Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тестовые задания к разделу: «культурология в системе гуманитарного знания».
1 Культурология – это: а) отдельная область философского знания; б) не устоявшееся околонаучное знание; в) комплексная междисциплинарная область научного знания, изучающая особенности культуры. 2. Какое определение культуры наиболее точно отражает ее сущность в системе прочих определений? а) деятельность человека по освоению мира; б) среда, искусственно созданная человеком; в) уровень прогресса. 3. Понятие «образованность» имеет: а) изменяющееся значение, наполняемое новым содержанием в зависимости от этапа социально – экономического и научно – технического развития; б) значение только применительно к цивилизованным обществам; в) во все времена одно и тоже узкое значение – умение читать и писать. 4. Понятие «культура» широко вошло в научный обиход: а) с появления человека разумного; б) с античного времени; в) с XVIII века – эпохи Просвещения. 5. Кто из перечисленных ниже учёных дал впервые научное определение культуры? а) Геродот; б) Ж. – Ж. Руссо; в) Э. Тейлор. 6. Кто впервые ввёл понятие «культурология»? а) А. Крёбер; б) Л. Уайт; в) В. Дильтей. 7. Что относится к культурному наследию? а) часть материальной и духовной культуры, которая прошла испытание временем; б) произведения искусства; в) здания, строения, оставшиеся от прошлого. 8. Кто является автором книги «Первобытная культура»? а) Э. Тейлор; б) Ф. Энгельс; в) Г.Гегель. 9. Что лежит в основе человеческой культуры? а) достижения прошлых и новых цивилизаций; б) многообразие видов деятельности; в) всё перечисленное. 10. Производственная культура проявляется в: а) знании трудового законодательства; б) активной общественной, профсоюзной работе; в)профессиональной грамотности, технологической дисциплине, творческом отношении к делу. 11. Нравственная культура проявляется в: а) соблюдении норм общежития; б) соблюдении требований этикета и общепринятых нравственных норм (заповедей); в) хорошем поступке. 12. Субъект культуры – это: а) человеческое общество в целом; б) люди, духовно преобразующие мир; в) человек сферы искусства; 13. Культура с позиций формационно – трудовой теории рассматривалась в трудах: а) Гегеля и Канта; б) Маркса и Энгельса; в) Шпенглера и Тойнби; 14. Культурно – антропологические теории рассматривались: а) М. Вебером; б) Д. Вико; в) Э. Тейлором. 15. Кто является автором книги «Россия и Европа»? а) П.А. Сорокин; б) Н.А. Бердяев; в) Н.Я. Данилевский. 16. О неизбежности разрыва каких культур утверждал Ч. Сноу в теории «двух культур»? а) естественно-научной и гуманитарной; б) мировой и национальной; в) массовой и элитарной. 17. Кто ввёл понятие «архетипы»? а) К. Юнг; б) Э. Фромм; в) Ф. Ницше; 18. Семиотико – структуралистские теории изучают культуры как: а) знаковые системы, как структуры с относительно устойчивыми элементами (язык, религия и тд.); б) культурно – историческое целое; в) отношения между этническими группами. 19. Что такое субкультура? а) культура ушедшая или нарождающаяся; б) относительно автономная культура определённой социальной среды; в) культура низов общества. 20. Культуру можно изучать: а) с самых разных точек зрения, порождаемых общественными потребностями, научными интересами; б) с точки зрения духовной жизни людей; в) только по определённой схеме и с определённых научных позиций. 21. Чья концепция культуры нигилистического толка основана на противопоставлении двух типов культуры – «аполлонийской» и «дионисийской»? а) И. Хейзинги; б) К. Ясперса; в) Ф. Ницше. 22. Кто из философов рассматривал культуру как прогресс морального сознания, сформулировал закон долженствования? а) И. Кант; б) Г. Гегель; в) К. Маркс. 23. Кто из философов рассматривал культуру как прогресс философского сознания (мирового разума)? а) Ф. Ницше; б) В. И. Вернадский; в) Г. Гегель. 24. Представители какой школы считали, что каждое явление культуры возникает единожды в одном месте и принадлежит к одному «культурному кругу»? а) Г. Гердер, И. Кант; б) Ф. Гребнер, Л. Фробениус; в) Б. Малиновский, К. Леви – Стросc; 25. Кто является автором книги «Закат Европы»? а) О. Шпенглр; б) Г.В. Плеханов; в) Н.Я. Данилевский. 26. Кто из учёных является создателем концепции культуры, в основе которой лежит теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций? а) О. Шпенглер, А. Тойнби; б) Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин; в) К. Маркс, Ф. Энгельс. 27. Представители какой философской школы считают, что человек приближает к себе мир благодаря не познанию, но переживанию его? а) психоаналитическая концепция культуры; б) экзистенциализм; в) философия жизни. 28. Чтобы правильно использовать в повседневной жизни понятие «культура», нужно: а) понимать собеседника; б) уметь подобрать слова для описания данного предмета или явления; в) понимать, что множество явлений и предметов называют словом «культура». 29. Какое соотношение понятий культуры и цивилизации является объективно верным? а) культура - положительная сторона цивилизации; б) цивилизация – это уровень, ступень культурного развития, связанная с появлением государственных систем; в) цивилизация – синоним культуры. 30. Циклические теории (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) изучают культуры: а) уподобляя их живым организмам; б) как самостоятельные, не связанные между собой; в) всё перечисленное. 31. В чьём представлении общество в ходе своего развития создаёт культурные системы, фундаментом которых является какая – либо ценность? а) П.А. Сорокин; б) В.И. Ленин; в) Дж. Вико. 32. Кто выдвинул гипотезу о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики? а) И. Кант; б) З. Фрейд; в) Ф. Боас. 33. Структурная антропология ставит задачу преодолеть: а) эволюционный метод исследования культуры; б) отделение умственного труда от физического; в) описательность в исследованиях культуры первобытных племен, используя при этом точные приемы (матем. моделирование, теории информации и т.п.). 34. Кто является автором понятия «осевая эпоха»? а) К. Ясперс; б) П. Сорокин; в) Л. Фробениус; 35. Теория русского космизма указывает: а) на первенство нашей страны в освоении космоса; б) на тесную взаимосвязь между культурной историей человечества, космическими явлениями и геологическими процессами; в) на всё перечисленное. 36. Ноосфера – это: а) околоземное космическое пространство; б) вся поверхность земли; в) сфера разума, рационального обитания человека. 37. Какое понятие в большей мере отражает сущность массовой культуры? а) невежество; б) массовое производство и потребление; в) всё перечисленное. 38. Какие учёные рассматривали игру как источник культуры? а) И. Хейзинга, Х. Ортега – и – Гассет, Е. Финк; б) А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилёв; в) З.Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм. 39. Кто из антропологов выводил различия между культурами из разности способов удовлетворения потребностей человека? а) Б. Малиновский; б) Ортега – и – Гассет; в) Г. Риккерт. 40. Процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в неэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно сливаются и причисляют себя к нему а) ассимиляция этническая; б) консолидация межэтническая; в) ассимиляция этноязычная; г) фиксация этногенетическая. 41. Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате их общения – это … а) аккомодация; б) преемственность; в) аккультурация; г) ассимиляция. 42. Процесс, связанный с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, то есть с набором фактов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества а) культурное изменение; б) культурный кризис; в) культурная деградация; г) культурный упадок. 43. Процесс передачи информации – идей, представлений, мнений, оценок, знаний, чувств и т.п. – от индивида к индивиду, от группы к группе … а) преемственность; б) культурная коммуникация; в) модернизация; г) глобализация. 44. Общеевропейский процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, ростом научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни сознания а) ассимиляция; б) интеграция; в) колонизация; г) модернизация. 45. Понятие, включающее в себя элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени а) традиция; б) обряд; в) культ; г) новация. 46. Понятие, описывающее изменение или модификацию черт культуры во времени и пространстве а) культурная динамика; б) трансляция; в) ассимиляция; г) диффузия. 47. Формы, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи, ориентироваться в пространстве и времени культуры а) нормативы; б) языки культуры; в) культурные нормы; г) традиции культуры 48. Типологизация культуры – это: а) метод научного познания, с помощью которого все многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы; б) характеристика различных культур; в) типы различных личностей. 49. Культурные универсалии – это: а) исторически преходящие ценности культуры; б) ценности доминирующей в обществе культуры; в) базовые ценности, присущие всем типам культур; г) нечто другое. 50. Что такое ментальность? а) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе; б) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры; в) совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметах.
|