Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Немецкая классическая философия






 

Ответ на вопрос № 5

 

То обстоятельство, что так называемая вторая фило­софия Фихте является логическим завершением его, так сказать, первой философии, нисколько не исключает от­носительной противоположности между ними. Если в первой системе Фихте самым решительным образом опро­вергает действительное существование объективной не­обходимости, сводя ее к видимости, преодолеваемой са­мосознанием, поскольку оно оказывается способным по­знать свою мощь, то во второй системе Фихте, напротив, абсолютизирует объективную необходимость и фактичес­ки сводит на нет понятие свободы. Отсюда понятно, что тупиковая ситуация, в которой оказывается философия Фихте, объясняется отнюдь не его переходом на религи­озные позиции, а тем фактическим отрицанием свободы, которым, увы, завершается учение Фихте.

Таким образом, философию Фихте, взятую в целом, характеризует абсолютное противопоставление свободы и необходимости. Диалектик Фихте оказался неспособ­ным узреть, объяснить, обосновать тот факт, что в обществе, в человеческой жизни необходимость и свобода об­разуют коррелятивное отношение, диалектическое един­ство, в силу которого необходимость превращается в сво­боду, а свободные человеческие действия порождают не­обходимость. Не существует поэтому в человеческой жизни ни абсолютной необходимости, ни абсолютной свободы. Человеческая свобода (а иной свободы не суще­ствует) заключает в себе необходимость, а необходимая связь человеческих действий заключает в себе свободу, предполагает последнюю как свою предпосылку. Свобо­да не есть, конечно, познанная необходимость. Такое понимание свободы, которое систематически обосновы­вали стоицизм и спинозизм, полностью исключает сво­боду выбора так же, как и генетическую связь необходи­мости со свободными действиями людей. Диалектика свободы и необходимости, совершающаяся в обществе и в жизни каждого человека, полностью исключает пред­ставление, что одна из этих противоположностей явля­ется первичной, а другая — вторичной.

Несомненной и, конечно, выдающейся историчес­кой заслугой Фихте является то, что он в противопо­ложность механическому материализму, постоянно склонявшемуся к фаталистическому истолкованию де­терминизма, постиг свободу как сущностное определе­ние человеческой природы, как центральное понятие философии, поскольку она исследует человеческую ре­альность, общественную жизнь*. Что же касается за^ блуждений Фихте, то они неотделимы от его идеализма и, пожалуй, от идеализма вообще, который даже в сво­ей диалектической форме оказался неспособным диа­лектически осмыслить феномен детерминизма. Научно-философское решение проблемы свободы и необходимо­сти может быть дано диалектическим (действительно, диалектическим) материализмом, который во многом еще предстоит создавать.

 

Зачтено, оценка __________________ Не зачтено _______________________

________________________ (подпись) ________________________ (подпись)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал