Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет поступления производственных запасов.






Основанием принятия материалов к бухгалтерскому учету являются первичные документы по поступлению. На материалы, поступающие со стороны, организация получает:

- транспортные документы;

- счет-фактуру от поставщика;

- сертификат и другие документы согласно условиям договора купли-продажи.

На поступившие в организацию материалы на складе оформляется приходный ордер. Если количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным поставщика, приемку материалов производит комиссия и составляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации. В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.

Материалы, поступающие со своего производства, оформляются накладной на внутреннее перемещение материалов.

Материалы, полученные после ликвидации основного средства, оформляются актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).

Приемные акты и приходные ордера составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются материально ответственным лицом в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не расходуются.

Оприходование материалов, закупленных подотчетными лицами организации, производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

Синтетический учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к кото­рому могут быть открыты следующие субсчета:

- 10-1 «Сырье и материа­лы»;

- 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, кон­струкции и детали»;

- 10-3 «Топливо»;

- 10-4 «Тара и тарные материалы»;

- 10-5 «Запасные части»;

- 10-6 «Прочие материалы»;

- другие необходи­мые субсчета.

На счете 10 «Материалы» материалы могут отражаться по факти­ческой себестоимости или в учетных ценах.

Материалы поступают в организацию от поставщиков, подотчет­ных лиц, учредителей, в качестве вклада в уставный капитал, вслед­ствие выбытия пришедших в негодность основных средств, безвозмезд­но от юридических и физических лиц, могут изготавливаться собствен­ными вспомогательными производствами.

На основании первичных документов приобретение материалов отражается в бухгалтерском учете следующими записями:

Таблица 1

№ п/п Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Д К
  Отражена сумма фактических затрат на приобретение материалов   60, 71, 76
  Отражена сумма НДС по поступившим материалам   60, 71, 76
  Зачтен НДС с бюджетом    
  Оприходованы материалы, полученные от учредителей в качестве вклада в уставный капитал    
  Оприходованы материалы, полученныебезвозмездно   98/2
  Оприходованы материалы, полученные при ликвидации объектов основных средств    
  Оприходованы материалы, выпущенные вспомогательным производством    

Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 и 16.

Оценка материалов в текущем учете может производиться по учетной цене, в качестве которой может выступить плановая себестоимость заготовления либо покупная цена материалов.

В данном случае бухгалтерский учет организуется с использованием счетов: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Фактическая себестоимость приобретенных материалов отражается в бухгалтерском учете:

- Д 15 К 60, 71, 76;

- Д 19 К 60, 71, 76.

Учетная стоимость фактически поступивших материалов списывается – Д 10 К 15.

Таким образом, по дебету счета 15 отражается фактическая себестоимость материалов, а по кредиту – их учетная цена.

Разница между фактической себестоимостью поступивших материалов и их учетной ценой представляет собой отклонения фактической себестоимости от учетнойцены, которые учитываются на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Отклонения списываются со счета 15 на счет 16 следующим образом:

- Д 16 К 15 – если фактическая себестоимость выше учетной цены;

- Д15 К16 – если фактическая себестоимость ниже учетной цены.

Дебетовое сальдо на конец отчетного периода счета 15 показывает фактическую себестоимость материалов в пути.

Накопленные на счете 16 дебетовые и кредитовые отклонения от учетных цен списываются по дебету счетов учета производственных затрат, пропорционально стоимости использованных в производстве материалов (по ценам):

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве».

Если учетная цена израсходованных материалов, ниже их фактической себестоимости, делается дополнительная запись: Д 20, 23, 25, 26, 28 К 16. Дополнительная запись методом «красного сторно» делается в кредит счета 16, если учетная цена израсходованных материалов выше их фактической себестоимости.

Аналитический учет материалов предполагает использование уни­фицированных форм первичных учетных документов: «Доверенность»; «Приходный ордер»; «Акт о приемке материалов»; «Лимитно-забор­ная карта»; «Требование-накладная»; «Накладная на отпуск материа­лов на сторону»; «Карточка учета материалов»; «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зда­ний и сооружений» и др.

Для хранения материалов организация создает склады, каждо­му из которых приказом присваивается определенный шифр. Склады должны быть обеспечены весоизмерительными приборами, мерной тарой.

На складах материалы хранятся в контейнерах, на стеллажах, пол­ках по группам, сортам, размерам, что обеспечивает прием, отпуск и контроль за их наличием.

Учет материалов на складе ведут материально ответственные лица: заведующие складами и кладовщики, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности.

Учет остатков и движения материалов осуществляют в натураль­ном выражении в карточках складского учета материалов. Карточка открывается бухгалтерией на каждый номенклатурный номер материа­ла, регистрируется в специальном реестре и под расписку передается заведующему складом (кладовщику).

Запись в карточке кладовщик делает на основании приходных (расходных) документов в день совершения операции. Карточки сор­тового учета материалов хранятся в картотеке в разрезе номенклатур­ных номеров.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии может осуществляться:

- с применением карто­чек аналитического учета, в которых на основании первичных до­кументов отражаются операции по движению материалов в натураль­ном и стоимостном (денежном) выражении. По данным карточек в конце месяца составляют сортовые количественно-суммовые обо­ротные ведомости, затем сверяют их с остатками на синтетических счетах.

- без применения карточек аналитического учета (все приходные и расходные документы группируют по номенклатур­ным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые сведения о движении каждого вида материалов записывают в оборот­ные ведомости). Остатки в обо­ротных ведомостях сверяют с остатками, выведенными в карточках складов.

- сальдовым методом. В этом случае количе­ственный и суммовой учет движения материалов в разрезе их номен­клатуры не ведут, оборотные ведомости по номенклатуре материалов не составляют. Учет движения материалов осуществляют по группам только в денежном выражении в учетных ценах.

Автоматизация бухгалтерского учета материалов позволяет непо­средственно в результате обработки первичных документов (прием­ных актов, накладных, требований и т.п.) формировать показатели, характеризующие движение материалов в целом по синтетическим счетам и субсчетам бухгалтерского учета. В этом случае накопи­тельные ведомости по приходу и расходу материалов могут не состав­ляться.

Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бух­галтерского учета материалов, основными из которых могут быть:

- оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным
номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения;

- ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам,
другим калькуляционным единицам;

- оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути;

- оборотная ведомость движения материалов, по которым отсут­ствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал