Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действие уголовного закона в пространстве.






Действие уголовного закона в пространстве основано на нескольких правилах (или принципах), которые предусмотрены непосредственно в УК: территориальном, гражданства, универсальном и реальном.

Территориальный принцип является основополагающим, так как неразрывно связан с государственным суверенитетом. Сущность этого принципа отражена в ч. 1 ст. 11 УК, согласно которой «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Тем самым всякое лицо — гражданин России, гражданин другого государства, лицо без гражданства (апатрид) — обязано соблюдать нормы российского уголовного закона, находясь в любой части территории России, т.е. всюду, где распространяется ее суверенитет и юрисдикция.

Для установления того, что означает «территория России», необходимо обратиться к положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Согласно ему в состав государственной территории входят суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы (над сушей и водами). Сухопутная территория России включает материковую часть суши и острова в пределах государственной границы.

Водную территорию РФ составляют внутренние и территориальные воды. Внутренние воды включают морские воды, расположенные в сторону берега от территориальных вод; воды портов; воды заливов, бухт, лиманов, губ, морей и проливов; воды рек, озер и иных водоемов. К территориальным водам России относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» недра — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Воздушное пространство РФ составляет пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем). Оно располагается внутри боковых и высотного пределов. Боковой предел образует вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы (ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»). Высотный предел отделяет воздушное пространство как часть территории России от космического пространства (международной территории). По сложившейся международной традиции этот предел равен 100-110 км, поэтому воздушное пространство ниже этой высоты относится к государственной территории, на которой Россия в полной мере осуществляет свою уголовно-правовую юрисдикцию: согласно ч. 2 ст. 11 УК преступления, совершенные в пределах территориальных вод, а также воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ.

Часть 2 ст. 11 УК устанавливает также, что действие Кодекса распространяется и на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря России на всем протяжении естественного продолжения се сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка и принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Однако уголовно-правовая юрисдикция России на континентальном шельфе осуществляется в ограниченных пределах: для защиты окружающей среды и собственных интересов, связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов.

Ограничена также юрисдикция России в пределах исключительной экономической зоны. Она устанавливается в морских районах за пределами территориальных вод (территориального моря) России и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих нашей стране островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) России. С учетом особого правового режима исключительной экономической зоны (которая не входит в состав территориального моря РФ) юрисдикция нашей страны распространяется не на любые преступления в пределах исключительной экономической зоны, а только на некоторые (связанные с незаконной разведкой, разработкой и охраной живых или неживых природных ресурсов).

К государственной территории РФ согласно ст. 11 УК приравнены водные (морские и речные) суда, приписанные к портам России. При этом имеются отличия в правовом режиме гражданских и военных судов: ч. 3 указанной статьи устанавливает, что лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ, несет уголовную ответственность независимо от места их нахождения. Вопрос об уголовной ответственности за преступления, совершенные на невоенном судне, решается иначе: если такое судно приписано к российскому порту и находится в открытом водном или воздушном пространстве вне ее пределов, то виновные лица подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. без каких-либо исключений преступления, совершенные на борту российских судов, находящихся в открытом море, подпадают под действие российского уголовного закона.

Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», уголовная юрисдикция России не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением случаев, когда последствия преступления распространяются на территорию РФ, преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в нашей стране или добрый порядок в территориальном море РФ. Равным образом согласно международному морскому праву за преступления, совершенные на борту российских морских судов, находящихся в территориальных и внутренних водах и портах иностранных государств, ответственность наступает по нормам Особенной части УК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами.

Вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших преступления на борту воздушных судов, также решается на основе ст. 11 УК и норм международного воздушного права. Согласно последним в отношении преступлений, совершенных во время полета воздушного судна, действует юрисдикция государства регистрации судна. Это правило действует вне зависимости оттого, где осуществляется полет: в открытом (нейтральном) воздушном пространстве или над территорией иностранного государства.

Важным положением, связанным с действием уголовного закона в пространстве, является вопрос о месте совершения преступления. Прямое указание, что считать местом совершения преступления, в УК отсутствует. Однако, с учетом положения ч. 2 ст. 9 УК о времени совершения преступления, придающего решающее значение моменту совершения общественно опасного действия (бездействия), местом совершения преступления следует считать территорию России в том случае, если преступное деяние (действие или бездействие) хотя бы частично совершено на любой части ее территории, а преступный результат наступил за пределами России.

В то же время, исходя из защиты интересов России и ее граждан, преступление должно считаться совершенным на территории нашей страны, если преступные последствия наступили на территории России или оно было пресечено на ее территории. Тем самым решается вопрос о месте совершения длящегося, продолжаемого, неоконченного преступлений и преступления, совершенного в соучастии. Чаще всего этой позиции придерживается законодатель зарубежных государств, устанавливая, что уголовный закон применяется и тогда, когда на территории государства преступление не только закончилось, но и было начато или продолжаюсь (§ 9 УК ФРГ, ст. 113-2 УК Франции, ч. 2 ст. 5 УК Беларуси, ч. 2 ст. 6 УК Казахстана, ст. 5, 6 УК Таиланда).

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве имеет исключение. Оно обусловлено статусом лиц, пребывающих в иностранном государстве и пользующихся иммунитетом в части уголовно-правовой юрисдикции (принцип экстерриториальности). Согласно ч. 4 ст. 11 УК вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. Это означает, что в случае совершения указанными лицами преступления привлечение их к уголовной ответственности за него по российскому УК возможно только при условии, если иностранное государство официально лишит их иммунитета. В противном случае они объявляются нежелательной персоной (personanongrata) и в течение установленного времени обязаны покинуть территорию нашей страны.

Дипломатической неприкосновенностью наряду с дипломатическим персоналом (послы, посланники, поверенные в делах, консулы, советники, первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и их помощники) пользуются члены семей указанных лиц, если они проживают вместе с ними и не являются гражданами РФ, представители иностранных государств, члены правительственных и парламентских делегаций, сотрудники делегаций, прибывающие в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих целях транзитом через территорию нашей страны, а также сопровождающие члены семей указанных лиц, если они не являются гражданами РФ.

По взаимному соглашению России и иностранного государства дипломатическая неприкосновенность в полном объеме может быть распространена на консульских сотрудников, а также административно-технический персонал дипломатических представительств (не из числа российских граждан). Личной неприкосновенностью, исключающей их арест или задержание за совершение преступления, пользуются также дипломатические курьеры при исполнении своих служебных обязанностей.

Принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК: граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства (апатриды), совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с ним. Однако привлечение тех и других к уголовной ответственности за преступление, совершенное вис пределов России, возможно лишь при условии, что в отношении них «поданному преступлению не имеется решение суда иностранного государства». Другими словами, эти лица не были осуждены в иностранном государстве за данное преступление или не были признаны судом невиновными в его совершении.

По правилам, которые предусмотрены для гражданина России, уголовной ответственности подлежат постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства, т.е. лица, которые не являются гражданами нашей страны и не имеют доказательств принадлежности к другому государству. Российские граждане, имеющие гражданство другого государства (двойное гражданство), если таковое окажется возможным по взаимному соглашению России и какого-либо иного государства (в настоящее время таких соглашений нет), рассматриваются исключительно как граждане нашей страны.

Особые условия привлечения к уголовной ответственности за преступления, совершенные вне пределов России, предусмотрены для военнослужащих российских воинских частей, дислоцирующихся за пределами России. Согласно ч. 2 ст. 12 УК за преступления, совершенные на территории иностранного государства, они несут уголовную ответственность по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Исключением как из общего территориального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства является универсальный принцип.

Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику', посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости оттого, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал