Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственных факторов
Основной причиной образования термических опасных и вредных производственных факторов является повреждение теплотехнического оборудования в результате нарушения его механической прочности. Механическая прочность - способность материала воспринимать усилия рабочих нагрузок, не разрушаясь и не образуя пластических деформаций сверх предела установленных величин. Причины повреждения технологического оборудования делится на три группы: - повреждения механическими воздействиями; - повреждения температурными воздействиями; - повреждения химическими воздействиями. Механические воздействия могут быть трех видов: - образованием повышенного или пониженного давления (вызвано нарушениями материального или теплового баланса, процессов конденсации, попадания легкокипящих жидкостей в объем высоко нагревательных аппаратов, нарушением протекания экзотермических химических процессов и т.д.); - воздействием динамических нагрузок (за счет их возникают напряжения превышающие до 10 - 15 раз те, которые образуются при тех же стандартных нагрузках, например: при резком изменении давления, гидравлическом ударе, вибрации, внешних механических ударах); - эрозионный износ (под действием движущейся среды возможен механический износ стенок аппаратов, то есть - эрозия). Эрозия происходит при обтекании стенок потоком твердых, жидких или газообразных веществ, а так же при воздействии электрических разрядов. Исходя из славного разрушающего фактора, различают пять видов эрозии: газовую, абразивную, навигационную, электрическую и ультразвуковую. Температурные воздействия возникают, когда на материал стенок аппаратов и трубопроводов воздействует температура, которая вызывает: - температурные напряжения (конструкция препятствует свободному изменению линейных размеров - рвется и разрушается металл); - изменением механических свойств металлов (воздействует высокая или низкая температура). Химические воздействия (в результате химического воздействия агрессивных веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, происходит постепенное уменьшение толщины стенок аппарата и снижение механических свойств металла за счет коррозии). Различают три вида коррозии: - прямое химическое воздействие (химическая реакция); - воздействие электрохимической реакции (электрохимическая коррозия); - воздействие на металл микроорганизмов (биохимическая коррозия). Термически опасные и вредные производственные факторы возникают при образовании пыле-воздушных, газо-воздушных и паро-воздушных смесей, горючих твердых и жидких веществ с окислителем (воздухом) и наличии источника зажигания. Горение - это химическая реакция окисления горючего вещества окислителем. Термически опасные и вредные производственные факторы характеризуют следующие показатели: - температурой нагрева (нагрев горючего вещества до температуры плавления); - температура плавления (разложение и начало испарения горючего вещества); - температура вспышки (образование неустойчивого испарения горючего вещества, приводящее к вспышке); - температура воспламенения (образование устойчивого испарения горючего вещества, приводящее к горению); - температура горения (устойчивое горение, сопровождающееся выделением большого количества тепла и свечения). Пожар - это неуправляемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Излучаемая теплота от очага горения вызывает боль и ожоги. Боль ощущается при интенсивности теплового излучения 625 кДж·мин/м2 через 3 сек., а при интенсивности теплового излучения 250 кДж·мин/м2 через 14 сек. Минимально безопасное расстояние (L, м) между пламенем и человеком ориентировано определяться по формуле: , () где: Н - высота пламени горящего вещества, м. Продолжительность пожара (Тп, ч) определяется по формуле: , () где: N - количество горящего вещества, кг/м2; υ - скорость выгорания вещества, кг/(м2·ч). При наличии в помещении различных видов твердых и жидких веществ и отношении площади помещения (Sп) к площади окон (Sо) находящееся в пределах от 4 до 10, время пожара определяется по формуле: , () где: qi - количество горящего вещества, кг/м2; ni - коэффициент, учитывающий скорость горения вещества, кг/(м2·ч).
5. Оценка уровня состояния безопасности подсистемы «Машина»
Безопасность производственного оборудования (машины) - свойство оборудования (машины) сохранять безопасное состояние при выполнении, заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документации. Основными этапами в оценке уровня состояния безопасности подсистемы " Машина" являются: - декомпозиция подсистемы " машина" на элементы (предполагает расчленение общей конструкции машины или оборудования на отдельные механизмы, узлы или части для выявления исходящих от них опасностей или их опасных сочетаний); - идентификация опасностей в подсистеме " машина" (предполагает установления опасностей и их причин, которые создаются каждым элементом - механизмом, узлом или частью конструкции машины); - идентификация средств защиты от опасностей в подсистеме машина" (предполагает установления полного перечня средств защиты от опасностей исходящих от каждого элемента, механизма, узла или части конструкции машины); - определение критерия состояния безопасности подсистемы " Машина " (показатель характеризующий отношение выявленного количества средств защиты от опасностей в подсистеме " машина" к необходимому количеству согласно нормативно-технической документации). Процедура оценки уровня безопасности подсистемы " машина" предполагает оценку безопасности конструкции машины или оборудования при испытаниях (новых или после ремонта) методами осмотра, апробирования и изучения с последующими сравнениями с требованиями нормативно-технической документации. Осмотром и апробированием оценивают: - наличие защитных кабин (каркаса безопасности); - безопасность входа и выхода на рабочее место; - удобство и безопасность эксплуатации его в темное время; - удобство наблюдения за рабочим органом, приборами и ориентирами; - электробезопасность и пожаробезопасность; - наличие и работа устройств исключающих запуск двигателя при включенной коробке переменных передач; - наличие средств обеспечения безопасности сборочных единиц машин, работающих под давлением или при высокой температуре; - обеспечение условий труда (наличие отопления, кондиционирования, стеклоочистителей, ремней безопасности, устройств фиксирующих навеску машины в транспортном положении); - наличие, надежность и окраску ограждений опасных мест; - наличие площадок, поручней и упоров для ног, мест зачаливания и домкратов. Измерением оценивают: - ограждения опасных зон; - нагрузку на управляемые колеса; - статическую устойчивость машины; - осевой зазор рулевого колеса и эффективность тормозов; - размер рабочего места оператора и обзорность с него; - шум, вибрации, и параметры микроклимата на рабочем месте; - габаритные размеры машины; - крепление привязных ремней безопасности; - содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны; - освещенность рабочей зоны в темное время суток; - внешний шум; - защитные свойства кабины и каркаса; - размеры рабочего места оператора. Методика и аппаратура для оценки безопасности предусмотрена определенной нормативно-технической документации. Безопасность труда оценивается вероятностью безопасной работы (Рб), определяемой по формуле: , () где: mt - математическое ожидание суммарной продолжительности опасных ситуаций в течение смены, ч; Т - длительность смены, ч. Безопасность на машинах различной конструкции, но одного назначения оценивают по коэффициенту (Ку), определяемому по формуле: , () где: N - число опасных ситуаций, ед.; W - единица выполненной сменной работы, ед. Уровень состояния безопасности подсистемы " машина" может быть оценен коэффициентом уровня безопасности (Куб) и определен по формулам: , () , () где: N - общее количество соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.; n - количество фактического соответствия требованиям нормативно-технической документации, ед.
|