Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности хозяйственной деятельности предприятий государственной и коммунальной собственности ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Хозяйственную деятельность в Украине могут осуществлять также предприятия, основанные на государственной или коммунальной собственности - государственные и коммунальные унитарные предприятия. Государственное унитарное предприятие образуется компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке на базе выделенной части государственной собственности, как правило, без разделения ее на доли, и входит в сферу его управления. Этот орган государственной власти, является представителем владельца и выполняет его функции. Государственные унитарные предприятия действуют как государственные коммерческие предприятия или казенные предприятия. Государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, действует на основе устава или модельного устава и несет ответственность за последствия своей деятельности всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом. Государство и орган, к сфере управления которого входит государственное коммерческое предприятие, не несут ответственности по его обязательствам. Государственное унитарное коммерческое предприятие может быть преобразовано в государственное акционерное общество, 100 процентов акций которого принадлежат государству. Особенности хозяйственной деятельности государственных коммерческих предприятий: 1. Государственное коммерческое предприятие обязано принимать и выполнять государственные заказы, учитывать их при формировании производственной программы, определении перспектив своего экономического и социального развития и выборе контрагентов, а также составлять и выполнять годовой и с поквартальной разбивкой финансовый план на каждый следующий год. 2. Основным плановым документом такого предприятия является финансовый план, согласно которому предприятие получает доходы и осуществляет расходы, определяет объем и направление средств для выполнения своих функций. 3. Финансовый план подлежит утверждению до 1 сентября года, предшествующего плановому - предприятий, являющихся субъектами естественных монополий, и предприятий, плановый расчетный объем чистой прибыли которых превышает 50 миллионов гривен, - Кабинетом Министров Украины; других предприятий - органами, к сфере управления которых они принадлежат. 4. Органы, к сфере управления которых оносятся государственные коммерческие предприятия, представляют центральному органу исполнительной власти, реализующего госполитику в сфере экономического развития, сводные показатели финансовых планов и финансовые планы в разрезе отдельных государственных коммерческих предприятий, входящих в сферу их управления. Наряду с этим, государственные коммерческие предприятия имеют определенные ограничения по распоряжению имуществом, находящимся в их собственности, например, таким предприятиям запрещается (1) передавать безвозмездно принадлежащее им имущество другим юридическим лицам или гражданам. Отчуждать имущественные объекты они имеют право лишь по предварительному согласию органа, к сфере управления которого принадлежат, и только на конкурентных началах, (2) быть участниками коммерческих банков, (3) быть учредителями предприятий любых организационных форм и видов, хозяйственных обществ, кооперативов (субъектов предпринимательской деятельности). Казенное предприятие создается по решению Кабинета Министров Украины в отраслях экономики, в которых: 1) законом разрешено осуществление хозяйственной деятельности лишь государственным предприятиям; 2) основным (свыше пятидесяти процентов) потребителем продукции (работ, услуг) выступает государство; 3) по условиям хозяйствования невозможна свободная конкуренция товаропроизводителей или потребителей; 4) преобладающим (свыше пятидесяти процентов) есть производство общественно необходимой продукции (работ, услуг), которое как правило, не может быть рентабельным; 5) приватизация имущественных комплексов государственных предприятий запрещена законом. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления. Управление казенным предприятием, как и государственных коммерческих предприятий, осуществляют органы, уполномоченные управлять соответствующим государственным имуществом: (1) назначают на должность и освобождают от должности руководителя казенного предприятия по согласованию с Кабинетом Министров Украины; (2) утверждают устав казенного предприятия и изменения к нему, осуществляют контроль за соблюдением устава и принимает решение в связи с его нарушением; (3) осуществляют контроль за использованием и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, и имеют право изъять у казенного предприятия имущество, которое не используется или используется не по назначению, и распорядиться им в пределах своих полномочий; (4) осуществляют планирование и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью казенного предприятия, утверждают финансовый план и план развития казенного предприятия и обязательно заключают с ним государственные контракты на поставку продукции для государственных нужд; (5) определяют порядок использования чистой прибыли казенного предприятия путем установления обязательных нормативов распределения такой прибыли, (6) утверждают условия и фонд оплаты труда казенного предприятия с учетом условий, предусмотренных отраслевым соглашением. Среди других особенностей финансовой деятельности казенных предприятий можно отметить следующие: • казенные предприятия имеют право вступать в ассоциации, консорциумы, концерны и другие объединения предприятий только по согласованию с Кабинетом Министров Украины; • к казенным предприятиям не применяются положения законодательства о банкротстве; • казенное предприятие получает кредиты для выполнения уставных задач под гарантию органа, к сфере управления которого оно относится; • казенное предприятие отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении; • в случае недостаточности указанных средств государство, в лице органа, в сферу управления которого входит предприятие, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам; § трудовой коллектив государственного предприятия в случае производства по делу о банкротстве имеет преимущественное право требовать передачи ему данного предприятия как целостного имущественного комплекса в аренду (с принятием на себя его обязательств и согласия кредиторов). Коммунальное унитарное предприятие (КУП) создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе выделенной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. Этот орган является представителем собственника - соответствующей территориальной общины и выполняет его функции. Имущество КУП находится в коммунальной собственности и закрепляется за таким предприятием на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) или на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Уставный капитал КУП образуется органом, к сфере управления которого оно относится. Размер уставного капитала определяется соответствующим местным советом. КУП не несет ответственности по обязательствам собственника и соответствующего органа местного самоуправления. КУП возглавляет руководитель предприятия, который назначается органом, к сфере управления которого входит предприятие, и подотчетно этому органу. Убытки, причиненные КУП вследствие выполнения решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, подлежат возмещению указанными органами добровольно или по решению суда. Особенности хозяйственной деятельности КУП определяются в соответствии с требованиями относительно деятельности государственных коммерческих или казенных предприятий.
|