![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Рынок информации и знаний и его роль в управлении экономикой и в развитии общества.Стр 1 из 11Следующая ⇒
1. Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса и предложения. 2. Мировые информационные ресурсы: определение и характеристика основных структур. 3. Государственное управление информационными ресурсами. 4. Мировой информационный рынок: информационные службы и структура ресурсов.
1.1. Информация и бизнес. Рынки информационных ресурсов: особенности спроса, предложения. Рынок информационных услуг может быть определен как совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизм их предоставления и ценами. Товаром на рынке информационных услуг является информация. В настоящее время существуют два общих понятия: информационные ресурсы и ресурсы знаний. Понятие " информационные ресурсы" появилось более 30 лет и прочно вошло в мировую и российскую практику информационнойработы; его содержание отражено в российском законодательстве. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Теория познания утверждает, что человек познает реальный через объекты, свойства и отношения. В каждом виде деятельности человека существует свой набор объектов и свойств, которые составляют предметную область данного вида деятельности. Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информационная система – организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Сегодня широко употребляется термин " информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций. Информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах), образует информационные ресурсы. Из определения понятия " информационные ресурсы" следует, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и выдачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на каком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы – это документированная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др. В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины " ресурсы знаний", " управление ресурсами знаний", " управление знаниями", " экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке. Рассмотрим понятие " ресурс знаний" в сравнении с понятием " информационный ресурс". Под понятием " знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов. Мы будем понимать под знаниями всю совокупность знаний – от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний. Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т.е. хранятся на каких-либо носителях. Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина " информационный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины " ресурсы знаний" и " информационный ресурс" - синонимы. Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями. Человечеству для развития должна быть представлена информация от первичных знаний до научных, и специалист самостоятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация. Иногда это очевидно – открытие нового небесного светила, географическое открытие и т.д. Важнейшей задачей управления в области информационных ресурсов является формирование их и использование. Информационные ресурсы и ресурсы знаний делятся на государственные и негосударственные. По отношению к государственным информационным ресурсам государство выполняет функции управления в полном объеме. В отношении негосударственных информационных ресурсов государственное управление осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим направлениям: • владение и распоряжение; • формирование; • использование; • защита и сохранность информации; обеспечение реализации права граждан по вопросам создания и использования информационных ресурсов; • государственный надзор за деятельностью в области информационных ресурсов. Экономика знаний – это экономика, при функционировании и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам и ресурсам знаний, на базе современных информационных технологий. Информационный ресурс принципиально отличается от обычного: он обладает универсальной делимостью, воспроизводимостью, не ограниченной рамками национальной территории, не исчезает при потреблении. Знания, информация существуют независимо от пространства, т.е. они могут находится одновременно в различных частях пространства, не препятствуя возможности их использования. Продажа знания действует односторонне: знания нельзя забрать обратно, выкупить, при этом одну и ту же информацию можно продавать неоднократно. Проданная информация, тем не менее, остается в собственности продавца. Информация, знания резко обесцениваются во времени, при этом информационный продукт в отличие от материального продукта подвержен только одному виду износа – моральному износу. Структура издержек при производстве информационного продукта существенно отличается от обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период производства, т.е. издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров. В традиционной экономике деятельность нерегулируемых монополий приводит к завышению цен и занижению количества производимой продукции. В «новой» экономике отдельные монополии увеличивают объемы производства и снижают цены (например, тарифы на услуги мобильной связи). Это становится возможным благодаря существенному снижению издержек вследствие использования новых технологий, которые дешевеют гораздо быстрее. В «новой» экономике возникают так называемые «внешние сетевые эффекты», представляющие собой специфические внешние эффекты, когда полезность блага для одного человека зависит количества других людей, участвующих в потреблении данного блага (например, сервис электронной почты). Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие информационная индустрия. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес – это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии – это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др. Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом. Информатизация определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами. Информация служит основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности, способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что пользователями услуг выступают специалисты, работающие почти во всех сферах производства. Пользователи могут быть разделены на следующие группы: • специалисты промышленных предприятий, фирм и предприятий торговли; • специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств; • работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений; • работники государственных учреждений; • работники общественных организаций; • индивидуальные пользователи.
1.2 Мировые информационные ресурсы: определение и характеристика основных структур. Мировые информационные ресурса обычно разделяются на три сектора: деловой информации; научно-технической и специальной информации; массовой, потребительской информации. Сектор деловой информации в свою очередь подразделяется на группы: • биржевая и финансовая информация – о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями; • статистическая информация – числовая, экономическая, демографическая, социальная информация, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом; • коммерческая информация – информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги. • деловые новости Требования, связанные с оперативностью предоставлением биржевой и финансовой информации, являются наиболее жесткими по сравнению с требованиями, предъявляемыми к другим группам. Потребители этой группы информации – профессиональные участники биржевого, фондового и финансового рынков, которые имеют доступ в режиме реального времени к информации по основным мировым товарным рынкам, по котировкам акций крупных компаний и ряду других сведений. Задержка по времени доставки информации от источника к потребителю исчисляется секундами. Статистическая информация характеризуется наибольшим периодом запаздывания по отношению к информации других видов. Задержка в поступлении статистической информации к потребителю, колеблется от месяца для бюллетеней до полутора лет для ежегодников, что определяется затратами на обработку, анализ и обобщение информации. Требования, предъявляемые к оперативному предоставлению потребителю коммерческой информации, ниже, чем требования, предъявляемые к предоставлению биржевой и финансовой информации. Период обновления коммерческой информации колеблется от одного дня до одной недели. Коммерческая информация в условиях рынка и конкуренции важна и используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач: выбор поставщиков, партнеров, размещение заказов; выход на рынок с новым товаром; поиск покупателей; поиск продавцов товара; анализ конкурентов; слияние и приобретение компаний; маркетинговые исследования рынка. Деловые новости являются специфичным видом информации. В них, как правило, даются комментарии от автора к фактам и событиям. Именно в деловых новостях появляются первые сообщения о важных процессах в деловом мире: ожидаемом банкротстве корпорации, финансовых проблемах банков и т. д. Деловые новости существенно отличаются от обычных новостей. Стиль изложения материала является более четким, обычно указывается источник сведений, высказывания иллюстрируются цифрами, при упоминании фирм и личностей приводятся сведения, позволяющие их идентифицировать. Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию по различным сферам деятельности (информация для юристов, врачей, работников образования, инженеров и т. д.). Сектор массовой, потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание движения транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.). Классификация мировых информационных ресурсов показывает, что эти ресурсы направлены на удовлетворение потребностей в необходимых сведениях всех категорий граждан мирового сообщества. Тенденции и принципы использования мировых информационных ресурсов развитыми странами. Первый подход состоит в том, чтобы использовать весь потенциал знаний, накопленных мировым сообществом для развития в экономике и других сферах человеческой деятельности, в том числе в области образования. На этом строятся разрабатываемые новейшие технологии и технологии образования развитых стран. В этих условиях университеты обеспечивают доступ студентам к мировым информационным ресурсам, а отработку практических навыков и умений осуществляют на реальной информации. Второй подход, который, к сожалению, реализуется и в России, опирается на образовательные ресурсы собственной страны. Такое обучение не строится на реальной информации, а использует лишь учебные материалы. Эффективность первого подхода подтверждается реальными результатами. Доступ к мировым информационным ресурсам и использование их развитыми странами порождают 50–60% валового национального продукта. Россия практически не экспортирует новейшие технологии, ее валовой внутренний продукт (ВВП) формируется в основном за счет экспорта сырья.
|