Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступление. Вступление должно быть просто; оно должно быть естественно для каждой материи
Вступление должно быть просто; оно должно быть естественно для каждой материи. Оно не должно слишком далеко начинаться от нее и не должно слишком близко подходить к ней. (…) Мы примечаем, что одна и та же вещь при известном мыслей расположении действует на нас сильнее, а при другом слабее. Скажите одно оскорбительное слово человеку озлобленному или приведенному в гнев: оно покажется ему величайшею обидою. Но оскорбите несравненно более того же самого человека, когда он весел и рассеян: он вам простит или и не приметит. Дайте несчастному малейшую тень подозрения или страха: он ухватится за нее, увеличит ее и представит себе ужасною. Таким-то образом предыдущее расположение души способствует или вредит настоящему впечатлению. Вы хотите исторгнуть из слушателей слезы: наклоняйте сердце их постепенно к печали; приготовьте к сему их и не делайте им внезапных переломов. И вот на чем лежит истинное основание вступления. Оно есть введение или приуготовление души к тем понятиям, которые оратор ей хочет внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить. Отсюда сами собою выходят правила вступления. 1. Оно должно быть просто: ибо мудрить в приуготовлении не есть пояснять свои понятия, но затемнять их; не есть вводить слушателя в материю, но влечь его туда силою. – В продолжении слова можно взойти к истинам отвлеченным; но надобно прежде познакомиться со своим слушателем, приучить егоза собою следовать. Когда он войдет в образ наших мыслей, те же самые понятия, кои показались бы ему темны в начале, будут тогда вразумительны: ибо он познает истинное их отношение и точку, с которой надобно на них смотреть. (…) 2. Гораций смеется над пышными и многообещающими вступлениями.(…) В самом деле седлать столь великолепное начало есть обязаться показать что-нибудь впоследствии большее. Но вообще примечено, что заставить много от себя ожидать есть верный способ упасть. (…) Люди с чистым вкусом находят свои красоты равно как в простом, так и в возвышенном. Бросайте черты легкие; вводите понятия ясные; предлагайте их слогом текучим; ступайте иногда по цветам: но всегда озирайтесь, идет ли за вами слушатель. Вот красоты вступления. 3. Мы определили вступление через введение к страстям, а не через возбуждение их. Страсть не всегда начинается страстью, и часто слушатель в начале подполагается холодным. Это правда, оратор вступает на кафедру с горящим уже сердцем: ибо связь его понятий началась уже давно, и он стоит теперь точно на той точке, где действует страсть. Но слушатель от нее еще удален: надобно его ввести в ту же систему понятий и потом уже разверзать его страсти. Отсюда выходит третье правило для вступления: надобно слегка только касаться страстного во вступлении и никогда не раскрывать в нем совершенно всей материи.
Вопрос 4. В чем сущность топосов (структурно-смысловых моделей) для создания высказывания? Вопрос 5. Найдите материал об одном из топосов, не рассмотренных, а лишь названных в пособии. Изложите его суть и функции, подтвердив примерами из публицистических текстов.
Вопрос 6. назовите требования к расположению материала (этап диспозиции).
Вопрос 7. В чем разница между тропами и фигурами речи?
|