыло? Получите жидкое мыло из тристеарина. Напишите схему реакции полученного соединения с бикарбонатом кальция. Почему при растворении мыла в «жесткой» воде выпадает осадок? Поясните схемой соответствующей реакции. Вариант №15
а) Получите сложный эфир из глицерина и линоленовой кислоты. Назовите его. Проведите каталитическое гидрирование этого триглицерида. В чем сущность прогоркания жира?
б) От чего зависит температура затвердевания жира? Напишите структурные формулы олеолиноленостеарина и бутиропальмитостеарина. Сравните их свойства. Вариант №16
а) Напишите схемы реакций кислотного и щелочного гидролизов тристеарина. На продукт щелочного гидролиза подействуйте бикарбонатом кальция. Назовите все полученные соединения.
б) Получите стеарат натрия (мыло) двумя способами: из соответствующего триглицерида и из стеариновой кислоты. Напишите схемы необходимых реакций. Какую консистенцию имеет полученное мыло?
Вариант №17
а) Напишите схему реакции получения олеопальмитостеарина. Какой это по консистенции жир? Проведите гидролиз этого жира в присутствии гидроксида калия. Какую консистенцию имеет полученное мыло?
б) Напишите структурные формулы фурфурола и пирослизевой кислоты. Коротко охарактеризуйте химические свойства фурфурола (реакция окисления и восстановления). Из чего получают фурфурол? Вариант №18
а) Что представляют собой жиры? К какому классу соеденений он относится? От чего зависит консистенция жира? Напишите структурную формулу смешанного триглицерида пальмитодиолеина. Охарактеризуйте его свойства. Проведите схему качественной реакции, доказывающей, что это ненасыщенное соединение.
б) Напишите схемы последовательных превращений пентоза → фурфурол → пирослизевая кислота → натриевая соль пирослизевой кислоты. Вариант №19
.
а)Напишите схемы реакций получения триглицеридов: а) бутиропальмитостеарина; б) триолеина. Чем они отличаются друг от друга по химическим и физическим свойствам?
б) Напишите формулы фурана, индола и никотиновой кислоты. Назовите, какие гетероатомы содержат эти соединения. Вариант №20
а) Напишите схемы следующих реакций: а) каталитического гидрирования линоленодиолеина; б) омыления пальмитодистеарина. Назовите продукты реакций.
б) Получите фурфурол из пентозы, расскажите о применении фурфурола и коротко охарактеризуйте его свойства (напишите схемы реакции окисления и восстановления фурфурола). Вариант №21
а) Получите смешанный триглицерид из олеиновой, линолевой и линоленовой кислот. Проведите гидрогенизацию его. Сравните свойства исходного триглицерида и продукта реакции. Назовите оба соединения.
б) Проведите щелочной гидролиз (омыление) смешанного триглицерида пальмитоолеостеарина. Напишите схемы реакций одной из полученных солей с серной кислотой, с хлористым кальцием. Вариант №22
а) Напишите схему образования смешанного триглицерида из глицерина, олеиновой кислоты и двух молекул стеариновой кислоты. Назовите его. Проведите омыление этого жира. Что такое мыло?
б) Как протекает гидролиз белка? Напишите в общем виде схему гидролиза белка. Напишите схему гидролиза трипептида треонин – цистеин – глицина. Вариант №23
а) Из этилового спирта получите бутадиен – 1, 3 (по С.В. Лебедеву) и напишите реакции взаимодействия его: а) с одним молем хлора; б) с одним молем бромистого водорода; в) в полимеризации. Назовите полученные соединения по международной номенклатуре.
б) Что называется радикальной полимеризацией? Опишите полимеризацию пропилена с применением органического перекисного катализатора. Вариант №24
а) Напишите схему образования смешанного триглицерида из глицерина, олеиновой кислоты и двух молекул стеариновой кислоты. Назовите его. Проведите омыление этого жира. Что такое мыло?
б) Как протекает гидролиз белка? Напишите в общем виде схему гидролиза белка. Напишите схему гидролиза трипептида треонин – цистеин – глицина. Вариант №25
а) напишите структурную формулу линоленодиолеина. От чего зависит консистенция жира? Какой качественной химической реакцией можно подтвердить насыщенность этого триглицерида? Напишите схему реакции.
б) Напишите схему получения дипептида из аналина и фениланалина. Какая цветная реакция может доказать наличие в этом пептиде ароматической группировки? Напишите схему этой реакции. Вариант №26
а) Напишите формулы для пяти кислот, которые обычно входят в состав жиров и масел. От чего зависит консистенция жира? Проведите каталитическое гидрирование олеодилинолена. Назовите продукт реакции. Опишите свойства исходного и полученного триглицеридов.
б) Что такое белковые вещества? Что такое пептидная связь? Напишите схему образования смешанного тетрапептида из аланина, глицина, серина и аспарагиновой кислоты. Назовите его. Вариант №27
а) Что такое уроновые кислоты? Пользуясь формулами Хеуорса, напишите формулу D – глюкуроновой и D – галактуроновой кислот. Расскажите о нахождении уроновых кислот в природе. Что такое пектиновые вещества?
б) Какие соединения называют пептидами? Какая цветная реакция доказывает наличие в белках пептидной связи? Приведите формулу трипептида аспарагил – серил – цистеин и укажите пептидную связь. Вариант №28
а) Что обозначают символы D и L, а так же знаки «+» и «–» перед названием моносахорида? Напишите формулу D – галактозы и ее зеркального изомера. Назовите его. Напишите схему реакции окисления D – галактозы (пользуйтесь формулами Хеуорса).
б) Какие функциональные группы определяют амфотерность кислот? Напишите схемы реакций α – аминопропионовой кислоты со следующими веществами: а) NaOH; б) HCl; в) CH3 – COCl.
Литература (основная и дополнительная) основная литература 1.Амбарцумян Л.И., Малхасьян С.С., Ксенз М.В. Сборник лекций. Краснодар. КФ РГТЭУ 2. Реутов О. А. Органическая химия: в 4 ч. Ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. /; — 4-е изд. (эл.). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 567 с.; -; Электронно-библиотечная система “znanium.com” https://znanium.com/bookread.php? book=362653 3. Органическая химия Основной курс.: Учебник / А.Э. Щербина, Л.Г. Матусевич; Под ред. А.Э. Щербины; - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 808 с.; -; Электронно-библиотечная система “znanium.com” https://znanium.com/bookread.php? book=415732 4. Органическая химия. Орлова А.М. учебное пособие / А. М. Орлова, Е. А. Петрова; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО " Московский гос. строит. ун-т". Москва, 2012. – 62с.; -; Электронно-библиотечная система “znanium.com» https://elibrary.ru/item.asp? id=19472400 дополнительная литература 1. Артеменко, А.И. Органическая химия: Учебное пособие [Текст]/ А.И. Артеменко. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. Шк., 2005. 605 с. 2. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии: Справ. Пособие [Текст]/ А.И. Артеменко, И.В. Тикунова, В.А. Малеванный – 2-е изд, перераб и доп. – М.: Высш. шк, 2002.-254с. 3. Органическая химия. Задачи по общему курсу с решениями: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / М. В. Ливанцов [и др.]; под ред. академика РАН Н. С. Зефирова.; Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 255 с.; -; Электронно-библиотечная система “znanium.com https://znanium.com/bookread.php? book=365577; 4. Курц, А. Л. Задачи по органической химии с решениями / А. Л. Курц [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп.; Эл. изд. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 350 с.; Электронно-библиотечная система “znanium.com” https://znanium.com/bookread.php? book=365366; 5. Органическая химия. Козырьков Ю.Ю., Ильина Н.А., Матюшенков Е.А., Соколов Н.А., Бекиш А.В.; депонированная рукопись № 23-Б2011 06.07.2011 – 136с.-; Электронно-библиотечная система “znanium.com” https://elibrary.ru/item.asp? id=18089269; 6. Джоуль, Дж. Химия гетероциклических соединений: Учебник для ВУЗов[Текст] / ДЖ. Джоуль, К. Миллс. – Изд-во «Мир», 2009. – 728с.
К.т.н., доцент. Л.И. Амбарцумян
|