Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация аналитической работы на предприятии
Организация аналитической работы на предприятии должна соответствовать ряду требований: 1) Проведение анализа должно стать органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, принимающего управленческие решения; 2) Аналитическое исследование должно быть эффективным, что достигается компьютеризацией аналитических расчетов; 3) Аналитическая работа на предприятии должна быть регламентирована и унифицирована. Регламентация предусматривает использование для отражения аналитической информации каждым исполнителем установленного минимума таблиц и выходных форм. Унификация анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость результатов анализа на высших уровнях управления, повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений предприятия, уменьшает затраты времени на проведение анализа и способствует повышению его эффективности. Основой анализа хозяйственной деятельности является мониторинг, то есть постоянный, систематический контроль за изменением состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ причинно-следственных связей ее результатов с определенными группами факторов и оценка (диагностика) тенденций и закономерностей развития предприятия. Аналитическая работа на предприятии предусматривает несколько организационных этапов, которые в совокупности представляют собой комплекс организационных элементов, способных обеспечить эффективность анализа хозяйственной деятельности: 1) Выделение субъектов и объектов анализа. Субъектами анализа хозяйственной деятельности на предприятии являются их собственники и отдельные специалисты. В качестве объектов анализа могут выступать различные виды деятельности; производственные ресурсы, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние; отдельные производственные и технологические операции, технические комплексы и производственные мощности; организационные, функциональные и линейные структуры управления; 2) Выбор организационных форм проведения анализа и распределение обязанностей между отдельными исследователями. Организационные формы анализа определяются составом и техническим уровнем управления (менеджмента предприятия). Экономический анализ входит в обязанности не только экономических, но и технических служб всех уровней управления на предприятии; 3) Планирование аналитической работы. Аналитическая работа на предприятии должна иметь планомерный характер, для этих целей на предприятии составляются комплексный план (календарное расписание отдельных аналитических исследований в течение года) и тематические планы (планы проведения анализа по вопросам, требующим углубленного изучения); 4) Информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности. Информационное обеспечение анализа - это система сбора и обработки данных, необходимых для проведения анализа. Информационное обеспечение должно быть необходимым и достаточным, полным, достоверным, своевременным, сопоставимым и рациональным. Информационное обеспечение анализа включает три этапа: разработку методологии сбора необходимой информации, создание информационного массива, преобразование информации в соответствии с программой исследования. Для проведения анализа хозяйственной деятельности используется не только экономическая, но и техническая, технологическая и другая информация; 5) Аналитическая обработка данных о ходе и результатах хозяйствования – это непосредственной анализ, наиболее ответственный этап работы аналитика. Организация обработки требует соответствующего методического обеспечения, определенного уровня подготовки лиц, которые занимаются анализом, их обеспеченности техническими и программными средствами проведения анализа хозяйственной деятельности; 6) Документальное оформление результатов анализа. Результаты аналитического исследования деятельности предприятия и его подразделений оформляют в виде документов (пояснительной записки, справки, заключения). Пояснительная записка должна содержать общие вопросы (экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты деятельности предприятия) и аналитическую часть (аналитические расчеты, аналитические и итоговые таблицы, графики, диаграммы, предложения по совершенствованию деятельности предприятия). В справке и заключении содержится информация о выявленных недостаткам (успехах), резервах и способов их освоения. Контроль за внедрением предложений, сделанных по результатам анализа, возлагается на руководителей и специалистов всех структурных подразделений предприятия. Примерная схема распределения функций анализа хозяйственной деятельности «Шу Дизайн»: 1) Руководитель - анализирует выполнение плана продаж продукции по объему и ассортименту, ритмичность работы, работу оборудования, брак и потери от брака, рекламации покупателей, мероприятия по сокращению брака, повышению качества продукции, соблюдению технологической дисциплины, состояние и сохранность складских запасов товара; 2) Директор – осуществляет составление плана аналитической работы и контроль за его выполнением, методическое обеспечение анализа, организует и обобщает результаты анализа хозяйственной деятельности предприятия, разрабатывает мероприятия по итогам анализа; 3) Бухгалтер - анализирует себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность и так далее. 2.13 Управление качеством на предприятииУправление качеством (англ. quality control) — деятельность оперативного характера, осуществляемая руководителями и персоналом предприятия, воздействующими на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества путём выполнения функций планирования и контроля качества, коммуникации (информации), разработки и внедрения мероприятий и принятия решений по качеству. Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Объекты управления качеством продукции - это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции. Субъекты управления качеством продукции - это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления в соответствии с установленными принципами и методами. К функциям управления качеством продукции на предприятии относятся: 1) прогнозирование и планирование качества продукции; 2) оценка и анализ качества продукции; 3) контроль качества продукции; 4) стимулирование качества продукции и ответственность за него. Под методами управления качествомпонимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества. Выделяют следующие методы управления качеством: 1) организационные (административные): a) распорядительные (директивы, приказы и т.д.); b) регламентирующие (нормы, нормативы, положения); c) дисциплинарные (ответственность и поощрение); 2) социально-психологические: a) социальные (воспитание и мотивация); b) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами); 3) технико-технологические: a) технические методы контроля качества; b) методы технологического регулирования качества продукции и процессов; 4) экономические: a) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности; b) ценообразование с учетом уровня качества; c) финансирование деятельности в области качества. По отношению к предприятию реализация методов управления качеством может носить внутренний (внутрифирменный) и внешний характер. Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. Системный подход к управлению качеством предполагает формирование целевой подсистемы управления предприятием, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах. Системный подход к управлению качеством на предприятии предполагает использование следующих принципов: 1) целенаправленности - позволяет установить границы управления и адресность управленческих решений; 2) комплексности - охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководство и весь персонал предприятия; 3) непрерывности - обеспечивает процесс управления, ориентированный на постоянное улучшение системы; 4) объективности - ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующей квалификации; 5) оптимальности - предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством, в частности, и системы в целом. Система управления качеством предприятия включает общие, специальные и обеспечивающие подсистемы. К общим подсистемам управления качествомотносятся: 1) прогнозирование и планирование качества продукции; 2) учет, анализ и оценка качества продукции; 3) стимулирование качества продукции и ответственность за него; 4) контроль качества продукции. К специальным подсистемам управления качеством относятся: 1) стандартизация; 2) испытания продукции; 3) профилактика брака; 4) оценка соответствия и сертификации. К обеспечивающим подсистемам управления качествомотносятся: 1) правовое обеспечение; 2) информационное обеспечение; 3) материально-техническое обеспечение; 4) метрологическое обеспечение; 5) кадровое обеспечение; 6) организационное обеспечение; 7) технологическое обеспечение; 8) финансовое обеспечение. Система управления качеством - это часть системы управления предприятием (организацией), которая направлена на достижение выходных данных (результатов) в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с управлением персоналом, инвестиционной и инновационной деятельностью, производственным менеджментом, окружающей средой, охраной труда и т.д. Различные части системы управления организацией могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Для предприятия «Шу Дизайн», характерны высокое качество и конкурентоспособность, командный дух, справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма, высокие моральные, этические и руководящие принципы. Благодаря: 1) повышению качества и конкурентоспособности; 2) росту степени удовлетворенности потребителей продукцией, товарами и услугами; 3) улучшению имиджа предприятия «Шу Дизайн»; 4) обеспечению финансово-экономической устойчивости «Шу Дизайн»; 5) рациональному использованию всех видов ресурсов; 6) внедрению достижений социального прогресса; 7) повышению качества управленческих решений. Управление качеством на предприятии «Шу Дизайн» (таблица 20).
Таблица 20. Управление качеством на предприятии « Шу Дизайн » Для предприятия «Шу Дизайн», характерны высокое качество и конкурентоспособность, командный дух, справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма, высокие моральные, этические и руководящие принципы.
|