Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок обобщения.
1. Членами каких групп вы являетесь? Определите основные признаки каждой из этих групп. 2. Что такое «коллектив»? Какие из предложенных групп можно назвать коллективами: · Очередь в магазине; · Ученический класс; · Спортивная команда; · Рабочие одного завода; · Соседи. Назовите основные этапы складывания коллектива. 3. Что, на ваш взгляд, означает психологическая совместимость членов коллектива? 4. Как, используя «эффект ореола», можно влиять на формирование положительных межличностных взаимоотношений во вновь созданной группе, например, в отряде летнего оздоровительного лагеря? 5. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения людей в конфликтной ситуации, как компромисс, конкуренция, сотрудничество. 6. Что такое «заражение»? Каковы его последствия? 7. Согласны ли вы с утверждением, что воспитание в коллективе, наряду с положительными качествами, обязательно формирует у воспитуемого «зависимость и конформизм»? В каких случаях согласие личности с позицией группы является проявлением конформизма, а в каких проявлением коллективизма? 8. Что означает фраза «Свой среди чужих. Чужой среди своих»? Можно ли в коллективе испытать чувство одиночества? 9. Австралийские психологи Х. Корнелиус и Ш. Дэйр определили конфликт как «нераскрытую возможность». Как вы понимаете данное определение? 10. Попытайтесь сформулировать основные правила культуры общения, применимые в ситуациях конфликта, а также пригодные для недопущения конфликта, для выхода из конфликта.
Некоторые приемы, обеспечивающие умение слушать 1. Не прерывайте собеседника. 2. Проявляйте своими жестами, мимикой полное внимание к собеседнику. По возможности непрерывно и доброжелательно смотрите на него. 3. Когда собеседник высказался, своими словами повторите главную мысль, чтобы уточнить, правильно ли вы его поняли. 4. Избегайте поспешных выводов, постарайтесь понять ход мыслей другого человека до конца. 5. Старайтесь как можно спокойнее реагировать на эмоциональное поведение собеседника, стремитесь услышать главное. 6. Не притворяйтесь, что вы внимательно слушаете; надо заставить себя действительно слушать внимательно. 7. Не отвлекайтесь. 8. Помните, что не вся информация содержится в словах. Ищите истинный смыл слов собеседника с учетом невербальной информации. 9. Не «монополизируйте» разговор. Тема 4. Человек и нравственность Основные понятия морали Человек живет среди людей. А это значит – руководствуется определенными принципами и правилами общения. Он должен соотносить свое личное «я» с общественным «мы», иметь цели на ближайшее будущее и на перспективу, выбирать пути и средства достижения целей. Эти принципы, нормы, идеалы, отношение к добру и злу, общему и личному, справедливому и несправедливому и составляют суть морали. Сущность морали. Понятие «мораль» (от лат. moralis – народные обычаи, нравственность) охватывает обычаи, нравы, законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа. Не существует единого бесспорного определения морали. Чаще всего под моралью понимают систему норм и правил поведения, принятых в обществе, и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках. Однако еще в Древней Греции мораль понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.К примеру, если ты пообещал товарищу придти помочь в выполнении какой-либо работы, но друзья позвали тебя в компьютерный клуб, и ты пошел с ними, – вряд ли такой поступок можно назвать вполне нравственным. «Мелочь», – скажете вы. Да, но ведь именно по конкретным поступкам человека судят о степени его нравственности. Когда о человеке говорят, что он нравственный, то обычно имеют в виду, что он порядочный, добрый, отзывчивый. Когда же кого-то называют безнравственным, то подразумевают, что он является злым, жестоким. Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению. Она противоположна распущенности и в чем-то ближе к аскетичности, способности человека ограничить себя, наложить, в случае необходимости, запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности – лени, обжорству, хамству, разврату. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Среди положительно оцениваемых моральных качеств всегда занимали одно из первых мест умеренность и мужество. Они являются свидетельством того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей животной природы, умеет властвовать над ними. Таким образом, мораль есть сфера поступков, а поступки человека ставят его в определенное отношение к другим людям. Значит, мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом сообществе. Когда о человеке говорят, что он сильный и умный, то это такие свойства, которые характеризуют личность саму по себе; чтобы обнаружить их, он не обязательно нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются только в отношениях с другими людьми. Робинзон, оказавшись один на острове, вполне мог демонстрировать и силу, и ум, но пока не появился Пятница, у него не было возможности быть великодушным и любезным. Люди вступают в отношения друг с другом, так как они что-то совместно делают: выполняют совместную работу, играют в футбол, развлекаются на дискотеке, беседуют и т.д. Общение людей есть естественное и необходимое условие их существования. Мораль здесь выступает как человечность. Она помогает людям жить лучше, правильно вести себя, гуманно и требовательно относиться к другим людям. Она предостерегает от неверных шагов и ошибок. Добро и зло. В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные или отрицательные явления, поступки, качества. Это наиболее общие понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное. Традиционно добро связывают с понятием блага, к которому относится то, что полезно людям. Главным критерием добра выступает все то, что способствует проявлению подлинной сущности человека – его самораскрытию, самореализации. Для учащегося это трудолюбие, внимательность, ответственность, активность, творчество. Добро имеет свои особенности. Благие намерения, не проявившиеся в действиях, еще не есть реальное добро: это добро потенциальное или возможное. Как часто мы планируем совершить добрые дела, но откладываем это на потом. Не случайно говорится о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Благо относительно: нет ничего такого, что в любых обстоятельствах было бы только полезным. И яд в небольших количествах может быть лекарством; и физические упражнения если они чрезмерны, могут довести человека до заболевания. Поэтому вещь, которая является добром (благом) в одном отношении, может быть злом в другом. Однако понятие «добро» не превращается в понятие «зло». Добро – это всегда нечто положительное. Под злом понимают то, что противоположно добру, что разрушает благо: безнравственность в поступках и убеждениях людей, вообще все то, что достойно осуждения. Понятие зла выражает общую характеристику отрицательных моральных качеств и оценку конкретных отрицательных поступков людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, месть, высокомерие, злодеяние. Но то, что было в каком-то отношении добром, в процессе развития может обнаружить противоположное качество. Злая мачеха в сказке «Золушка» по отношению к своим дочкам была добра: потакая их капризам, старалась выполнить все желания, холила и нежила их. Однако такое неправильно понятое добро обернулась злом – дочки стали глупыми и капризными великовозрастными барышнями, неумелыми, нелюбимыми и неуважаемыми. Крупномасштабные работы в Беларуси по осушению болот дали когда-то возможность расширить полезные площади и, следовательно, способствовали добру – увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Но со временем это привело к уничтожению рек и озер, определяющих природные условия некоторых районов нашей страны, т.е. причинило природе и людям очевидное зло. Таким образом, добро и зло – противоположности, которые соотносятся друг с другом. Они непреодолимы в отдельности, как плюс без минуса. Ведь не разобравшись в том, что такое добро, ты не поймешь и особенности зла. В зависимости от содержания, которое мы вкладываем в наш жизненный идеал, добро и зло понимаются как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, радость и горе. Добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – то, что отдаляет от него. Долг. Мы часто слышим: «Ты должен хорошо учиться (трудиться), уважать старших, помогать младшим». Когда хвалят человека за достойный поступок, говорят, что он выполнил свой долг. Что же такое долг? Долг – это принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию. Например, долг каждого гражданина участвовать в выборах, долг каждого юноши – служить в рядах Вооруженных сил, долг родителей – заботиться о своих детях, долг взрослых детей – заботиться о престарелых или больных родителях. Источником долга является общественный интерес, который формирует нравственную обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Нередко это вызывает внутреннее сопротивление личности, поскольку долг ограничивает ее свободу, превращает жизнь человека в цепь обязанностей, требует от него подчинять личный интерес интересам других людей. Однако если разобраться, то все становится на свои места: мой личный интерес обеспечивается должным поведением другого, а я, в свою очередь, должен учитывать его интерес, заботиться о его благе. Простое исполнение обязанностей еще не есть долг в полном смысле этого слова. Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Во время аварии на Чернобыльской АЭС многие специалисты не просто выполняли требования руководства по ликвидации ее последствий, но действовали по внутренним нравственным побуждениям, рискуя собственной жизнью ради спасения сотен тысяч людей. Важнейшим свойством долга является его добровольность. Люди нравственного долга активны, деятельны, они активно утверждают в жизни добро и не могут равнодушно проходить, если видят несправедливость. В последнее время в нашей стране активно создаются экологические отряды из числа учащихся и студентов, которые добровольно занимаются приведением в порядок берегов рек, озер, каналов, участвуют в акциях «Чистый город», «Квитней, Беларусь!». Нравственный долг пробуждает у таких людей активную гражданскую позицию, развивает у них чувство личной сопричастности ко всему происходящему вокруг нас, стремление вносить посильный вклад в общее дело. Совесть как регулятор поведения личности. Совесть представляет собой способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм. Это чуткий индикатор, определяющий соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора, свойственную морали в целом, действуя в четырех направлениях: 1. Как побудитель, ориентируя нас на соблюдение нравственных требований. 2. Как запрещающий фактор, заранее осуждая нас за неправильный предполагаемый выбор. 3. Как контролер, оценивая наши поступки, вызывая удовлетворение сделанным нам, наоборот, раскаяние. 4. Совесть может говорить в нас и во время действий, помогаякорректироватьих. В русском языке слово совесть (со-весть) произошло от старославянского «себя весть», «себя знать». В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой как нравственным существом и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то нежелательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой». Древнегреческий философ Демокрит, живший на рубеже V и IV в.в. до н.э., не используя специального слова «совесть», требует: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». В то же время совесть как средство самооценки не абсолютна. Она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «усыпить», «уговорить». Существует целый набор хорошо всем знакомых увещеваний, предназначенных для сделки с совестью: «хотел, как лучше»; «не знал, что так получится»; «все так делают»; «другие поступают еще хуже» и т.д. Есть люди, которые никогда не идут на компромисс с собственной совестью, не отступают от высших нравственных принципов. Каждый человек сталкивается с разными обстоятельствами, которые ставят нас перед выбором. Но критерием выборадолжна служить совесть. И проблема состоит в том, чтобы активизировать ее, сделать высшим судьей всей нашей жизни. Угрызения совести – это стыд за совершенное или за то, что хотел совершить. Муки совести позволяют не только оценить собственный поступок, но и помогают исправить свое поведение. Подчеркивая мысль о том, что совесть для человека значит больше, чем слава, русский поэт Г. Державин писал: «Что слава? Счастье нам прямое – Жить с нашей совестью в покое». Некоторые выводы: 1. Мораль – это система норм и правил поведения, которая помогает человеку в выборе линии действий, направляет его поступки и отношения на основе представлений о добре и о долге. 2. Добро и зло – наиболее общие моральные понятия, разграничивающие нравственное и безнравственное и характеризующие всякую человеческую деятельность и отношения. 3. Долг – это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. 4. Совесть – это способность к самооценке; она является внутренним регулятором поведения личности. Вопросы и задания. 1. Что такое мораль? Для чего она необходима? 2. В чем состоит нравственное (моральное) поведение? 3. Могут ли, на ваш взгляд, злые поступки при определенных условиях превращаться в добрые или наоборот? Приведите примеры. 4. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины. - Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. - Конечно, нет! – ответил юноша. - А воровать? - А убивать? - Нет… - Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом? 5. Как вы понимаете свой долг: - перед обществом; - перед коллективом; - перед семьей; - перед самим собой? 6. Как вы понимаете выражение «чистая совесть», «угрызения совести»? 7. В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие между стыдом и совестью?
|