Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корреляция выраженности свойств эмоциональности с выраженностью эмоций различной модальности






Таблица 8.5

 

Обследованные группы мужчин (n = 101)
Свойство эмоциональности Радость Гнев Страх Печаль
Возбудимость 0, 20 р < 0, 05 0, 50 р< 0, 001 0, 27 р< 0, 01 0, 43 р< 0, 001
Интенсивность 0, 07 0, 41 р< 0, 001 0, 36 р< 0, 001 0, 38 р< 0, 001

Очевидно, выраженность таких характеристик эмоциональности как легкость воз­никновения, интенсивность и длительность протекания в отношении различных эмоций (по крайней мере, — положительных и отрицательных) может быть разной. Отсюда более правильное суждение об эмоциональности можно вынести в том случае, если учитывается знак, а еще лучше — и модальность доминирующей у данного чело­века эмоции.

Генезис эмоциональности. П. Фресс задает вопрос: является ли эмоциональность конституциональной (генетически обусловленной) или она представляет собой ре­зультат одного или нескольких эмоциональных потрясений?

Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическом происхождении. Впервые об эмоциональной конституции загово­рил Е. Дюпре (Dupre, 1925). Однако он полагал, что такая конституция может быть приобретенной. Это нашло подтверждение в данных Г. Стрэттона (Stratton, 1929), который показал, что больные или перенесшие серьезные заболевания люди сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх.

В работе А. Е. Ольшанниковой (1974), проведенной на подростках, зависимость эмоциональности от ЭЭГ-коррелятов свойств нервной системы отчетливо не прояви­лась. А. Н. Ковалев и др. (1976) на основании изучения связи внутренней структуры ЭЭГ с эмоциональностью пришли к выводу о связи «гиперэмотивности» и «радос­ти» со свойством силы—слабости нервной системы. Ю. А. Цагарелли (1977) выявил связь эмоциональности музыкантов-исполнителей с высокой лабильностью и слабо­стью нервной системы.

В. В. Семенов (1981, 1982) для доказательства генетической обусловленности эмоциональности избрал близнецовый метод: изучение выраженности эмоциональности у монозиготных близнецов.

Таблица 8.6 Корреляции между степенью выраженности разных эмоций

 

Эмоция Радость Гнев Страх Печаль
  Мужчины
Радость X 0, 45 р< 0, 001 0, 1 4 не дост. 0, 01 не дост.
Гнев -0, 16недост. X 0, 44 р < 0, 01 0, 48 р< 0, 001
Страх -0, 07недост. 0, Д8недост. X 0, 51 р < 0, 001
Печаль -0, 50 р < 0, 001 0, 30 не дост. 0, 33 р < 0, 05 X
  Женщины

 

Полученные им результаты тоже не однозначны. По некоторым методикам измерения эмоциональности (И. Иранковой, Т. Дембо) наблюдалось большое сходство доминирующих эмоций, а по методике Л. Рабинович сходство между близнецами обнаружено только в отношении эмоции страха. Автор сделал вывод, что не стоит переоценивать роль генетического фактора в проявлении эмоциональности и что оно может определяться и средовыми факторами. Все же есть основание считать эмоциональность в большей мере обусловленной генетически. Так, К. Маккартни, М. Харрис и Ф. Берниери (McCartney, Harris, Bernieri, 1990) на­шли сходство в степени эмоциональности у близнецов на протяжении всей их жизни.

Подробный обзор работ зарубежных авторов, изучавших генетическую природу различных проявлений эмоциональности путем сравнения тесноты связей у моно­зиготных и дизиготных близнецов дан В. В. Семеновым (1983). Обращает на себя внимание случайный выбор разными авторами эмоциональных проявлений и разно­образие получаемых данных: в одних случаях у монозиготных близнецов связи бо­лее тесные, чем у дизиготных, в других случаях различий между этими близнецами не найдено. Все же чаще обнаруживалось различие, чем сходство.

Генетическую природу эмоциональных особенностей человека изучают и другим методом: сравниваются эмоциональные особенности у право- и леворуких людей.

Е. Харбург и др. (Harburg et al., 1981) сравнивали некоторые эмоциональные осо­бенности у лиц двух возрастных групп: от 18 до 30 лет и от 40 до 70 лет. В первой группе левши-мужчины имели по сравнению с правшами более высокие показатели по «общей эмоциональности», боязливости, эмоциональной несдержанности (гнев­ливости). У женщин этого возраста различия выявлены только в отношении эмоци­ональности: у левшей она была выше. Во второй возрастной группе различия между правшами и левшами по этим показателям не были выявлены. Авторы объясняют это социальной адаптированностью левшей после 40 лет. Но если это так, то большая выраженность эмоциональных показателей у левшей является следствием не гене-т, ической природы леворукости, а условиями жизни левшей в «праворуком» мире. Возможно, отсюда и больший нейротизм и тревожность мужчин-левшей, выявлен­ные в работах К. Мэски-Тейлор (Mascie-Taylor, 1981), В. Н. Кляйна и др. (1986), B. А. Москвина (1990), и женщин-левшей, выявленные в работе Л. А. Шмаковой и C.Е. Волошенко (1983).

Эмоциональность и когнитивный стиль деятельности. А. И. Палеем (1982, 1983) выявлена связь между качественными особенностями эмоциональности, ее модаль-ностной структурой и когнитивным стилем деятельности («аналитичность—синте­тичность»). Были обнаружены две тенденции в эмоционально-когнитивных связях. Первая — сочетание «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью пассивно-оборонительного рода. Это значит, что чем выше у человека оценки страха и печали (дистресса), тем больше он склонен к операциям обособления, дифференциации, подчеркиванию специфических признаков объектов. Вторая тенденция — сочетание «синтетичности» с отрицательной эмоциональностью активно-экстернального рода. Иначе говоря, чем выше оценки гнева, тем больше человек ориентирован на опера­ции объединения, установления общности, сходства.

В ряде диссертационных исследований изучены и другие аспекты эмоциональности.

Эмоциональность и общительность. О. П. Санникова (1982) изучала связь эмо­циональности с общительностью. Она показала, что широкий круг общения, большая


активность общения в сочетании с ее кратковременностью характерны для лиц с по­ложительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц со склонностью к переживанию отрицательных эмоций (страх, печаль). Пер­вые более инициативны в общеши. К аналогинному выводу пришли А. И. Крупное, А. Е. Олыпанникова и В. А. Домодедов (1979). С помощью корреляционного анали­за ими была обнаружена связь между эмоцией радости и такими динамическими сто­ронами общения, как потребность в общении, инициативность, легкость, выразитель­ность общения. Были выявлены отрицательные связи между астеническими эмоци­ями и активностью общения, в частности между «гневом» и «страхом» и легкостью и широтой круга общения.

Эмоциональность и социокультурная адаптация. М. В. Депенчук (2000) выявле­но, что лица (в частности — мужчины) с высокой эмоциональностью хуже адаптиру­ются к социокультурной среде той страны, куда они эмигрировали. Они в меньшей степени овладевают языком страны проживания, хуже ориентируются в местной жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал